Контроль доступа обучающихся в сеть Интернет

4715

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” в образовательном учреждении должны быть приняты меры, исключающие доступ обучающихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами их обучения и воспитания. К таким мерам можно отнести разработку локальных нормативных актов, которые в дальнейшем станут основой для внедрения
соответствующих программно-технических средств контентной фильтрации. О том, как лучше это сделать, а также о том, какие еще мероприятия необходимо провести в образовательном учреждении, чтобы обеспечить контроль за использованием обучающимися сети Интернет, можно узнать из электронной системы “Образование” (далее – ЭСО).
Зайдем в систему, введем в поисковую строку запрос “Контроль доступа в Интернет” и нажмем на кнопку “Найти”. Через секунду система выдаст список всех соответствующих запросу материалов (рис. 1).

Контроль доступа обучающихся в сеть Интернет

Отфильтруем полученные результаты поиска по аудитории (“Школа”) и по типу материала (“Экспертные материалы”) с помощью фильтров, расположенных на панели в левой части экрана. Из предложенных документов выберем наиболее подходящий по теме – например, ответ на вопрос “Какие меры должны быть предприняты для регламентации доступа в сеть Интернет в образовательном учреждении?” – и откроем его в отдельном окне (рис. 2).

Контроль доступа обучающихся в сеть Интернет

Согласно данному документу в образовательном учреждении должны быть разработаны и утверждены:

  • правила использования сети Интернет;
  • положение об общественном совете образовательного учреждения по регламентации доступа к информации в сети Интернет;
  • инструкция для работников учреждения и членов общественного совета о порядке действий при осуществлении контроля за использованием обучающимися сети Интернет;
  • инструкция для работника, ответственного за обеспечение информационной безопасности в образовательном учреждении;
  • классификатор информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством РФ, предусматривающий ограничение распространения информации в ДОУ, и т. д.

Кроме того, рекомендуется внести дополнительные положения в должностные инструкции педагогов и работников, назначенных ответственными за работу в сети Интернет.
Некоторые из перечисленных выше локальных актов есть в ЭСО.

Для того чтобы их найти, нужно конкретизировать вопрос или запросить определенный документ – например, правила использования сети Интернет в образовательном учреждении (рис. 3).

Контроль доступа обучающихся в сеть Интернет

О том, что должно быть написано в должностной инструкции работников, назначенных ответственными за работу в сети Интернет, можно узнать из ответа на вопрос “Какие обязанности возлагаются на лицо, ответственное за обеспечение информационной безопасности в образовательном учреждении?” (рис. 4).

Контроль доступа обучающихся в сеть Интернет Все материалы ЭСО связаны между собой активными ссылками, которые позволяют получать дополнительную информацию по теме. Так, из ответа на вопрос “Какие меры должны быть предприняты для регламентации доступа в сеть Интернет в образовательном учреждении?” можно по ссылкам перейти в шаблоны документов:

  • порядок действий для сотрудников образовательного учреждения и членов общественного совета образовательного учреждения при осуществлении контроля за использованием обучающимися сети Интернет;
  • положение об общественном совете образовательного учреждения по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет;
  • классификатор информации, распространение которой запрещено либо ограничено в образовательных учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из шаблонов документов, в свою очередь, можно перейти в нормативные акты:

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”;
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных”;
  • Федеральный Закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”.

Если вы не нашли в ЭСО нужную вам информацию или документы, задайте вопрос эксперту. Для этого необходимо зайти на Главную страницу системы и нажать на кнопку “Вопрос эксперту”. В новом окне откроется страница “Отправьте запрос на добавление темы”. Заполните все поля формы и нажмите на кнопку “Задать вопрос эксперту”. Ответ придет на ваш электронный адрес в течение недели.

Любой документ ЭСО можно открыть, сохранить на своем компьютере или распечатать. Чтобы открыть документ, нужно нажать на его название, чтобы сохранить или распечатать – нажать на кнопки, расположенные на серой панели сверху, – “Сохранить” и “Печать”.

В приложениях 1, 2 к статье приведены наиболее часто запрашиваемые документы по этой теме:
1) классификатор информации, распространение которой запрещено либо ограничено в образовательных учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) правила использования сети Интернет в образовательном учреждении.Узнать подробную информацию об ЭСО и заказать счет на оплату можно в отделе по работе с клиентами по тел.: (495) 937-90-82 или e-mail: ap@mcfr.ru.Демонстрационная версия системы доступна на сайте www.menobr.ru.

Приложение 1КЛАССИФИКАТОР ИНФОРМАЦИИ, распространение которой запрещено либо ограничено в образовательных учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации

Наименование тематической категории

Содержание

Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения

Информация, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.

Информация, пропагандирующая порнографию, культ насилия и жестокости, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение

Злоупотребление свободой СМИ/экстремизм

Информация, содержащая публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, оправдывающая терроризм, содержащая другие экстремистские материалы

Злоупотребление свободой СМИ/наркотические средства

Сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров

Злоупотребление свободой СМИ/информация с ограниченным доступом

Сведения о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения контртеррористической операции

Злоупотребление свободой СМИ/скрытое воздействие

Информация, содержащая скрытые вставки и иные технические способы воздействия на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье

Экстремистские материалы или экстремистская деятельность

Экстремистские материалы, т. е. предназначенные для обнародования документы либо информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в т. ч. труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии,

публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя деятельность по распространению материалов (произведений), содержащих хотя бы один из следующих признаков:

– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

– подрыв безопасности Российской Федерации;

– захват или присвоение властных полномочий;

– создание незаконных вооруженных формирований;

– осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;

– возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

– унижение национального достоинства;

– осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти

либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

– пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

– воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения;

– публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;

– применение насилия в отношении представителя государственной власти либо угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;

– посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля,

совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

– нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением

Вредоносные программы

Программы для ЭВМ, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

Преступления  

Клевета (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

Оскорбление (унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме).

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

Склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ.

Незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

Информация, направленная на пропаганду национальной, классовой, социальной нетерпимости, а также пропаганду социального, расового, национального и религиозного неравенства.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

Ненадлежащая реклама

Информация, содержащая рекламу алкогольной продукции и табачных изделий

Информация с ограниченным доступом

Информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную специально охраняемую законом тайну, включая персональные данные.

Информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, а именно:

– представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

– вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т. ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

– представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

– содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани

Запрещенная к распространению среди детей

Информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т. ч. к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.

Информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным.

Информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

Информация, оправдывающая противоправное поведение.

Информация, содержащая нецензурную брань. Информация порнографического характера

 

Приложение 2

ПРАВИЛА
использования сети Интернет в образовательном учреждении

1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила использования сети Интернет в образовательном учреждении (далее – Пра-
вила) регулируют условия и порядок использования сети Интернет обучающимися, воспитанниками,
педагогическими работниками и другими сотрудниками образовательного учреждения (далее – ОУ).
1.2. Правила имеют статус локального нормативного акта ОУ. Если нормами действующего законо-
дательства РФ предусмотрены иные требования, чем настоящими Правилами, применяются нормы
действующего законодательства РФ.
1.3. Использование сети Интернет в ОУ подчинено следующим принципам:

  • соответствие образовательным целям;
  • способствование гармоничному формированию и развитию личности;
  • уважение закона, авторских и смежных прав, а также иных прав, чести и достоинства других граждан и пользователей Интернет;
  • приобретение новых навыков и знаний;
  • расширение применяемого спектра учебных и наглядных пособий;
  • социализация личности, введение в информационное общество.

2. Политика использования сети Интернет в ОУ
2.1. Использование сети Интернет в ОУ возможно исключительно при условии ознакомления и согласия лица, пользующегося сетью Интернет в ОУ, с настоящими Правилами.
2.2. Ознакомление и согласие удостоверяются подписью лица в листе ознакомления и согласия с Правилами. Ознакомление и согласие несовершеннолетнего удостоверяются, помимо его подписи, также подписью его родителя (законного представителя).
2.3. Руководитель ОУ является ответственным за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет, а также за внедрение соответствующих технических, правовых и др. механизмов в ОУ.
2.4. Непосредственное определение политики доступа в Интернет осуществляет общественный совет ОУ, состоящий из представителей педагогического коллектива, работников ОУ, профсоюзной организации (если таковая имеется), родительского комитета и ученического самоуправления.
2.5. Очередные собрания общественного совета ОУ проходят с периодичностью, установленной общественным советом.
Общественный совет ОУ:

  • принимает решение о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам и/или категориям ресурсов сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образовательного процесса, с учетом социокультурных особенностей региона;
  • определяет характер и объем информации, публикуемой на интернет-ресурсах ОУ;
  • дает руководителю ОУ рекомендации о назначении и освобождении от исполнения своих функций лиц, ответственных за непосредственный контроль безопасности работы в сети Интернет и соответствия ее целям и задачам образовательного процесса.

2.6. Во время занятий контроль за использованием обучающимися, воспитанниками сети Интернет
в соответствии с Правилами осуществляет педагог, ведущий занятие.
Педагог:

  • наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися, воспитанниками;
  • запрещает дальнейшую работу обучающегося, воспитанника в сети Интернет в случае нарушения
  • настоящих Правил и иных нормативных документов, регламентирующих использование сети Интернет в ОУ;
  • принимает предусмотренные Правилами и иными нормативными документами меры для пресечения дальнейших попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, не совместимых с задачами образования.

2.7. Во время использования сети Интернет для свободной работы контроль осуществляет лицо, уполномоченное общественным советом ОУ (далее – уполномоченное лицо).
Уполномоченное лицо:

  • определяет время и место для свободной работы в сети Интернет обучающихся, педагогических и других работников ОУ с учетом использования соответствующих технических мощностей ОУ в образовательном процессе, а также длительность сеанса работы одного человека;
  • наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися;
  • запрещает дальнейшую работу обучающегося в сети Интернет в случае нарушения настоящих Правил и иных нормативных документов, регламентирующих использование сети Интернет в ОУ;
  • не допускает обучающегося к работе в сети Интернет в предусмотренных Правилами случаях;
  • принимает предусмотренные Правилами и иными нормативными документами меры для пресечения дальнейших попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, не совместимых с задачами образования.

2.8. При использовании сети Интернет в ОУ осуществляется доступ только к ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству РФ и не является несовместимым с целями и задачами образования и воспитания.
Проверка такого соответствия осуществляется с помощью специальных технических средств и программного обеспечения контекстного ограничения доступа, установленного в ОУ или предоставленного оператором услуг связи*. [* Пользователи сети Интернет в ОУ должны понимать, что технические средства и программное обеспечение не могут осуществлять полную фильтрацию ресурсов сети Интернет в связи с частотой обновления ресурсов и осознавать возможную опасность столкновения с ресурсом, содержание которого противоречит законодательству РФ и является несовместимым с целями и задачами образовательного процесса.]
Использование сети Интернет в ОУ без применения данных технических средств и программного обеспечения (например, в случае технического отказа) допускается только с индивидуального разрешения руководителя ОУ.
2.9. Решение о политике доступа к ресурсам/группам ресурсов сети Интернет принимает общественный
совет ОУ самостоятельно либо с участием внешних экспертов, в качестве которых могут привлекаться:

  • педагогические работники ОУ и других учреждений;
  • лица, имеющие специальные знания либо опыт работы в рассматриваемой области;
  • представители органов управления образованием;
  • родители обучающихся, воспитанников.

При принятии решения общественный совет ОУ, эксперты руководствуются:

  • законодательством РФ;
  • специальными знаниями, в т. ч. полученными в результате профессиональной деятельности;
  • опытом организации образовательного процесса с использованием информационных технологий и возможностей сети Интернет;
  • интересами обучающихся, воспитанников, целями образовательного процесса;
  • рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов сети Интернет.

2.10. Отнесение определенных категорий и/или ресурсов в соответствующие группы, доступ к которым регулируется техническим средствами и программным обеспечением контекстного технического ограничения доступа к информации, технически осуществляется лицом, уполномоченным руководителем ОУ по представлению общественного совета ОУ.
2.11. Категории ресурсов, в соответствии с которыми определяется политика использования сети Интернет в ОУ и доступ к которым регулируется техническими средствами и программным обеспечением контекстного технического ограничения доступа к информации, определяются в установленном порядке.
2.12. Принципами размещения информации на интернет-ресурсах ОУ являются:

  • соблюдение действующего законодательства РФ, интересов и прав граждан;
  • защита персональных данных обучающихся, воспитанников, педагогических работников и других
  • сотрудников ОУ;
  • достоверность и корректность информации.

2.13. Персональные данные об обучающихся, воспитанниках (фамилия и имя, класс или группа, возраст, фотография, место жительства, телефоны и др. контакты, иные сведения личного характера) могут размещаться на интернет-ресурсах ОУ только с письменного согласия родителей (законных представителей). Персональные данные педагогических работников и других сотрудников ОУ размещаются на интернет-ресурсах ОУ только с письменного согласия работника, чьи персональные данные размещаются.
В информационных сообщениях о мероприятиях на сайте ОУ и его подразделений без согласия лица (законного представителя) могут быть упомянуты только его фамилия и имя.
При истребовании согласия представитель ОУ и/или общественного совета ОУ разъясняет лицу возможные риски и последствия опубликования персональных данных. ОУ не несет ответственности в случае наступления таких последствий, если имелось письменное согласие лица (законного представителя) на опубликование персональных данных.

3. Процедура использования сети Интернет
3.1. Использование сети Интернет в ОУ осуществляется в целях образовательного процесса. В рамках развития личности, ее социализации и получения знаний в области сети Интернет и компьютерной грамотности лицо может осуществлять доступ к ресурсам необразовательной направленности.
3.2. По разрешению уполномоченного лица обучающиеся (с согласия родителей, законных представителей), педагогические работники и другие сотрудники вправе:

  • размещать собственную информацию в сети Интернет на интернет-ресурсах ОУ;
  • иметь учетную запись электронной почты на интернет-ресурсах ОУ.

3.3. Обучающемуся запрещается:

  • находиться на ресурсах, содержание и тематика которых является недопустимой для несовершеннолетних и/или нарушающей законодательство РФ (эротика, порнография, пропаганда насилия,
  • терроризма, политического или религиозного экстремизма, национальной, расовой и т. п. розни, иные ресурсы схожей направленности);
  • осуществлять любые сделки через Интернет;
  • осуществлять загрузку файлов на компьютер ОУ без разрешения уполномоченного лица;
  • распространять оскорбительную, не соответствующую действительности, порочащую других лиц информацию, угрозы.

3.4. Уполномоченное лицо проверяет, отстранен ли обучающийся от самостоятельной работы в сети Интернет.
3.5. При случайном обнаружении лицом, работающим в сети Интернет, ресурса, содержимое которого не совместимо с целями образовательного процесса, он обязан незамедлительно сообщить о нем уполномоченному лицу с указанием интернет-адреса (URL) и покинуть данный ресурс.
3.6. Уполномоченное лицо обязано:

  • принять сообщение лица, работающего в сети Интернет;
  • довести информацию до сведения общественного совета ОУ для оценки ресурса и принятия решения по политике доступа к нему;
  • направить в течение суток информацию о некатегоризированном ресурсе оператору технических средств и программного обеспечения технического ограничения доступа к информации;
  • если обнаруженный ресурс явно нарушает законодательство РФ – сообщить о нем в течение суток по специальной “горячей линии” для принятия мер в соответствии с законодательством РФ.

Передаваемая информация должна содержать:

  • интернет-адрес (URL) ресурса;
  • тематику ресурса, предположения о нарушении ресурсом законодательства РФ либо несовместимости с задачами образовательного процесса;
  • дату и время обнаружения;
  • информацию об установленных в ОУ технических средствах технического ограничения доступа к информации.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль