Родительский клуб «Семейная гостиная»

7748

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Роль семейного окружения в процессе психического развития воспитанника является главной. В современном обществе этот вопрос особенно актуален, ведь изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с дошкольником эмоциональный контакт сводится к минимуму. Безусловно, внутрисемейные отношения и отношение к ребенку родителей оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека.

В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги детского сада взяли на себя миссию: повернуть взрослых лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов.
В программе "От рождения до школы", подготовленной в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ №655 от 23 ноября 2009 года) ведущими целями взаимодействия детского сада с семьей являются создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Одной из форм взаимодействия является совместная деятельность. Как правило, в работе дошкольных учреждений применяются традиционные формы взаимодействия с семьей (собрания, круглые столы, индивидуальные консультации), но часто родители остаются недостаточно активными и заинтересованными.

Было проведено анкетирование родителей "Изучение потребностей родителей".

Результаты анкетирования свидетельствуют:

  • некоторые мамы и папы перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;
  • большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);
  • отсутствует четкое представление о системе совместной работы членов семей воспитанников и педагогов.

Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейных гостиных.

В детском саду № 115 ОАО "РЖД" "Гномик" был создан семейный клуб в ДОУ "Семейные гостиные", где создаются условия для равноправного участия детей и родителей в игре и продуктивной деятельности. Инициаторами создания родительского клуба стали педагог-психолог Тимиреева Марина Геннадьевна, воспитатель по изобразительной деятельности Шадрина Ирина Николаевна.

Посещение психолого-педагогических гостиных позволяет воспитанников научится по-новому играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового взаимодействия, методы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях.

В моменты специально организованного игрового взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают. Родители начинают осознавать важность игры в период дошкольного детства. Детско-родительские отношения приобретают конструктивный характер, это особенно важно именно в период дошкольного детства, на начальном этапе развития личности.

Основная цель:

  • развивать личность дошкольника с помощью родителей и при их активном участии;
  • внедрить новые нетрадиционные формы работы с семьей;
  • создание в детском саду психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

В старшей группе:

  • знакомство и сближение группы;
  • развитие навыков согласованных действий;
  • внедрение способов эффективного общения, в том числе невербального;
  • ознакомление родителей и детей с правами ребенка;
  • тренировка мелкой моторики, речевого дыхания, координации речи с движением;
  • развитие воображения, художественно-творческих способностей, внимания, мышления, ловкости;
  • развитие нравственных качеств личности.

В подготовительной к школе группе:

  • создание эмоционально положительного настроя участников;
  • развитие чувства единства, сплоченности и, как следствие, коммуникативных навыков;
  • совершенствование общения родителей и детей, их психоэмоционального контакта;
  • снятие напряжения, обучения приемам расслабления, релаксации, достижения психофизического покоя;
  • помощь в достижении положительного самоощущения;
  • развитие познавательных процессов у детей: внимания, памяти и др.;
  • формирование выразительной моторики;
  • побуждение к творчеству.

Система совместных занятий состоит из восьми встреч в год (1 раз в месяц), предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Продолжительность каждого занятия – 45 минут. Время проведения встреч вечернее (16.30), наиболее удобное для мам и пап.

Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой, теперь обстановка иная.

  1. Уже видно, что родителям интересно в детском саду "Гномик". Никогда еще так часто мамы и папы не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас.
  2. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
  3. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Тематическое планирование психолого-педагогических семейных гостинных в детском саду

Старшая группа

Месяц

Тема ППГ


Предварительная работа


Содержание игровой и продуктивной деятельности

октябрь

"Давайте познакомимся"

- Игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми.
- Беседа "Что такое дружба?"
- Чтение: Т.Александрова "Домовенок Кузька"; Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей". Совместное обсуждение прочитанных произведений.

Игры: "Волшебный клубочек", "Большое животное", "Передай по кругу", "Волшебное зеркало", "Игра с платком".Продуктивная деятельность: изготовление осенней скатерти при помощи отпечатывания осенних листьев.

ноябрь

"Веселое правоведение"

- Занятие "Права ребенка".
- Чтение: К.Чуковской "Айболит"; А.Барто "Санитары"; С.Михалков "Прививка".
- Беседа "Специальности врачей".
- Сюжетно-ролевые игры "Врачи бывают разные".

Игры: "Дружная семья", "Игра со стульчиками", "Море волнуется раз…", "Специальности врачей".Продуктивная деятельность: лепка из соленного теста "Птица счастья".

декабрь

"Зимнее путешествие"

- Чтение: И.С.Соколов-Микитов "Русский лес"; А.Н.Толстой "Сорочьи сказки".
- Игра "Изобрази животное".
- "Беседы: "По каким признакам мы отгадывали животных?", "Какие существуют деревья?".
- Игра "Деревья".

Игры: "Веселый паровозик", "Деревья", "Изобрази животное", "Тень", "Рифмы".Продуктивная деятельность: изготовление новогодней открытки в технике декупаж.

январь

"Арт-терапия дома и в детском саду"

Занятие по лепке "Необычные фигурки"

Игры: "Приветствие", "Найди свой цветок".Продуктивная деятельность: пластилиновый барельеф "Роза"

февраль

"Путешествие по городу"

- Беседа с детьми о правилах поведения на дорогах.
- Рассматривание сюжетных картинок, посвященных правилам поведения на дороге.
- Изготовление из бумаги сигналов светофора, дорожных знаков. Объяснение, что они означают.
- Занятие "Зеленый огонек"

Игры: "Машины", "Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем", "Стоп – идите", "Сиамские близнецы", "Передай жезл".Упражнение: "Знаете ли вы правила дорожного движения?" Продуктивная деятельность: открытка-игрушка "Чудо паровоз"

Март

"Полет на воздушном шаре"

- Чтение: Н.Носов "Приключение Незнайки и его друзей" (главы: "Как Незнайка придумал воздушный шар", "Подготовка к путешествию", "В путь", "Над облаками")
- Проигрывание с детьми глав произведения.

Игры: "Ласковое имя", "Все – некоторые – только я", "Путанка",
"Бумажные мячики",
"Неожиданные картинки"Релаксационное упражнение: "Я наблюдаю мир сверху"Продуктивная деятельность: волшебные цветы из бумаги.

Апрель

"Мы счастливая семья"

- Беседа "Семья", изобразительная деятельность детей (отражение тематики в детских рисунках).
- Рассматривание с членами семей семейных фотоальбомов, беседы о любимой деятельности каждого члена семьи.

Игры: "Узнайте своего ребенка", "Моя семья – мой дом", "Дракон кусает свой хвост", "Хождение по бумаге".Продуктивная деятельность:
абстрактный рисунок "Любящее сердце"

Май

"Дружная семейка"

- Игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми.
- Чтение: В.Берестов "За игрой".
- Беседа о дружбе.

Игры: "Собери картинку", "Здравствуйте", "Скульптур и глина", "Кенгуру", "Собери букет цветов".Продуктивная деятельность: рамка для фотографий.

Тематическое планирование психолого-педагогических семейных гостинных в детском саду

Подготовительная к школе группа

Месяц

Тема ППГ


Предварительная работа


Содержание игровой и продуктивной деятельности

октябрь

"Играем дома и в детском саду"

Игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми.

Игры: "Передай мяч", "Поклон", "Передай по кругу", "Паутинка", "Держи мяч", "Добрый ангел".Продуктивная деятельность: изготовление тряпичной куклы "нянюшки".

ноябрь

"прогулка по улицам город знаний"

- Занятие "Права ребенка".
- Чтение: А.Толстой "Золотой ключик".
- Совместное обсуждение с детьми проблемы: "Как Карабас-Барабас нарушал права кукол?".
- Беседы: "Семья", "Любимые игрушки", "Любимые игры".

Игры: "Назови ласково", "Будь внимательным", "Угадай, чьи руки", "Моя семья – мой дом", "Это правда?", "Цепочка слов".Упражнение: "Постройся в ряд по признаку (ранжирование)".Продуктивная деятельность:
граттаж (восковая гравюра) "Город знаний".

декабрь

"В здоровом теле – здоровый дух"

- Беседы: "Зачем мы делаем зарядку?", "Почему мы занимаемся физкультурой?".
- Чтение: Г.Остер "38 попугаев" (глава о том, как Мартышка не могла влезть на пальму и сорвать бананы).
- Совместное обсуждение с детьми проблемы: "Почему Мартышка не смогла сорвать банан?".

Игры: "Здравствуй", "Ток", "Двое в одной коробке", "Шалтай – Болтай", "Насос и мяч", "Солнечный зайчик", "Небоскреб".Продуктивная деятельность:
новогодний подсвечник.

январь

"Зимушка – зима"

- Чтение: М.Пляцковский "Ромашка в январе"; Г.-Х. Андерсен "Снежная королева"; братья Гримм "Белоснежка"; русские народные сказки "Как лиса шила волку шубу", "Морозко", "Заюшкина избушка".

Игры: "Кто первый сделает снежок", "Снежки", "Морозный ветер – солнышко", "Кричалки – шепталки – молчалки".Загадки Упражнения: "Пожелание", "Снеговики".Продуктивная деятельность: рисование "Зимнее настроение".

Февраль

"Эх, добры молодцы!"

- Беседы о русских былинах, "День защитника Отечества".
- Просмотр мультфильма "Алеша Попович и Тугарин Змей".
- Чтение: "Никита Кожемяка".
- Изготовление подарков для пап.

Игры: "Переправа через болото", "Тройка", "Строительство домика", "Пройдем через пропасть", "Меткий стрелок".Продуктивная деятельность: изготовление яичной темперы (самодельные краски) и рисование на свободную тему.

март

"Моя любимая мама"

- Беседа "8 Марта".
- Изготовление подарков для мам.
- Чтение: В.Берестов "Праздник мам", П. Синявский "Портрет", Д.Непомнящая "Мама для мамонтенка".

Игры: "Фруктовая корзина", "Любящие родители", "Портрет с закрытыми глазами", "Жмурки", "Детская мода".Продуктивная деятельность:
ароматические подушечки.

апрель

"Клуб веселых
и находчивых"

- Занятие по формированию математических представлений.
- Разгадывание ребусов.
- Повторение счета прямого и обратного.
- Игры "Найди отличия".

Игры: Разминка, "Объяснялки", "Веселые цифры", "Найди отличия", "Расшифруй слово".Продуктивная деятельность:
панно из зерен "Мышь".

май

"Лучшая семья моя"

- Игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми.

Игры: "Капризульки", "Шустрый поваренок", "Дракон кусает свой хвост", "Обнималки".Упражнения: "Знакомство руками", "Идеальный родитель и ребенок".Продуктивная деятельность: панно из прутиков "Чудесное дерево".

Данный проект комплексной программы "Родительский клуб "Семейная гостиная" был представлен на международной выставке – ярмарке инновационных образовательных проектов – 2012, стал победителем и получил диплом 1 степени и сертификат.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль