Система работы по формированию основ культуры здоровья детей в контексте с ФГТ

8189

Автор: Зеленина Ирина Леонидовна, старший воспитатель I квалификационной категории, МБДОУ "Детский сад №2" Пермский край, г. Оханска

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. Физическая культура является одним из факторов укрепления здоровья человека.

Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника в ДОУ, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.

Педагогическим коллективом разработана "Модель педагогической системы целостного развития ребенка как субъекта в физкультурно-оздоровительной деятельности".

Модель составлена с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В модели учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития детей; специфика и особенности организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности при проведении режимных моментов и самостоятельной деятельности детей, а также принцип взаимодействии с семьями воспитанников.

Модель формирования основ культуры здоровья дошкольников состоит из двух блоков: "Система специально созданных условий в ДОУ"; "Технологии здоровьесбережения используемые в ДОУ".

Специально созданные условия представляют собой систему управления охраной и укреплением здоровья воспитанников при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.

В основе системы заложены принципы направленной деятельности специалистов на работу с детьми дошкольного возраста и их родителями:

  1. Принцип приоритетности сохранения и укрепления здоровья ребенка;
  2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
  3. Принцип дифференциации и интеграции подходов к развитию воспитанников ДОУ;
  4. Принцип систематичности и последовательности действий при взаимодействии с детьми и родителями;
  5. Принцип партнёрских отношений всех субъектов образовательного процесса;
  6. Принцип учета интересов и потребностей родителей;
  7. Принцип доверия и взаимопонимания.

Выстраивание блока. Система специально созданные условия позволяет в полной мере реализовать все внутренние (физкультурно-развивающая среда и кадровый потенциал) и внешние возможности ДОУ для осуществления полноценной физкультурно-оздоровительной работы, рефлексию педагогического процесса, что дает возможность дать качественную оценку физического развития детей по средствам использования медико-педагогического контроля, отследить положительную или отрицательную динамику заболеваемости дошкольников, определить уровень потенциалов здоровьесберегающей среды в ДОУ.

В систему специально созданных условий в ДОУ, входят внутренние условия: физкультурный и музыкальный залы, малые формы и спортивные зоны на групповых участках детского сада; физкультурные уголки и уголки здоровья в группах, медицинский кабинет, кабинет логопеда, кабинет психолога.

Второй блок модели Технологии здоровьесбережения, используемой в ДОУ, представляет собой выстраивание практической деятельности по двум направлениям укрепления и формирования здоровья дошкольника.

Здоровьеформирующие технологии направлены на воспитание основ культуры здоровья, развитие личностных качеств детей дошкольного возраста средствами двигательной активности и через интеграцию образовательных областей.

Здоровьеукрепляющие технологии направлены на формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, его охрану и укрепление.

В ДОУ используются следующие формы двигательной активности дошкольников:

  • физкультурная образовательная деятельность;
  • утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в сочетании с закаливающими процедурами;
  • игры и упражнения на дневной и вечерней прогулках;
  • физкультминутки, двигательные разминки и паузы;
  • активный отдых, самостоятельная двигательная активность и дополнительные образование.

Интеграция осуществляется по следующим образовательным областям:

  • социализация,
  • труд,
  • познание,
  • коммуникация,
  • чтение художественной литературы,
  • музыка, физическая культура,
  • безопасность и здоровье.

Специалистами ДОУ используются следующие формы оздоровительной работы:

  • закаливающие мероприятия,
  • психо-эмоциональная разгрузка,
  • самомассаж,
  • дыхательная гимнастика,
  • динамические паузы.

Реализация задач, модели формирования основ культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.

Таким образом, система интеграции образовательных областей в ДОУ представляет собой совокупность разнообразных форм работы с детьми, способствующих формированию у них основ культуры здоровья.

В работе по формированию основ культуры здоровья у воспитанников участвуют все педагоги (старший воспитатель, воспитатели) и специалисты (медсестра, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре).

Годовой план формирования основ культуры здоровья в разных возрастных группах включает в себя различные виды деятельности:

  1. совместная деятельность педагога и детей,
  2. совместная детская деятельность,
  3. совместная деятельность с родителями по направлениям: здоровье, психологическое здоровье, физическая культура, безопасность.

Работа по блокам осуществляется средствами педагогического воздействия в разнообразных режимных моментах (прием детей, образовательная деятельность, прогулка, досуги, свободные беседы, игры и т.д.).

Таким образом, педагогами ДОУ были подобраны и разработаны серии игр, бесед, педагогических ситуаций и упражнений по каждому направлению работы. Закрепление знаний основ культуры здоровья осуществляется при взаимодействии детей друг с другом в игровой деятельности.

Работа по формированию основ культуры здоровья дошкольников осуществляется при активном взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности, среди которых и родители воспитанников. Взаимодействие с родителями заключается в виде их активного участия в достижении цели инновационной деятельности.

Расширение представлений детей производится за счет подключения родителей к данной системе взаимодействия с педагогами ДОУ через традиционные и нетрадиционные формы работы.

К традиционным формам мы относим: методические сообщества,  дни открытых дверей, анкетирование.

К нетрадиционным формам: участие в проведении совместных досугов, мастер-классов, семинаров-практикумов, психолого-педагогических консилиумах, педагогических гостиных, реализация технологий фасилитации в ДОУ. Все эти формы работы нашли свое отражение в организованной работе родительского клуба "О здоровье всерьез". Функционирование клуба является необходимой составляющей формирования основ культуры здоровья детей. Благодаря такому взаимодействию, мы осуществляем расширение знаний родителей о компонентах, оказывающих положительное влияние на здоровье воспитанников, способствуем закреплению знаний детей о собственном здоровье, что отражается в трансформацию основ представлений о ЗОЖ в повседневной жизни.

В заключение своего выступления мне хочется пожелать всем педагогам успехов в освоении общеобразовательных программ, обновленных с учетом требований ФГТ, организации образовательного процесса, интересных и содержательных форм работы с детьми.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль