Рекомендации воспитателям в организации и проведении фронтальной и индивидуальной работы с детьми по заданию логопеда

4021

Автор: Захаренкова Валерия  Владимировна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №93 (С-Петербург)

Фронтальная работа – это объём той коррекционной работы с детьми, которую определяет логопед для воспитателя на текущую неделю: это выделение какой-то лексической темы (или тем), определение задач и видов различных коррекционных заданий, игр.
Во фронтальной работе логопед отражает для воспитателя различные моменты коррекции речи ребенка в детском саду как системы в целом, а именно:

  • формирование грамматических категорий;
  • закрепление лексических понятий;
  • автоматизация и дифференциация звукопроизношения;
  • развитие фонетико-фонематического слуха, анализа и син­теза;
  • развитие связной речи;
  • развитие просодических характерис­тик речи: интонации, мимики, жестов;
  • развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления;
  • развитию общей и мелкой моторики, координации движения и слова.

Фронтальную работу по заданию логопеда воспитатель должен осуществлять в течение всего пребывания ребёнка в детском саду.

1. В утренний отрезок времени в совместной деятельности воспитатель может организовывать различные игры со всеми детьми. Это могут быть различные игры: речевые (на разви­тие лексико-грамматического строя речи, формирования грамматического строя речи, фонетико-фонематического развития, психических процессов и т.д.), хороводные, игры малой подвижности, пальчиковые игры, речь с движением и т.д.

2. При подготовке занятий воспитателю необходимо продумывать наряду с образовательными и воспитательными задачами решение коррекционных задач. Их осуществление может быть организовано и проведено в виде логопедических пятиминуток: до начала занятия, как организа­ционный момент, в различных структурных моментах занятия. Лучше, когда логопедические пятиминутки сочетаются с темой занятия и отражают те задачи, которые определены учителем-логопедом для фронтальной работы на неделю.

3. Осуществление коррекционной работы во всех режимных моментах: в виде различных заданий, например: во время сборов на прогулку воспитатель предлагает детям придумать слова со звуком в середине, в начале, в конце слова, назвать предметы одежды (в зависимости от сезона), предложить различные задания на закрепление лексических понятий и т.д. Во время еды можно также закрепить лексические понятия (овощи, фрукты, посуда), на этом же материале можно формировать грамматические категории. Например, предложить сказать, как можно назвать пюре, приготовленное из моркови (морковное), морс из яблок, лимона, назвать овощи, которые были в супе и т.д.

4. Проведение индивидуальной работы с детьми в коррекционный час по заданию логопеда во второй половине дня.

Индивидуальная работа по заданию учителя-логопеда проводится воспитателем во второй половине дня в специально отве­денное в режиме дня время. Желательно, чтобы логопед заранее обговорил с воспитателем отдельные моменты предстоящей индивидуальной работы с детьми в коррекционный час, подобрал необходимые пособия, игры, обозначил некоторые моменты и особенности их проведения. Воспитатель может и сам подобрать свой аналогичный игровой материал.

Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а приносила бы определённые положительные результаты и являлась надёжным подспорьем в общей коррекционной работе, воспитателю необ­ходимо четко знать, ЧТО и КАК требовать от ребенка.
Хорошо, если воспитатель логопедической группы умело использует различные методы и приемы правильного звукопроизношения.
Во-первых, воспитатель должен знать элементарные комплексы артикуляционных упражнений, используемые в устранении дефектных звуков и не просто их знать, а грамотно уметь показать то или иное упражнение ребёнку.
Во-вторых, воспитателю необходимо использовать разные виды показа:

  1. правильной артикуляции и воспроизведения по подражанию;
  2. зрительный: на себе, на детях, на схемах;
  3. слуховой: утрированное произношение того или иного звука;
  4. тактильный.

В-третьих, воспитателю надо знать и использовать различные приёмы развития звукового анализа и синтеза, формирования звуковой структуры слова.

Идеальным в работе является тот момент, когда воспитатель после проведения индивидуальной работы с детьми обсуждает с логопедом, какие трудности возникали, что удалось, чего не получилось достичь.

Следует помнить, что для успешной коррекционной работы:
- Необходима согласованность в действиях логопеда и воспитателя.
- Воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что спланировал логопед, проявление своей инициативы порой сказывается не лучшим образом в коррекционном процессе.
Приоритет на стороне логопеда – он определяет, что необходимо ребёнку и какие виды занятий нужны в данный период работы.
- Для осуществления успешной речевой и психофизической коррекции важна системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль