Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога

4033

Л.И. Дранишникова, канд. пед. наук, зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 27, г. Дзержинск Нижегородской области

В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" выделены пять основных направлений, определяющих инновационное развитие  образовательных учреждений (постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, организация всесторонней поддержки и сопровождения талантливых школьников, развитие учительского потенциала, обеспечение здоровья учащихся), даны ориентиры новой системы непрерывного образования. Решение поставленных перед  школой государственных задач невозможно без учителей, готовых к инновационным преобразованиям.

На протяжении двух последних лет наша школа является муниципальной опытно-экспериментальной площадкой, работающей по теме: "Создание методической системы работы по формированию инновационно активной личности педагога и условий ее функционирования”. Итогом работы за два года стали разработанные:

  • концепция развития основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога;
  • теоретическая модель методической системы работы, позволяющая организовать внутришкольное управление процессом формирования инновационно активной личности педагога, обеспечивающая комфортные условия для профессиональной самореализации учителя (рисунок);
  • необходимые условия функционирования предлагаемой методической системы работы; мониторинг результативности внедрения теоретической модели в практику общеобразовательного учреждения.

Теоретическая модель методической системы работы создавалась на основе разработанной концепции, в которой в виде 7 базовых положений изложены авторские взгляды на идею формирования компетенций учителя "новой" школыПриложение 1 Модель методической системы работы по формированию инновационно активной личности педагога

Эффективное функционирование предлагаемой методической системы обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:

  1. Управление процессом формирования инновационно активной личности педагогов осуществляется за счет внутренних инноваций системного характера в организации научно-методической работы в ДОУ.
  2. Деятельность по формированию инновационно активной личности педагогов носит непрерывный, динамический, развивающийся, системный характер, охватывая учителей с различным опытом инновационной деятельности, характером мотиваций, возрастом, квалификацией и т. д.
  3. Рост инновационной активности педагогов является осознанным и способствует профессиональной самореализации учителя.
  4. Выстраиванию оптимальной личностной траектории развития инновационно активной личности педагога способствует системная, комплексная, многоаспектная диагностика.
  5. Положительная динамика уровня мотивации педагогов к осуществлению инновационно преобразующей деятельности обеспечивается через выявление интересов и предпочтений, характеризующих своеобразие каждой отдельно взятой личности учителя, привлечение педагогов к участию в психолого-педагогических тренингах, обучающих семинарах.

Эффективность, а также результативность внедрения теоретической модели формирования инновационно активной личности педагога определяется через организацию специально разработанного мониторинга экспериментальной деятельности, включающего:

  1. графическую зависимость, отражающую динамику изменения профессиональной квалификации педагогов – участников эксперимента (на начало, середину и конец эксперимента);
  2. сравнительные таблицы, графики, диаграммы, демонстрирующие динамику изменений активности и результативности участия школьников в интеллектуальных конкурсах для дошкольников, творческих конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня (на начало, середину и конец эксперимента);
  3. сравнительные таблицы, графики, диаграммы, показывающие динамику изменения методологической активности педагогов – участников эксперимента (участие в профессиональных конкурсах, написание авторских программ, публикация работ, участие в деятельности проблемных групп, городских методических объединений, школьных предметных кафедр и т. д.) (на начало, середину и конец эксперимента);
  4. сравнительные таблицы, диаграммы, графики, отражающие динамику расширения партнерских связей школы; реализацию социально значимых проектов; использование школы как базовой для организации городских семинаров (на начало, середину и конец эксперимента).

Развитие основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога в рамках сконструированной системы, строится на методолого-теоретических основах, включающих ведущую идею перехода образовательного учреждения в режим инновационного обучения, комплексный (личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный) подход
и важнейший принцип самостоятельности, сознательности и творческой активности педагогов – участников эксперимента.

Процесс формирования компетенций, присущих учителю "новой" школы, рассматривается нами как целостность составляющих его структурно-функциональных компонентов: целевого, содержательного, организационно-управленческого, процессуально-деятельностного и результативно-оценочного

Таким образом, под системой работы по формированию инновационно активной личности педагога понимаем такую форму организации методической работы с учителем, в которой целевые, содержательные, инструментальные и методологические характеристики трех образующих ее блоков – "Диагностика", "Развитие" и "Поддержка" находятся в органической взаимосвязи,  взаимозависимости и взаимообусловленности друг с другом.Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЯ концепции развития основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога

  1. Инновационно активная личность педагога может быть охарактеризована через совокупность тесно взаимосвязанных компетенций, к которым мы относим предметно- методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, акмеологическую компетентности, а также компетентности в сфере трансляции собственного опыта, здоровьесберегающих технологий, медиатехнологий, в области управления системой "учитель – ученик".
  2. Учитель в “новой” школе – творческая личность, яркая индивидуальность со своим стилем обучения, личностными предпочтениями и интересами.
  3. Наш подход к формированию инновационно активной личности педагога основан на разработке и последующем внедрении в образовательный процесс школы личностных траекторий инновационного развития учителя, которые проектируются в соответствии с индивидуальными предпочтениями педагогов к выполнению определенного  вида деятельности.
  4. Научно-методическое, информационно-аналитическое сопровождение педагога на пути его профессионального роста – необходимое условие формирования инновационно активной личности учителя.
  5. Деятельность педагога по повышению своей профессиональной компетентности будет более осмысленной, если она осуществляется в контексте реально существующей, личностно значимой проблемы.
  6. Деятельность по формированию инновационно активной личности педагога должна предусматривать реабилитационное направление для педагогов с низкой готовностью к активной инновационной деятельности.
  7. Процессы диагностики, инновационного развития и сопровождения педагогов на пути их личностного роста должны рассматриваться как органически взаимосвязанные части одного процесса – формирование инновационно активной личности педагога.

Приложение 2

Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога
Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога   

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль