Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через изучение улиц ближайшего окружения родного города.

6628

Автор: Степанова Татьяна Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ № 19 г. Боровичи

Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации "Об образовании". В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.

В Концепции модернизации российского образования сказано: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, … которые… обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".

В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей в ДОУ с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и т.п. сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. Поэтому, значительная роль в воспитании патриотизма легла на дошкольные и учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни. Как бы не менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, нам необходимо показать с привлекательной стороны. Дети должны знать, что у каждого человека есть родной город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире.
Исследования отечественных педагогов и психологов показали, что среди факторов, влияющих на процесс познания действительности у подрастающего поколения, ведущая роль принадлежит формированию чувства патриотизма.

Проведенный среди детей и родителей воспитанников моей группы опрос показываюет, что у большинства исследуемых детей недостаточно сформированы знания о родном городе, в процессе беседы дети сомневались в ответах, недостаточно владели информацией, родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости; некоторые родители затрудняются в знании истории города.

Таким образом, одним из приоритетных направлений моей работы стало знакомство детей старшего дошкольного возраста с региональным культурным наследием своего города через знакомство с улицами ближайшего окружения.
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших.
Мною был разработан творческий проект «Улицы моего города», цель которого - приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.

Задачи проекта:

  1. Расширять представления детей об истории улиц родного города.
  2. Познакомить с различными источниками получения информации.
  3. Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.
  4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
  5. Расширить кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.
  6. Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.
  7. Воспитывать у детей любовь к родному городу.

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: октябрь 2011 года – март 2012года.
ВИД ПРОЕКТА: творческий, долгосрочный, семейно – групповой.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • ребята узнают историю возникновения улиц родного города;
  • смогут рассказать о наиболее известных улицах города;
  • проявят интерес к родному краю, который найдет отражение в детских рисунках, рассказах;
  • у детей разовьется ответственное отношение к общественно-значимым заданиям, инициатива, активность, самостоятельность;

Данный проект может быть реализован в дошкольных образовательных учреждениях различных типов, предусматривает творческий подход к реализации с учетом местного регионального компонента.

Шаг первый: выбор темы проекта, информирование родителей о начале работы по данной теме (это могут быть памятки, консультации, индивидуальные беседы, анкетирование)

Шаг второй: планирование проекта.

Постановка проблемы.
Воспитатель привлекает внимание детей к карте (рассматривают, обсуждают, ищут свой город…)

Рассказ воспитателя о городе (информационный).

Вопрос: в каком городе мы живем? В каком городе живут бабушка и дедушка (другие родственники)? На какой улице ты живешь? Почему улицы имеют такие названия? Какую информацию могут нести названия улиц? Менялись ли названия улиц? Отражают ли названия улиц особенности жизни нашего города?

Шаг третий: реализация проекта
Эта работа может начинаться с сентября или октября и проводиться в течение учебного года (или может быть краткосрочной).

Реализация проекта включает определение вместе с детьми основных путей по достижению намеченной цели. Эта деятельность предусматривает ответы на следующие вопросы:
- Кто это будет делать?
(Дети, воспитатель)
- К кому и куда придется обратиться за помощью?
( К родителям, другим близким людям, в библиотеку, домашний архив).
- Какие принадлежности, предметы пригодятся для реализации проекта?
( Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, картинки, рисунки, портреты знаменитых, известных людей, карта города и прочее).
Далее вместе с детьми составляется план работы по проекту в виде лесенки, каждая ступенька которой предусматривает активное участие родителей. Прохождение ступенек отмечается флажками.
Реализация намеченного плана проходит через все виды деятельности.
Воспитанники собирают информацию с помощью родителей и воспитателей об улице ближайшего окружения.

Формы работы над проектом:

  • экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей);
  • просмотр видеофильмов;
  • чтение специальной литературы, разучивание стихотворений;
  • организация фотосъемки, оформление фотовыставки;
  • посещение музея;
  • составление кроссвордов (с родителями);
  • изготовление дидактических игр (с воспитателем); и другие

Шаг четвертый: презентация
Формы защиты:

  • Презентация альбома;
  • Презентация выставки рисунков;
  • Досуг: вечер стихов о Боровичах
  • демонстрация видеофильма;
  • оформление фотовыставки "Улицы моего города";

Мероприятия проекта.

1 этап –подготовительный /октябрь, ноябрь/
Направления:
"Познавательно-речевое" "Здоровье и безопасность"
Направления: "Социально-личностное""Физическое развитие" Направления: Художественно - эстетическое направление
Непосредственно-образовательная деятельность   "Чьи имена носят наши улицы",
"Город мой родной".

Просмотр видеофильмов, фотографий о городе.
Рассматривание плана, карты города.
Целевые прогулки по близлежащим к д/саду улицам: Новоселицкая, Рабочая, Ленинградская, Гончарная
 
 
Сбор материала для изготовления альбома "Улицы моего города" (фото, иллюстрации, книги, календари, открытки с видами города)
Рассматривание иллюстраций
Выставка книг, посвященных родному городу
Подбор стихов, песен о родном городе
Методическая работа: Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут.
Взаимодействие с родителями: Познакомить     родителей   с проектом "Улицы нашего города", поддержать интерес родителей к участию в проекте;
Консультация для родителей "Воспитание гражданственности через знакомство с историей улиц родного города".

Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
2 этап - внедрение /декабрь, январь/
Беседы о нашем городе
/как называется, какие улицы знаем, какие достопримечательности/

Занятие – путешествие "Что было раньше, что сейчас".
Беседы по материалам экскурсий, целевых прогулок.
Экскурсия по близлежащим к ДОУ улицам (показать разнообразие типов улиц)
Разгадывание кроссвордов на тему "Улицы моего города"
Дидактические игры: "Экскурсия по городу" (на материале фотовыставки); "Вот моя улица, вот мой дом' (на материале фотографий, рисунков и карты города).
Игра 'Путешествие по городу".

Экскурсия в библиотеку, краеведческий музей.
 
Разучивание стихов, песен о г. Боровичи.
Чтение стихов местных поэтов.
Рисование на тему:
'Мой город"
Чтение художественной литературы С. Михалков "Моя улица", "Мой город" Петрова (местного поэта), отрывков из книги "Боровичи".
Изготовление макета  "Улицы города"
Фотовыставка "Улица, на которой я живу"
Составление планов, маршрутов экскурсий по близлежащим к ДОУ улицам города.
Изготовление макета улицы Новоселицкой (или другой по желанию детей).
Методическая работа: разработка занятия – путешествия "Что было раньше, что сейчас»" дидактических игр: "Экскурсия по городу", "Вот моя улица, вот мой дом",
"Путешествие по городу".
Взаимодействие с родителями: предложить узнать историю своей улицы; составить рассказ о своей улице; привлечь к изготовлению макета улицы.
  3 этап –презентации /февраль, март/
Презентация альбома "Мой город родной - Боровичи".
Презентация выставки рисунков "Улицы нашего города".

Досуг: вечер стихов о Боровичах
Презентация видеофильма "Улицы, по которым мы ходим"
Презентация фотовыставки "Улицы моего города";
Работа с родителями: приглашение на презентацию продуктов проекта.

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города.

Проведенный среди детей и родителей воспитанников моей группы на конец года опрос показал положительные результаты: дошкольники проявляют познавательный интерес к истории улиц своего города; у детей отмечается высокий уровень знаний истории улиц города; родители стали посещать культурные учреждения и стали проявлять интерес к истории города;

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль