Богатыри земли русской. Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы

1810

Авторы:
Л.Ш. Гайнетдинова, музыкальный руководитель ГБОУ "Детский сад комбинированного вида № 606", г. Москва,
М.Л. Мамина, воспитатель ГБОУ "Детский сад комбинированного вида № 606", г. Москва

Большое поле деятельности для педагогов - изучение русских былин, жемчужины нашей культуры. Важно провести предварительную работу, подводящую дошкольников к общему восприятию былины, - прослушивание музыкальных фрагментов или рассматривание картин, что особенно ценно для эстетического воспитания детей.

Для сохранения мелодики языка текст былины оставлен без изменений, лишь немного сокращен (необходимо уложиться в регламент продолжительности занятия).

Данное интегрированное занятие разработано в рамках проекта "Классическая музыка в детском саду". В его основе - программа О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры".Оборудование: кисти разных размеров по числу детей, акварель, карандаш простой, цветные восковые мелки, бумага для рисования, стаканчики для воды, салфетки, аппаратура для проекции репродукций картин* (См. презентацию "История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике". - Примеч. ред.), аппаратура, поддерживающая CD-формат.

Групповая комната (музыкальный зал) визуально разделена на две зоны: зона слушания и активного движения и зона для рисования.Предварительная работа:

  • чтение сказок и былин: "Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Добрыня и Змей" (пересказ Н. Колпаковой);
  • слушание былин "Вольга и Микула", "Никита Кожемяка";
  • слушание фрагментов произведений: А. Бородин "Богатырская симфония", М.П. Мусоргский "Богатырские ворота", звучание праздничных колоколов;
  • рассматривание картин: К. Васильев "Настасья Микулишна", "Битва на Калиновом мосту", В.М. Васнецов "Баян", "Витязь на распутье", И.Я. Билибин "Илья Муромец и Соловей-разбойник"; знакомство с инструментом струнной щипковой группы - гуслями.

Ход занятияВоспитатель: Дорогие ребята, знаете ли вы, что такое былина? (Ответы детей.) Многие художники, композиторы, сказители интересовались этим жанром. Сегодня мы с вами тоже будем говорить о богатырях, но сначала послушайте былину "О славном и храбром богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике".

(Музыкальный руководитель читает былину "История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике", иллюстрируя ее музыкой (А.П. Бородин, симфония № 2 Богатырская (ч. 3) и показом репродукции картины В.М. Васнецова "Баян".)Музыкальный руководитель (под музыку):
В славном было городе Муроме, в селе Карачарове - жил крестьянин Иван Тимофеевич. У него было любимое детище Илья Муромец; сидел он сиднем тридцать лет, и как минуло тридцать лет, то стал он ходить на ногах крепко, и ощутил в себе силу великую, и сделал себе сбрую ратную и копье булатное, и оседлал коня доброго, богатырского. Приходит к отцу и матери и стал у них просить благословения:
- Государи мои, батюшка и матушка! Отпустите меня в славный город Киев князю киевскому поклониться.
Отец и мать его дают ему благословение, кладут на него заклятие великое и говорят такие речи:
- Поезжай ты прямо на Киев-град, прямо на Чернигов-град, и на пути своем не делай никакой обиды, не проливай напрасно крови людской.
(Показ репродукции картины В.М. Васнецова "Богатырский галоп".)Музыкальный руководитель (без музыки):
Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно тридцать лет, не пропущал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, но своим свистом разбойничьим. Выехал Илья Муромец в чисто поле и приехал на те леса Брянские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке.

(Показ репродукции картины В.М. Васнецова "Богатырь". Звучит: А.П. Бородин, фрагмент оперы "Князь Игорь" - Половецкий марш.)Музыкальный руководитель (без музыки):
Соловей-разбойник послышал себе кончину и бессчастие великое и, не допуская Илью Муромца за двадцать верст, засвистал своим свистом разбойническим крепко; но богатырское сердце не устрашилось.

Стихотворение В. Лебедева "Бой на Калиновом мосту" см. на с. 38. журнала - Примеч. ред.

Приехал Илья Муромец под самое гнездо, которое свито на двенадцати дубах; и Соловей-разбойник, на гнезде сидя, увидел святорусского богатыря и засвистал во весь свист, и хотел Илью Муромца убить до смерти.

(Показ репродукции картины И.Я. Билибина "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Звучит: М.П. Мусоргский, "Ночь на лысой горе".)Музыкальный руководитель (под музыку):
Илья Муромец снимает с себя тугой лук, накладывает калену стрелу и пускает на то гнездо Соловьиное.
(Без музыки.) Соловей-разбойник свалился с гнезда, что овсяный сноп. Илья Муромец берет Соловья-разбойника; привязал его крепко к стремени булатному и поехал к славному граду Киеву.

(Показ репродукции картин: А. Васнецов "Симонов монастырь. Облака и золотые купола", А.П. Рябушкин "Пир богатырей у ласкового князя Владимира". Звучит: А.П. Бородин, симфония № 2 Богатырская (ч. 4).)

И как приехал Илья Муромец в Киев-град, въезжает прямо на княженецкий двор и входит в палаты белокаменные, князю кланяется. Князь киевский спрашивает:
- Скажи, добрый молодец, как тебя зовут и из которого города ты уроженец? Ответ держит Илья Муромец:
- Меня, государь, зовут Ильюшкою, а по отечеству Иванов, уроженец города Мурома, села Карачарова.
Князь спрашивает:
- Которою дорогою ехал ты из Мурома?
- На Чернигов-град и взял сильного богатыря Соловья-разбойника, и привел его с собою у стремени булатного.
Князь, осердясь, сказал:
- Что ты обманываешь!
Как услышали это богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич, они бросились смотреть и, увидев, князя уверили, что справедливо так. И приказал князь поднести чару зелена вина доброму молодцу. И за то князь Илью Муромца почтил великими похвалами и причел в сильные, могучие богатыри.

(Показ репродукции картины В.М. Васнецова "Три богатыря". Звучит: М.П. Мусоргский "Картинки с выставки" - "Богатырские ворота" (колокола).)

Илья Муромец назвался с Добрынею Никитичем и Алешей Поповичем братьями. И оседлали они своих добрых коней, и поехали в чистые поля гулять, и ездили ровно три месяца, не нашли себе супротивника.ФизминуткаВоспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами сейчас попробуем себя в роли богатырей. Возьмите в руки меч, палицу или другое оружие и изобразите, как богатырь владел бы им - ловко, умело. (Дети изображают владение оружием.)
Молодцы! А какой же богатырь без верного коня? (Дети показывают, как богатырь скачет на коне - двигаются по комнате прямым галопом.)
А сейчас перед нами болота, грязи топкие - повыше поднимайте ноги и шире шагайте. (Дети двигаются шагом, высоко поднимая колени и широко шагая.) Вот и молодцы! Почувствовали удаль богатырскую? Возвращайтесь на места.Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину В.М. Васнецова "Три богатыря". Кто здесь изображен? Назовите их имена.
- Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. (Здесь и далее курсивом выделены предположительные ответы детей.)
- А какими словами можно описать богатырей? Какие они?
- Сильные, могучие, отважные,храбрые...
- А что делают богатыри в поле?
- Охраняют границу Руси, высматривают врага.
- Расскажите о каждом богатыре в отдельности. Какие у них лица, одежда, оружие, какие под ними кони? Кто расскажет об Илье Муромце?
- В центре картины, на вороном коне сидит Илья Муромец - крестьянский сын, славный богатырь. В его облике чувствуется мощь, сила. У него строгое лицо, борода с проседью. Одет Илья Муромец в железную кольчугу, на голове шлем. Вооружен богатырь палицей, копьем и мечом. Зорко всматривается богатырь вдаль.
- А что скажете о коне Ильи Муромца?
- Конь сильный, уверенный, с широкими копытами.
- А что можно сказать о Добрыне Никитиче?
- Он ловкий, смелый в боях. У него русые волосы и борода. Одет богато, нарядно.
- А почему ты решил, что Добрыня Никитич одет богато и нарядно?
- У него красный щит и белый конь.
- Очень хорошо. А как зовут третьего богатыря?
- Алеша Попович. Он смелый и храбрый, но не такой сильный, как Илья Муромец и Добрыня Никитич. В бою Алеша Попович побеждает ловкостью, быстротой, хитростью. И конь у Алеши под стать ему -как будто смотрит в другую сторону, а сам все замечает.
- Что еще можно сказать об Алеше Поповиче?
- У него лук со стрелами, а это оружие для дальнего боя, а еще к коню прикреплены гусли.
- Все верно, ребята, молодцы. А какой пейзаж окружает богатырей?
- Богатырей окружает степь, позади них холмы, а над ними тучи.
- Я еще хотела бы обратить ваше внимание на облака. Посмотрите - вокруг свинцовые тучи, а над богатырями - светлые облака. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Чувство силы, надежности, мощи.
- Какой богатырь вам понравился больше и чем? (Ответы детей.)Воспитатель: А сейчас, ребята, почувствуйте себя настоящими художниками и нарисуйте то, что запомнилось вам сегодня, или богатыря, который вам понравился больше всего. Пройдите за столы.

(Дети рисуют, ориентируясь на представленные ранее образы. После занятия рисунки выставляются.)

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник музыкального руководителя"

Сценарии музыкальных праздников, тексты, ноты и аудио песен современных авторов всегда под рукой с электронной версией журнала.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль