Контроль доступа обучающихся в сеть Интернет

4732

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” в образовательном учреждении должны быть приняты меры, исключающие доступ обучающихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами их обучения и воспитания. К таким мерам можно отнести разработку локальных нормативных актов, которые в дальнейшем станут основой для внедрения
соответствующих программно-технических средств контентной фильтрации. О том, как лучше это сделать, а также о том, какие еще мероприятия необходимо провести в образовательном учреждении, чтобы обеспечить контроль за использованием обучающимися сети Интернет, можно узнать из электронной системы “Образование” (далее – ЭСО).
Зайдем в систему, введем в поисковую строку запрос “Контроль доступа в Интернет” и нажмем на кнопку “Найти”. Через секунду система выдаст список всех соответствующих запросу материалов (рис. 1).

Контроль доступа обучающихся в сеть Интернет

Отфильтруем полученные результаты поиска по аудитории (“Школа”) и по типу материала (“Экспертные материалы”) с помощью фильтров, расположенных на панели в левой части экрана. Из предложенных документов выберем наиболее подходящий по теме – например, ответ на вопрос “Какие меры должны быть предприняты для регламентации доступа в сеть Интернет в образовательном учреждении?” – и откроем его в отдельном окне (рис. 2).

Контроль доступа обучающихся в сеть Интернет

Согласно данному документу в образовательном учреждении должны быть разработаны и утверждены:

  • правила использования сети Интернет;
  • положение об общественном совете образовательного учреждения по регламентации доступа к информации в сети Интернет;
  • инструкция для работников учреждения и членов общественного совета о порядке действий при осуществлении контроля за использованием обучающимися сети Интернет;
  • инструкция для работника, ответственного за обеспечение информационной безопасности в образовательном учреждении;
  • классификатор информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством РФ, предусматривающий ограничение распространения информации в ДОУ, и т. д.

Кроме того, рекомендуется внести дополнительные положения в должностные инструкции педагогов и работников, назначенных ответственными за работу в сети Интернет.
Некоторые из перечисленных выше локальных актов есть в ЭСО.

Для того чтобы их найти, нужно конкретизировать вопрос или запросить определенный документ – например, правила использования сети Интернет в образовательном учреждении (рис. 3).

Контроль доступа обучающихся в сеть Интернет

О том, что должно быть написано в должностной инструкции работников, назначенных ответственными за работу в сети Интернет, можно узнать из ответа на вопрос “Какие обязанности возлагаются на лицо, ответственное за обеспечение информационной безопасности в образовательном учреждении?” (рис. 4).

Контроль доступа обучающихся в сеть Интернет Все материалы ЭСО связаны между собой активными ссылками, которые позволяют получать дополнительную информацию по теме. Так, из ответа на вопрос “Какие меры должны быть предприняты для регламентации доступа в сеть Интернет в образовательном учреждении?” можно по ссылкам перейти в шаблоны документов:

  • порядок действий для сотрудников образовательного учреждения и членов общественного совета образовательного учреждения при осуществлении контроля за использованием обучающимися сети Интернет;
  • положение об общественном совете образовательного учреждения по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет;
  • классификатор информации, распространение которой запрещено либо ограничено в образовательных учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из шаблонов документов, в свою очередь, можно перейти в нормативные акты:

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”;
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных”;
  • Федеральный Закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”.

Если вы не нашли в ЭСО нужную вам информацию или документы, задайте вопрос эксперту. Для этого необходимо зайти на Главную страницу системы и нажать на кнопку “Вопрос эксперту”. В новом окне откроется страница “Отправьте запрос на добавление темы”. Заполните все поля формы и нажмите на кнопку “Задать вопрос эксперту”. Ответ придет на ваш электронный адрес в течение недели.

Любой документ ЭСО можно открыть, сохранить на своем компьютере или распечатать. Чтобы открыть документ, нужно нажать на его название, чтобы сохранить или распечатать – нажать на кнопки, расположенные на серой панели сверху, – “Сохранить” и “Печать”.

В приложениях 1, 2 к статье приведены наиболее часто запрашиваемые документы по этой теме:
1) классификатор информации, распространение которой запрещено либо ограничено в образовательных учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) правила использования сети Интернет в образовательном учреждении.Узнать подробную информацию об ЭСО и заказать счет на оплату можно в отделе по работе с клиентами по тел.: (495) 937-90-82 или e-mail: ap@mcfr.ru.Демонстрационная версия системы доступна на сайте www.menobr.ru.

Приложение 1КЛАССИФИКАТОР ИНФОРМАЦИИ, распространение которой запрещено либо ограничено в образовательных учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации

Наименование тематической категории

Содержание

Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения

Информация, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.

Информация, пропагандирующая порнографию, культ насилия и жестокости, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение

Злоупотребление свободой СМИ/экстремизм

Информация, содержащая публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, оправдывающая терроризм, содержащая другие экстремистские материалы

Злоупотребление свободой СМИ/наркотические средства

Сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров

Злоупотребление свободой СМИ/информация с ограниченным доступом

Сведения о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения контртеррористической операции

Злоупотребление свободой СМИ/скрытое воздействие

Информация, содержащая скрытые вставки и иные технические способы воздействия на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье

Экстремистские материалы или экстремистская деятельность

Экстремистские материалы, т. е. предназначенные для обнародования документы либо информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в т. ч. труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии,

публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя деятельность по распространению материалов (произведений), содержащих хотя бы один из следующих признаков:

– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

– подрыв безопасности Российской Федерации;

– захват или присвоение властных полномочий;

– создание незаконных вооруженных формирований;

– осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;

– возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

– унижение национального достоинства;

– осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти

либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

– пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

– воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения;

– публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;

– применение насилия в отношении представителя государственной власти либо угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;

– посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля,

совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

– нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением

Вредоносные программы

Программы для ЭВМ, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

Преступления  

Клевета (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

Оскорбление (унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме).

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

Склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ.

Незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

Информация, направленная на пропаганду национальной, классовой, социальной нетерпимости, а также пропаганду социального, расового, национального и религиозного неравенства.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

Ненадлежащая реклама

Информация, содержащая рекламу алкогольной продукции и табачных изделий

Информация с ограниченным доступом

Информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную специально охраняемую законом тайну, включая персональные данные.

Информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, а именно:

– представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

– вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т. ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

– представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

– содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани

Запрещенная к распространению среди детей

Информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т. ч. к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.

Информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным.

Информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

Информация, оправдывающая противоправное поведение.

Информация, содержащая нецензурную брань. Информация порнографического характера

 

Приложение 2

ПРАВИЛА
использования сети Интернет в образовательном учреждении

1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила использования сети Интернет в образовательном учреждении (далее – Пра-
вила) регулируют условия и порядок использования сети Интернет обучающимися, воспитанниками,
педагогическими работниками и другими сотрудниками образовательного учреждения (далее – ОУ).
1.2. Правила имеют статус локального нормативного акта ОУ. Если нормами действующего законо-
дательства РФ предусмотрены иные требования, чем настоящими Правилами, применяются нормы
действующего законодательства РФ.
1.3. Использование сети Интернет в ОУ подчинено следующим принципам:

  • соответствие образовательным целям;
  • способствование гармоничному формированию и развитию личности;
  • уважение закона, авторских и смежных прав, а также иных прав, чести и достоинства других граждан и пользователей Интернет;
  • приобретение новых навыков и знаний;
  • расширение применяемого спектра учебных и наглядных пособий;
  • социализация личности, введение в информационное общество.

2. Политика использования сети Интернет в ОУ
2.1. Использование сети Интернет в ОУ возможно исключительно при условии ознакомления и согласия лица, пользующегося сетью Интернет в ОУ, с настоящими Правилами.
2.2. Ознакомление и согласие удостоверяются подписью лица в листе ознакомления и согласия с Правилами. Ознакомление и согласие несовершеннолетнего удостоверяются, помимо его подписи, также подписью его родителя (законного представителя).
2.3. Руководитель ОУ является ответственным за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет, а также за внедрение соответствующих технических, правовых и др. механизмов в ОУ.
2.4. Непосредственное определение политики доступа в Интернет осуществляет общественный совет ОУ, состоящий из представителей педагогического коллектива, работников ОУ, профсоюзной организации (если таковая имеется), родительского комитета и ученического самоуправления.
2.5. Очередные собрания общественного совета ОУ проходят с периодичностью, установленной общественным советом.
Общественный совет ОУ:

  • принимает решение о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам и/или категориям ресурсов сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образовательного процесса, с учетом социокультурных особенностей региона;
  • определяет характер и объем информации, публикуемой на интернет-ресурсах ОУ;
  • дает руководителю ОУ рекомендации о назначении и освобождении от исполнения своих функций лиц, ответственных за непосредственный контроль безопасности работы в сети Интернет и соответствия ее целям и задачам образовательного процесса.

2.6. Во время занятий контроль за использованием обучающимися, воспитанниками сети Интернет
в соответствии с Правилами осуществляет педагог, ведущий занятие.
Педагог:

  • наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися, воспитанниками;
  • запрещает дальнейшую работу обучающегося, воспитанника в сети Интернет в случае нарушения
  • настоящих Правил и иных нормативных документов, регламентирующих использование сети Интернет в ОУ;
  • принимает предусмотренные Правилами и иными нормативными документами меры для пресечения дальнейших попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, не совместимых с задачами образования.

2.7. Во время использования сети Интернет для свободной работы контроль осуществляет лицо, уполномоченное общественным советом ОУ (далее – уполномоченное лицо).
Уполномоченное лицо:

  • определяет время и место для свободной работы в сети Интернет обучающихся, педагогических и других работников ОУ с учетом использования соответствующих технических мощностей ОУ в образовательном процессе, а также длительность сеанса работы одного человека;
  • наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися;
  • запрещает дальнейшую работу обучающегося в сети Интернет в случае нарушения настоящих Правил и иных нормативных документов, регламентирующих использование сети Интернет в ОУ;
  • не допускает обучающегося к работе в сети Интернет в предусмотренных Правилами случаях;
  • принимает предусмотренные Правилами и иными нормативными документами меры для пресечения дальнейших попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, не совместимых с задачами образования.

2.8. При использовании сети Интернет в ОУ осуществляется доступ только к ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству РФ и не является несовместимым с целями и задачами образования и воспитания.
Проверка такого соответствия осуществляется с помощью специальных технических средств и программного обеспечения контекстного ограничения доступа, установленного в ОУ или предоставленного оператором услуг связи*. [* Пользователи сети Интернет в ОУ должны понимать, что технические средства и программное обеспечение не могут осуществлять полную фильтрацию ресурсов сети Интернет в связи с частотой обновления ресурсов и осознавать возможную опасность столкновения с ресурсом, содержание которого противоречит законодательству РФ и является несовместимым с целями и задачами образовательного процесса.]
Использование сети Интернет в ОУ без применения данных технических средств и программного обеспечения (например, в случае технического отказа) допускается только с индивидуального разрешения руководителя ОУ.
2.9. Решение о политике доступа к ресурсам/группам ресурсов сети Интернет принимает общественный
совет ОУ самостоятельно либо с участием внешних экспертов, в качестве которых могут привлекаться:

  • педагогические работники ОУ и других учреждений;
  • лица, имеющие специальные знания либо опыт работы в рассматриваемой области;
  • представители органов управления образованием;
  • родители обучающихся, воспитанников.

При принятии решения общественный совет ОУ, эксперты руководствуются:

  • законодательством РФ;
  • специальными знаниями, в т. ч. полученными в результате профессиональной деятельности;
  • опытом организации образовательного процесса с использованием информационных технологий и возможностей сети Интернет;
  • интересами обучающихся, воспитанников, целями образовательного процесса;
  • рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов сети Интернет.

2.10. Отнесение определенных категорий и/или ресурсов в соответствующие группы, доступ к которым регулируется техническим средствами и программным обеспечением контекстного технического ограничения доступа к информации, технически осуществляется лицом, уполномоченным руководителем ОУ по представлению общественного совета ОУ.
2.11. Категории ресурсов, в соответствии с которыми определяется политика использования сети Интернет в ОУ и доступ к которым регулируется техническими средствами и программным обеспечением контекстного технического ограничения доступа к информации, определяются в установленном порядке.
2.12. Принципами размещения информации на интернет-ресурсах ОУ являются:

  • соблюдение действующего законодательства РФ, интересов и прав граждан;
  • защита персональных данных обучающихся, воспитанников, педагогических работников и других
  • сотрудников ОУ;
  • достоверность и корректность информации.

2.13. Персональные данные об обучающихся, воспитанниках (фамилия и имя, класс или группа, возраст, фотография, место жительства, телефоны и др. контакты, иные сведения личного характера) могут размещаться на интернет-ресурсах ОУ только с письменного согласия родителей (законных представителей). Персональные данные педагогических работников и других сотрудников ОУ размещаются на интернет-ресурсах ОУ только с письменного согласия работника, чьи персональные данные размещаются.
В информационных сообщениях о мероприятиях на сайте ОУ и его подразделений без согласия лица (законного представителя) могут быть упомянуты только его фамилия и имя.
При истребовании согласия представитель ОУ и/или общественного совета ОУ разъясняет лицу возможные риски и последствия опубликования персональных данных. ОУ не несет ответственности в случае наступления таких последствий, если имелось письменное согласие лица (законного представителя) на опубликование персональных данных.

3. Процедура использования сети Интернет
3.1. Использование сети Интернет в ОУ осуществляется в целях образовательного процесса. В рамках развития личности, ее социализации и получения знаний в области сети Интернет и компьютерной грамотности лицо может осуществлять доступ к ресурсам необразовательной направленности.
3.2. По разрешению уполномоченного лица обучающиеся (с согласия родителей, законных представителей), педагогические работники и другие сотрудники вправе:

  • размещать собственную информацию в сети Интернет на интернет-ресурсах ОУ;
  • иметь учетную запись электронной почты на интернет-ресурсах ОУ.

3.3. Обучающемуся запрещается:

  • находиться на ресурсах, содержание и тематика которых является недопустимой для несовершеннолетних и/или нарушающей законодательство РФ (эротика, порнография, пропаганда насилия,
  • терроризма, политического или религиозного экстремизма, национальной, расовой и т. п. розни, иные ресурсы схожей направленности);
  • осуществлять любые сделки через Интернет;
  • осуществлять загрузку файлов на компьютер ОУ без разрешения уполномоченного лица;
  • распространять оскорбительную, не соответствующую действительности, порочащую других лиц информацию, угрозы.

3.4. Уполномоченное лицо проверяет, отстранен ли обучающийся от самостоятельной работы в сети Интернет.
3.5. При случайном обнаружении лицом, работающим в сети Интернет, ресурса, содержимое которого не совместимо с целями образовательного процесса, он обязан незамедлительно сообщить о нем уполномоченному лицу с указанием интернет-адреса (URL) и покинуть данный ресурс.
3.6. Уполномоченное лицо обязано:

  • принять сообщение лица, работающего в сети Интернет;
  • довести информацию до сведения общественного совета ОУ для оценки ресурса и принятия решения по политике доступа к нему;
  • направить в течение суток информацию о некатегоризированном ресурсе оператору технических средств и программного обеспечения технического ограничения доступа к информации;
  • если обнаруженный ресурс явно нарушает законодательство РФ – сообщить о нем в течение суток по специальной “горячей линии” для принятия мер в соответствии с законодательством РФ.

Передаваемая информация должна содержать:

  • интернет-адрес (URL) ресурса;
  • тематику ресурса, предположения о нарушении ресурсом законодательства РФ либо несовместимости с задачами образовательного процесса;
  • дату и время обнаружения;
  • информацию об установленных в ОУ технических средствах технического ограничения доступа к информации.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль