Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе

6645

  Автор : Назаренко Лариса Николаевна, учитель начальных классов МОАУ гимназии №1 г. Благовещенска Амурской области
Человек – высший продукт земной природы.
Человек – сложнейшая и тончайшая система.
Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,
человек должен быть здоровым, сильным и умным.
И.П. Павлов

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Новые типы и виды учебных учреждений предоставляют значительные возможности в работе педагогов. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.
Рост образования в обществе – необходимый , важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.
В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Актуальность этой проблемы определила тему моей исследовательской деятельности «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе».

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе.
Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников – взрослых и детей.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни , научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Школа не имеет права наносить ущерб здоровью учащихся.Обучать без вреда для здоровья- это не задача школы, а обязательное условие ее работы.
Поэтому была разработана модель комплексного сохранения и укрепления здоровья младших школьников с учетом следующих компонентов здоровьесбережения:

Образовательный процесс, согласно этой модели опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизма - предполагающий взаимопонимание участников педагогического процесса;
Принцип приоритетности сохранения и укрепления здоровья;
Принцип сотрудничества педагога и детей – предполагающий построение педагогического процесса как сотворчества;
Принцип индивидуального, личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, психолого-педагогической поддержке.
Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на валеологизацию образовательной среды и формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса. Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы.
Решение проблемы сохранения здоровья учащихся требует: во-первых, самоанализа школьниками своей валеологической подготовки, стремления и умений управлять собственным здоровьем; во-вторых, валеологического исследования системы школьного образования и определения его влияния на здоровье учащихся.
Способы включения младших школьников в деятельность по формированию представлений ЗОЖ:
Задачи: 1.Поэтапное привитие выполнения санитарно-гигиенических норм у первоклассников.
2. Знакомство с понятием здорового образа жизни, освоение терминологии и соответствующих им действий.
Для достижения заметного здоровьесберегающего результата необходима именно комплексность и системный характер проводимой работы. Приведенные ниже мероприятия и составляют такую систему:
·«Будь здоров !» ( игровая программа);
·«Настоящие мужчины» (праздничная программа ,
посвященная дню защитников Отечества);
·«Вредные привычки» ( работа инициативной
группы по классам);
·Выставка рисунков на тему « За здоровый образ жизни»;
·Создание уголков здоровья в классной комнате ;
·Ярмарка здоровья.
·Экскурсии на природу
На одном из мероприятий была проведена с учащимися беседа, направленная на формирование положительных эмоций у учащихся, а также на выявление их представлений у себя и у других людей, и как хорошее настроение влияет на здоровье человека.
В результате обработки ответов учащихся на вопросы беседы получилась следующая таблица:
 

 

 
Вопросы анкеты
 

 
Ответы учащихся
Кол-во ответов учащи-хся
Число проце-нтов
1
Что нам помогает сохранить хорошее настроение?
1
Улыбка
7
28%
2
Хорошее здоровье
9
36%
3
Добрые слова
9
36%
2
С чего вы начинаете свое утро?
1
С улыбки
13
52%
2
Говорю маме «Доброе утро»
12
48%
3
Что вы пожелали бы своим родным с утра?
1
Хорошее настроение
9
36%
2
Доброго дня
9
36%
3
Удачи на работе
7
28%
4
Что оказывает на наше здоровье положительное действие?
1
Добрые слова
7
28%
2
Хорошее настроение
9
36%
3
Улыбка. Добрый взгляд
9
36%
5
Какое действие оказывает добрые слова на людей?
1
Поднимают настроение
9
36%
2
Твое сердце радуется
10
40%
3
Успокаивают человека
6
24%
6
От кого зависит ваше хорошее настроение?
1
От нас и нашего поведения
14
56%
2
От окружающих людей
11
44%

 
В конце беседы было предложено детям нарисовать свое сердце, изобразив в нем свои эмоции, и те чувства, которые оставила у них проведенная беседа.
Все учащиеся нарисовали «улыбающееся» сердце, это значит, что проведенная беседа вызвала у учащихся только положительные эмоции и оставила веселый эмоциональный настрой.
В результате анализа вышеприведенной таблицы можно сделать следующие выводы: 36 % учащихся связывают свое хорошее настроение с понятием «здоровье», другие 36 % - с окружающими людьми: добрые слова поднимают их настроение. Сами же учащиеся также имеют представление о том, что если к тебе другие люди хорошо относятся, то и ты должен отвечать им тем же: желать доброго дня, так как тогда положительный заряд человека пронесет через весь день, делясь им с другими людьми, а значит, сохранит не только свое здоровье, но и здоровье других людей.
Вывод: в организации процесса обучения в исследуемом классе, использовался комплексный дифференцированный подход. Во-первых, это помощь ребенку в преодолении пассивного,потребительского отношения к формированию собственной личности. Во-вторых, это содействие в поиске и удовлетворении истинных потребностей, не закамуфлированных обычаями и предписаниями. В-третьих, ликвидация негативной запрограммированности поведения ребенка наряду с тактичным, личностно-ориентированным, частным представлением достоверной информации о жизненных ценностях, о факторах риска и факторах устойчивости. Все это помогает устранить причины рассогласования во взаимодействии учителя и ученика, а также вызвать положительные эмоции в процессе обучения и обеспечить процесс индивидуализации личности, что является непременным условием формирования ЗОЖ.
На классных часах необходимо придерживаться направлений приобщения учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-ориентированном уровне, воспитание потребности в здоровье, выработки индивидуального способа физического, духовного и нравственного самосовершенствования, психосаморегуляции, обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.
Большое внимание необходимо уделять валеологизации обучения и воспитания. Валеологизация осуществляется благодаря использованию релаксационных приемов и упражнений, учета сведений о состоянии здоровья учащихся, предупреждению перегрузки школьников, формированию и развитию мотивации учения, использованию разнообразных видов учебной деятельности, формированию системы знаний о ЗОЖ, созданию оптимальных гигиенических условий и др.
Валеологическая направленность уроков в начальной школе проявляется в том, что учащиеся узнают об использовании математики в медицине, биологии, быту. В достаточно разнообразный материал включены учебные задачи с данной тематикой.
Например, можно использовать игровую ситуацию:
- Дети, мы прилетели на планету Сатурн. Здесь живут вегетарианцы. Они питаются растительной пищей. Жители планеты убеждены, что растительная пища содержит необходимое количество витаминов, белков и углеводов. Но что происходит? На планете несколько месяцев не выпадают осадки. Растения без влаги погибают. Вернуть растения к жизни смогут те из вас, кто научился правильно складывать числа с переходом через десяток.
(Идет работа по отработке вычислительных навыков вида 8+6= ; 9+5=)
В качестве занимательного материала использую грамматическую арифметику. Например:
ОСА + (БАНКА – БА) = ?
ЗА + РЯД + КАТОК – ТОК = ?
С + МЕСТО СТОЯНКИ СУДОВ = ?
Задачи по анатомии.
Задача 1. При рождении скелет ребенка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.
Вопрос 1. На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорожденного?
Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350 – 260 = 90.
- Куда деваются эти кости?
- Они срастаются.
Вопрос 2. На сколько костей у новорожденного больше, чем у взрослого?
Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.
Вопрос 3. Сколько костей у человека срастаются в течение жизни?
Ответ 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека срастаются 90 костей.
Образовательный компонент «Окружающий мир» занимает особое место в системе начального обучения. В процессе изучения предметов этого образовательного компонента у младших школьников формируется целостный взгляд на окружающую природу и социальную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую и динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления и общего воздействия.
Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение – сидя на стуле: 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад; 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе: 1 – поворот головы направо; 2 – исходное положение; 3 – поворот головы налево; 4 – исходное положение. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
Физкультминутки для младших школьников для снятия утомления с мелких мышц кисти.
Рыбка
Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо – влево, вперед – назад, вверх – вниз) на длину вытянутой руки. Упражнение выполнять 15 – 20 секунд.
Осьминог
Установить кисть руки на столе, касаясь его подушечками пальцев, запястьем вверх, пальцы врозь. Движения по столу выполнять каждым пальцем в отдельности. Упражнение делать поочередно правой и левой рукой, затем – двумя руками одновременно. Упражнение выполнять 15 – 20 секунд.
Птичка
Локти установить на столе, кисти скрестить в запястье и соединить тыльной стороной друг к другу. Прогибая кисти, с напряжением выполнять движения вниз, затем расслабить кисти и вернуть в первоначальное положение. Упражнение повторять 6 – 8 раз.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако, для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков. Валеологические знания позволяют развивать врожденные свойства природы человека, уточнить его вкус и «не загромождать» ум массой бесполезных фактов.
Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.
Необходимо так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
Литература:

1.Ананьева, Н.А., Ямпольская, Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников / 2.Н.А.Ананьева, Ю.А.Ямпольская // Школа здоровья. – 1994. 2.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-М: Университетское,1990
3.Анцыбур, М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах в группе продленного дня //Начальная школа.-2001.-№ 5.- 45с.
4.Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья -М.: «Просвещение», 2004.- 93с.
5.Под редакцией академика РАО М.М. Безруких и В.Д. Сонькина организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
6.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие.М:Издательство « Глобус», 2010
7.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.-М: «ВАКО», 2007.
8.Коростель Н. Б. От А до Я. – М., «Физкультура и спорт», 1995
9.Зайцев, Г.К. Твои первые уроки здоровья / Г.К.Зайцев. – 1995.
10.Зайцев, Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым / Г.К.Зайцев. – 1995.
11. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс.- М.: ВАКО,2004.
12.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.-М: 2004.
13. Г.К. Селевко «Энциклопедия педагогических технологий»
14.Фокин Г.Ю. Уроки физкультуры в начальной школе: 1-4 классы.: Пособие для учителя физкультуры.- М.: «Школьная Пресса», 2003
15. Под редакцией Шлемина А.М. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: пособие для учителя.- М.: «Просвещение», 1988

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль