"Родительский клуб "Семейная гостиная"

7717

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Роль семейного окружения в процессе психического развития ребенка дошкольного возраста является главной. В современном обществе этот вопрос особенно актуален, ведь изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребенком эмоциональный контакт сводится к минимуму. Безусловно, внутрисемейные отношения и отношение к ребенку родителей оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека.
В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги детского сада взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов.
В программе "От рождения до школы", подготовленной в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ №655 от 23 ноября 2009 года) ведущими целями взаимодействия детского сада с семьей являются создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Одной из форм взаимодействия является совместная деятельность. Как правило, в работе дошкольных учреждений применяются традиционные формы взаимодействия с семьей (собрания, круглые столы, индивидуальные консультации), но часто родители остаются недостаточно активными и заинтересованными.

Было проведено анкетирование родителей "Изучение потребностей родителей".

Результаты анкетирования свидетельствуют:
- некоторые родители перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;
- большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);
- отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.
Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейных гостиных.
В детском саду № 115 ОАО "РЖД" "Гномик" был создан семейный клуб в ДОУ "Семейные гостиные", где создаются условия для равноправного участия детей и родителей в игре и продуктивной деятельности. Инициаторами создания родительского клуба стали педагог-психолог Тимиреева Марина Геннадьевна, воспитатель по изобразительной деятельности Шадрина Ирина Николаевна.
Посещение психолого-педагогических гостиных позволяет родителям научится по-новому играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового взаимодействия, методы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях.
В моменты специально организованного игрового взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают. Родители начинают осознавать важность игры в период дошкольного детства. Детско-родительские отношения приобретают конструктивный характер, это особенно важно именно в период дошкольного детства, на начальном этапе развития личности.Основная цель:
- развивать личность ребенка с помощью родителей и при их активном участии;- внедрить новые нетрадиционные формы работы с семьей;- создание в детском саду психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:В старшей группе:
знакомство и сближение группы;
развитие навыков согласованных действий;
внедрение способов эффективного общения, в том числе невербального;
ознакомление родителей и детей с правами ребенка;
тренировка мелкой моторики, речевого дыхания, координации речи с движением;
развитие воображения, художественно-творческих способностей, внимания, мышления, ловкости;
развитие нравственных качеств личности.В подготовительной к школе группе:
создание эмоционально положительного настроя участников;
развитие чувства единства, сплоченности и, как следствие, коммуникативных навыков;
совершенствование общения родителей и детей, их психоэмоционального контакта;
снятие напряжения, обучения приемам расслабления, релаксации, достижения психофизического покоя;
помощь в достижении положительного самоощущения;
развитие познавательных процессов у детей: внимания, памяти и др.;
формирование выразительной моторики;
побуждение к творчеству.

Система совместных занятий состоит из восьми встреч в год (1 раз в месяц), предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Продолжительность каждого занятия – 45 минут. Время проведения встреч вечернее (16.30), наиболее удобное для родителей.
Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой, теперь обстановка иная.
- Уже видно, что родителям интересно в детском саду "Гномик". Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ГОСТИННЫХ
Старшая группа

Месяц

Тема ППГ


Предварительная работа


Содержание игровой и продуктивной деятельности

октябрь

"Давайте познакомимся"

- Игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми.
- Беседа "Что такое дружба?"
- Чтение: Т.Александрова "Домовенок Кузька"; Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей". Совместное обсуждение прочитанных произведений.

Игры: "Волшебный клубочек", "Большое животное", "Передай по кругу", "Волшебное зеркало", "Игра с платком".Продуктивная деятельность: изготовление осенней скатерти при помощи отпечатывания осенних листьев.

ноябрь

"Веселое правоведение"

- Занятие "Права ребенка".
- Чтение: К.Чуковской "Айболит"; А.Барто "Санитары"; С.Михалков "Прививка".
- Беседа "Специальности врачей".
- Сюжетно-ролевые игры "Врачи бывают разные".

Игры: "Дружная семья", "Игра со стульчиками", "Море волнуется раз…", "Специальности врачей".Продуктивная деятельность: лепка из соленного теста "Птица счастья".

декабрь

"Зимнее путешествие"

- Чтение: И.С.Соколов-Микитов "Русский лес"; А.Н.Толстой "Сорочьи сказки".
- Игра "Изобрази животное".
- "Беседы: "По каким признакам мы отгадывали животных?", "Какие существуют деревья?".
- Игра "Деревья".

Игры: "Веселый паровозик", "Деревья", "Изобрази животное", "Тень", "Рифмы".Продуктивная деятельность: изготовление новогодней открытки в технике декупаж.

январь

"Арт-терапия дома и в детском саду"

Занятие по лепке "Необычные фигурки"

Игры: "Приветствие", "Найди свой цветок".Продуктивная деятельность: пластилиновый барельеф "Роза"

февраль

"Путешествие по городу"

- Беседа с детьми о правилах поведения на дорогах.
- Рассматривание сюжетных картинок, посвященных правилам поведения на дороге.
- Изготовление из бумаги сигналов светофора, дорожных знаков. Объяснение, что они означают.
- Занятие "Зеленый огонек"

Игры: "Машины", "Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем", "Стоп – идите", "Сиамские близнецы", "Передай жезл".Упражнение: "Знаете ли вы правила дорожного движения?" Продуктивная деятельность: открытка-игрушка "Чудо паровоз"

Март

"Полет на воздушном шаре"

- Чтение: Н.Носов "Приключение Незнайки и его друзей" (главы: "Как Незнайка придумал воздушный шар", "Подготовка к путешествию", "В путь", "Над облаками")
- Проигрывание с детьми глав произведения.

Игры: "Ласковое имя", "Все – некоторые – только я", "Путанка",
"Бумажные мячики",
"Неожиданные картинки"Релаксационное упражнение: "Я наблюдаю мир сверху"Продуктивная деятельность: волшебные цветы из бумаги.

Апрель

"Мы счастливая семья"

- Беседа "Семья", изобразительная деятельность детей (отражение тематики в детских рисунках).
- Рассматривание с родителями семейных фотоальбомов, беседы о любимой деятельности каждого члена семьи.

Игры: "Узнайте своего ребенка", "Моя семья – мой дом", "Дракон кусает свой хвост", "Хождение по бумаге".Продуктивная деятельность:
абстрактный рисунок "Любящее сердце"

Май

"Дружная семейка"

- Игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми.
- Чтение: В.Берестов "За игрой".
- Беседа о дружбе.

Игры: "Собери картинку", "Здравствуйте", "Скульптур и глина", "Кенгуру", "Собери букет цветов".Продуктивная деятельность: рамка для фотографий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ГОСТИННЫХ
Подготовительная к школе группа

Месяц

Тема ППГ


Предварительная работа


Содержание игровой и продуктивной деятельности

октябрь

"Играем дома и в детском саду"

Игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми.

Игры: "Передай мяч", "Поклон", "Передай по кругу", "Паутинка", "Держи мяч", "Добрый ангел".Продуктивная деятельность: изготовление тряпичной куклы "нянюшки".

ноябрь

"прогулка по улицам город знаний"

- Занятие "Права ребенка".
- Чтение: А.Толстой "Золотой ключик".
- Совместное обсуждение с детьми проблемы: "Как Карабас-Барабас нарушал права кукол?".
- Беседы: "Семья", "Любимые игрушки", "Любимые игры".

Игры: "Назови ласково", "Будь внимательным", "Угадай, чьи руки", "Моя семья – мой дом", "Это правда?", "Цепочка слов".Упражнение: "Постройся в ряд по признаку (ранжирование)".Продуктивная деятельность:
граттаж (восковая гравюра) "Город знаний".

декабрь

"В здоровом теле – здоровый дух"

- Беседы: "Зачем мы делаем зарядку?", "Почему мы занимаемся физкультурой?".
- Чтение: Г.Остер "38 попугаев" (глава о том, как Мартышка не могла влезть на пальму и сорвать бананы).
- Совместное обсуждение с детьми проблемы: "Почему Мартышка не смогла сорвать банан?".

Игры: "Здравствуй", "Ток", "Двое в одной коробке", "Шалтай – Болтай", "Насос и мяч", "Солнечный зайчик", "Небоскреб".Продуктивная деятельность:
новогодний подсвечник.

январь

"Зимушка – зима"

- Чтение: М.Пляцковский "Ромашка в январе"; Г.-Х. Андерсен "Снежная королева"; братья Гримм "Белоснежка"; русские народные сказки "Как лиса шила волку шубу", "Морозко", "Заюшкина избушка".

Игры: "Кто первый сделает снежок", "Снежки", "Морозный ветер – солнышко", "Кричалки – шепталки – молчалки".Загадки Упражнения: "Пожелание", "Снеговики".Продуктивная деятельность: рисование "Зимнее настроение".

Февраль

"Эх, добры молодцы!"

- Беседы о русских былинах, "День защитника Отечества".
- Просмотр мультфильма "Алеша Попович и Тугарин Змей".
- Чтение: "Никита Кожемяка".
- Изготовление подарков для пап.

Игры: "Переправа через болото", "Тройка", "Строительство домика", "Пройдем через пропасть", "Меткий стрелок".Продуктивная деятельность: изготовление яичной темперы (самодельные краски) и рисование на свободную тему.

март

"Моя любимая мама"

- Беседа "8 Марта".
- Изготовление подарков для мам.
- Чтение: В.Берестов "Праздник мам", П. Синявский "Портрет", Д.Непомнящая "Мама для мамонтенка".

Игры: "Фруктовая корзина", "Любящие родители", "Портрет с закрытыми глазами", "Жмурки", "Детская мода".Продуктивная деятельность:
ароматические подушечки.

апрель

"Клуб веселых
и находчивых"

- Занятие по формированию математических представлений.
- Разгадывание ребусов.
- Повторение счета прямого и обратного.
- Игры "Найди отличия".

Игры: Разминка, "Объяснялки", "Веселые цифры", "Найди отличия", "Расшифруй слово".Продуктивная деятельность:
панно из зерен "Мышь".

май

"Лучшая семья моя"

- Игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми.

Игры: "Капризульки", "Шустрый поваренок", "Дракон кусает свой хвост", "Обнималки".Упражнения: "Знакомство руками", "Идеальный родитель и ребенок".Продуктивная деятельность: панно из прутиков "Чудесное дерево".

Данный проект комплексной программы "Родительский клуб "Семейная гостиная" был представлен на международной выставке – ярмарке инновационных образовательных проектов – 2012, стал победителем и получил диплом 1 степени и сертификат.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль