Типичные ошибки при составлении режима пребывания детей в ДОУ

23576

О.Ф. Исса, методист лаборатории дошкольного образования окружного методического центра ЮОУО департамента образования г. Москвы, аспирант МПГУ
А.В. Минина, методист лаборатории дошкольного образования окружного методического центра ЮОУО департамента образования г. Москвы, аспирант МПГУ
Введение в действие новых требований в сфере дошкольного образования вызвало у руководителей и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений ряд трудностей. Особые сложности связаны с составлением режима пребывания детей в ДОУ. Поскольку режим – основа эффективной организации образовательного процесса, разобраться в данных вопросах предлагаем на примере конкретных ситуаций.

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования является обеспечение качества дошкольного образования, для достижения которого необходима грамотно составленная основная общеобразовательная программа ДОУ. Она должна рассматриваться как нормативно- управленческий документ, определяющий
порядок организации жизнедеятельности детей, содержание образовательного процесса и механизмы его осуществления.
Разработка и реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивается на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании";
  • приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (вступил в силу на основании Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 300);
  • приказ Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151 "Об утверждении федеральных государственных  требований к условиям реализации основной  общеобразовательной программы дошкольного образования";
  • приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы
  • дошкольного образования" (далее – ФГТ);
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (с изменениями СанПиН 2.4.1.2731-10) (далее – СанПиН).

В связи с введением в действие новых нормативных правовых документов в сфере дошкольного образования руководители и старшие воспитатели дошкольных образовательных учреждений испытывают затруднения при разработке основной общеобразовательной программы или относятся к этому процессу формально, что влечет за собой ряд типичных ошибок, отрицательно сказывается на реализации программы и оценке результативности образования в ДОУ. Об этом свидетельствуют результаты анализа общеобразовательных программ дошкольных образовательных учреждений.

Особое затруднение вызывает разработка такого раздела основной общеобразовательной программы, как "Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении".
В соответствии с ФГТ данный раздел должен содержать:

  • описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающих личност-
  • но ориентированные подходы к осуществлению всех видов детской деятельности;
  • проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.

Содержание ежедневной организации жизни и деятельности детей раскрывается через описание:

  • режима дня воспитанников с указанием перечня и продолжительности основных режимных моментов (прием, прогулка, сон, режим питания, непосредственно образовательная деятельность
  • с воспитанниками, самостоятельная деятельность детей);
  • физкультурно-оздоровительной деятельности с воспитанниками, включая режим организованной двигательной деятельности и комплекс закаливающих мероприятий с учетом сезонной зависимости;
  • примерной схемы организованной образовательной деятельности, учитывающей возрастную максимально допустимую образовательную нагрузку, время отдыха и удовлетворение потребностей воспитанников в двигательной активности.

Основу режима групп в ДОУ составляет установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, непосредственно образовательной деятельности ДОУ, прогулок и самостоятельной деятельности детей. Огромное значение имеют условия проведения и содержание каждого из режимных процессов, при планировании
которых необходимо руководствоваться действующими СанПиН.

При составлении режима пребывания воспитанников в ДОУ следует придерживаться нескольких критериев, определяющих возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, соблюдение которых также регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Среди типичных ошибок, допускаемых при составлении режима дня в разных возрастных группах, можно отметить:

  • несоответствие образовательной нагрузки воспитанников требованиям к максимальной нагрузке для детей дошкольного возраста в организованных формах образовательной деятельности,
  • несоблюдение требований к перерывам между
  • занятиями (периодами непрерывной образовательной деятельности), составление расписания непосредственно образовательной деятельности без указания времени ее проведения;
  • отсутствие в режиме дня времени, предусмотренного для занятий по дополнительному образованию, в результате чего данные занятия проводятся во время, отведенное для самостоятельной игровой деятельности или выполнения других режимных моментов;
  • не соответствие расписания образовательной деятельности режиму дня воспитанников.

Режим дня необходимо составлять на каждый день для каждой группы в отдельности, потому что ритм их жизнедеятельности различается. Особенно характерно это для учреждений с бассейнами и тех, где предлагаются дополнительные услуги (разное время проведения непосредственно образовательной деятельности, в результате чего нарушается, например, режим
прогулки).

Серьезной и, к сожалению, типичной ошибкой является также копирование режима дня пребывания воспитанников из примерной основной общеобразовательной про-
граммы дошкольного образования, реализуемой в конкретном ДОУ.

Рассмотрим примерный режим дня для первой младшей и старшей групп, представленный в основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Как видно из таблицы 1, общая продолжительность прогулки в соответствии с данным режимом составляет 3 ч, что на целый час меньше положенного времени, а сон короче на 30 мин, что не отвечает требованиям СанПиН.

Таблица 1

Режим дня в первой младшей группе (извлечение)

В дошкольном

В дошкольном учреждении

Продолжительность

Примечания авторов статьи

Прогулка

9:20–11:20

2 ч

Дневной

12:30–15:00

сон 2 ч 30 мин

Прогулка

16:30–17:30

1 ч

В режиме дня старшей группы (таблица 2) предусмотрено три периода непосредственно образовательной деятельности по 25 мин общей продолжительностью 1 ч 15 мин, что на 30 мин дольше, чем установлено требованиями СанПиН. Общее время, отведенное на прогулку и подготовку к ней, составляет 3 ч 10 мин вместо четырех часов ежедневно, продолжительность дневного сна вместе с подготовкой – менее двух положенных часов, что также является нарушением действующих СанПиН.

Таблица 2

Примерный режим дня в старшей группе (извлечение)

В дошкольном учреждении

Продолжительность

Примечания авторов статьи

Организованная

образовательная деятельность

9:00–9:25

9:35–10:00

10:10–10:35

Общая продолжительность –1 ч 15 мин

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

10:35–12:25

1 ч 50 мин

Подготовка ко сну, дневной сон

13:10–15:00

1 ч 50 мин

Подготовка к прогулке, прогулка

16:40–18:00

1 ч 20 мин

Во избежание случайных ошибок при составлении режима дня следует разделять время, отведенное непосредственно на прогулку или сон и подготовку к данным режимным моментам; указывать не общую продолжительность непосредственно образовательной деятельности, а длительность каждого занятия, учитывая 10-минутный перерыв между ними.

Особое внимание следует уделить составлению расписания игр-занятий для детей раннего возраста.

В соответствии с СанПиН предельно допустимый объем образовательной нагрузки для малышей составляет 1,5 ч в неделю при продолжительности одной игры-занятия 8–10 мин. Для того чтобы избежать нарушений, целесообразно планировать двигательные занятия (физкультурные и музыкальные) по 10 мин, остальные – по 8 мин или 9 занятий по 10 мин. Планирование "по старинке" (10 занятий в не- делю по 10 мин каждое) превышает предельно допустимый объем образовательной нагрузки для детей раннего возраста на 10 мин в неделю.

Что касается двигательного режима, то ошибки возникают из-за несоблюдения требований к организации физического воспитания, расписанию образовательной деятельности и режима дня. Так, например, в одной из программ для "оздоровительного бега в подготовительной к школе группе" отводится 60 мин в день.

Невнимательное отношение к содержанию нормативных документов приводит к грубым ошибкам при составлении режима пребывания воспитанников и отрицательно сказывается на качестве организации их жизнедеятельности.

Примеры затруднительных ситуаций, возникающих при составлении режима пребывания детей в детском саду, представлены в приложении в виде ответов на часто задаваемые вопросы.
Таким образом, при составлении режима дня необходимо руководствоваться действующими СанПиН и учитывать следующее:

  • максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3–7 лет должна составлять 5,5–6 ч;
  • ежедневная продолжительность прогулки воспитанников должна составлять в совокупности не менее 4–4,5 ч, включая утренний прием детей на улице, а также непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию, проводимую на открытом воздухе;
  • продолжительность дневного сна в зависимости от возрастной группы должна составлять: для детей раннего возраста – 3–3,5 ч, воспитанников остальных возрастных групп – 2–2,5 ч;
  • продолжительность 3–4-часовой самостоятельной деятельности детей, включая самостоятельную игровую деятельность;
  • продолжительность непосредственно образовательной деятельности воспитанников в зависимости от возрастной группы дошкольного возраста, включая требования к продолжительности
  • занятий в первой и второй половине дня;
  • максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки;
  • соотношение непосредственно образовательной деятельности физкультурно-оздоровительного и эстетического циклов;
  • соблюдение перерывов между периодами непрерывной образовательной деятельности;
  • требования к организации физического воспитания детей дошкольного возраста (к объему двигательной активности и рациональности двигательного режима, организации непосредственно
  • образовательной деятельности по физическому развитию (количество и место проведения), системе закаливающих мероприятий);
  • требования к организации дополнительного образования воспитанников.

Важно отметить, что соблюдение режима дня дисциплинирует детей, улучшает аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует их нормальному психофизическому развитию. Четко спланированный режим дня с учетом возраста, физиологических и психических особенностей детей является основой для сохранения и укрепления их здоровья, служит залогом психологического комфорта каждого ребенка в детском саду.Приложение

Ответы на часто задаваемые вопросы, возникающие при составлении режима пребывания детей в детском садуВопрос. Каково максимально допустимое количество периодов непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы и ее распределение в течение дня?Ответ. При составлении расписания непосредственно образовательной деятельности в старшей группе ДОУ необходимо руководствоваться СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 (с изменениями СанПиН 2.4.1.2731-10) (далее – СанПиН).

Так, на основе данного документа можно сделать вывод, что максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для ребенка старшего дошкольного возраста – 6 ч 15 мин, из них:

  • в первой половине дня не более двух периодов непрерывной образовательной деятельности по 20 и 25 мин (в сумме не более 45 мин), т. е. 10 периодов непрерывной образовательной деятельности в неделю;
  • во второй половине дня возможны только 2–3 периода непрерывной образовательной деятельности в неделю по 25 мин;
  • во второй половине дня допускаются еще 2 периода непрерывной образовательной деятельности по дополнительному образованию.

Таким образом, в старшей группе может быть всего 13 периодов непрерывной образовательной деятельности без учета реализации программ дополнительного образования или 14–15 периодов непрерывной образовательной деятельности в неделю, включающих реализацию программ дополнительного образования, что не превышает максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки и соответствует СанПиН.

Затруднения при составлении расписания непосредственно образовательной деятельности в старшей группе могут быть связаны с установленным ограничением общей продолжительности непосредственно образовательной деятельности в первой половине дня (45 мин), т. е. из двух возможных периодов непрерывной образовательной деятельности в первой половине дня один должен составлять 25 мин, другой – 20 мин. Поэтому при максимально возможных 15 периодах непрерывной образовательной деятельности в неделю еженедельный объем образовательной нагрузки не может достигать 6 ч 15 мин, он составляет менее 6 ч, что не противоречит СанПиН.Вопрос. В старших и подготовительных группах ДОУ плавание планируется два раза в неделю. Можно ли заменить плаванием (один раз в неделю) непосредственно образовательную
деятельность по физическому развитию или необходимо планировать ее три раза в неделю, как требуется СанПиН. Можно ли заменить плаванием непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию на воздухе, а основные виды движений закреплять  во время прогулки?Ответ. На основании пп. 13.5 и 13.7 СанПиН 2.4.1.2660-10 (с изменениями СанПиН 2.4.1.2731-10) непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется не менее трех раз в неделю, из которых один раз в неделю для детей 5–7 лет ее следует проводить на открытом воздухе круглый год. Если в ДОУ есть бассейн, то непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию можно организовывать два раза в неделю и два раза в виде занятий плаванием. Но при этом для детей 5–7 лет обязательно необходимо планировать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию на открытом воздухе. Таким образом, непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию на воздухе плаванием заменять нельзя.

Вопрос. Сколько занятий физической культурой в физкультурном зале должно быть при наличии в детском саду бассейна? Ведь занятия плаванием – это серьезная физическая нагрузка
для ребенка.

Ответ. Режим двигательной активности в ДОУ по ФГОС предусматривает проведение дополнительных занятий, такая активность не помешает детям хорошо развиваться! И занятия в бассейне доставляют воспитанникам неподдельную радость. Поскольку в СанПиН нет четких указаний на этот счет, в группах для детей до 5 лет (кроме раннего возраста) необходимо проводить 2–3 двигательных занятия по физическому развитию в физкультурном зале и 1–2 – в бассейне (на усмотрение администрации). В некоторых дошкольных учреждениях планируют по три двигательных занятия по физическому развитию в физкультурном зале и на улице и два – в бассейне. Это допустимо при условии, если дети нормально на это реагируют. В противном случае – сокращайте. Однако надо иметь в виду, что двигательных занятий по физическому развитию должно быть не менее трех в неделю. Что касается старших групп, то для детей 5–7 лет один раз в неделю следует круглогодично организовывать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию на открытом воздухе, но только при отсутствии у детей медицинских  показаний и наличия спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам документ с примерными вопросами мониторинга педагогических компетенций воспитателей в ходе реализации требований ФГОС ДО.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль