Роль игры в формировании интегративного качества "Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности"

7157

Автор: Маслова Лариса Петровна педагог-психолог г. Усолье-Сибирское МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №1"  (Иркутская область)

В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. Исходя из этого интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» является значимым в развитии дошкольника и является показателем его психологической готовности к обучению.

В рамках Федеральных Государственных требований игра определяется как наиболее адекватная дошкольному возрасту форма построения образовательного процесса, в ходе которого формируются интегративные качества дошкольника. Данный методологический подход обуславливает необходимость заострить внимание на значении игры в формировании интегративного качества "Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности".

Применение игры в практике детского сада обосновывается теорией игровой деятельности, наиболее полно разработанной в трудах Д.Б. Эльконина. Развитие и изменение всех психических процессов происходит, прежде всего, в деятельности. У дошкольников основная деятельность - игра. Поэтому игра является ведущим средством развития и формирования в данном возрасте. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности.

В качестве предпосылок овладения учебной деятельностью и нормальной адаптации к школе в отечественной психологии выделяются следующие:

  • наличие познавательных и социальных мотивов учения,
  • умение ребенка фантазировать и воображать,
  • умение ребенка работать по образцу,
  • умение ребенка работать по правилу,
  • умение ребенка обобщать,
  • умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции,
  • владение ребенком языком, на котором ведется обучение в школе,
  • умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками.

Вышеперечисленные показатели психического развития ребенка являются основными параметрами готовности, на которые опирается начальное обучение в школе. Психологическая готовность к школе это психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, которые формируются преимущественно внутри ведущей деятельности присущей дошкольному возрасту - то есть в игре (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).

Игра оказывает влияние, прежде всего, на развитие личностной стороны психики ребенка. Наибольшее количество изменений происходит в мотивационно-потребностной сфере: в игре возникает и реализуется важный мотив – желание стать взрослым и реально осуществить функции взрослого, образуются мотивы более высокого типа, связанные с выполнением взятых на себя обязанностей, формируется соподчинение мотивов.

Как известно дети познают мир эмоциями. Игра и несет в себе эмоциональные импульсы, которые способствуют возникновению познавательной мотивации дошкольников. Показателями наличия у ребенка познавательной мотивации будут - эмоциональная включенность в решение познавательных задач, практическая активность, направленная на познание нового, а так же внутренняя готовность ребенка к познавательной деятельности и инициативности в ней, развитие любознательности.
Познавательная активность младших дошкольников, формируемая через игры-экспериментирования, дидактические, подвижные игры переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста.

Интерес детей к школе развивается и через сюжетно -ролевые игры на школьную тему. С использованием сюжетно-ролевых игр, где проигрываются актуальные ситуации школьной жизни основным мотивом, кроме знаний, будет и сам процесс обучения. Содержанием игр может быть: поддержание интереса к школьным принадлежностям, к правилам поведения на уроке, содержанию предметных занятий и т.д. В группах старших дошкольников перспектива школьного обучения создает особый настрой. Задачей педагога становится – связать развивающийся интерес детей с новой социальной позицией «Хочу стать школьником», с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового, желанием принять новую социальную роль ученика.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Например, в сюжетно - ролевой игре, во многом благодаря тому, что ребенок замещает реальные предметы и берет на себя разнообразные роли. Если начало игры (младший дошкольный возраст) знаменуется замещением предметов и исполнением роли, то в старшем дошкольном возрасте дети уже выполняют действия не в реальном, а в воображаемом плане, то есть игра протекает во внутреннем плане. Беря на себя роль и понимая ее отличие от своего реального, ребенок привносит в нее много своего.

Развитию умения воображать и фантазировать способствует использование разных имитационных игр, связанных с передачей различных образов, игры с элементами ряженья и театра, игры с сюжетными игрушками, строительным материалом, игровые действия с песком, водой, снегом, игры-фантазии с использованием пальчикового театра и т.д.
Показателями развития воображения и фантазирования будут умения ребенка выступать с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Развиваясь в рамках игровой деятельности, ребенок становится способным комбинировать в игре реальное и фантастическое, придумывать игры с продолжением, проявлять интерес к интересным замыслам других детей.

В играх, дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли (иначе говоря, игра как бы переводит требования взрослого в потребность самого ребенка). Не зря Л.С. Выготский называл игру школой произвольного поведения. Для истинной воли как раз характерно, что объективно существующее требование, правило или социальная норма выполняются не по внешнему принуждению, а по собственному желанию, как бы в порядке самопринуждения. Игра как раз требует от ребенка самопринуждения. Сознательная цель – сосредоточится, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется в игре.
В играх с правилами, в отличие от сюжетных, всегда есть заранее заданный результат, т.е. выигрыш. Игра с правилами может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается с ними. Широко известны игры, в которых четкие правила сочетаются с элементами ролевой игры "Кошки-мышки", "Лиса и гуси", "Лохматый пес" и др. Однако чаще игра с правилами соединяется с дидактическими играми, когда действие по правилу связано с решением познавательных или речевых задач.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно организовать игру, сами способны договорится, изменять и создавать новые правила, внимательны к выполнению правил другими, отстаивают выполнение правил и сами их соблюдают.

Важное качество "умение ребенка работать по образцу" так же формируется в процессе игровой деятельности дошкольников. Например, в сюжетно-ролевой игре роль — это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: он контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное.

Умению ребенка работать по образцу, способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила. По мнению Л.С. Выготского, умение работать по образцу, можно считать интеллектуальным достижением ребенка, так как "подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей".

В рамках игровой деятельности развивается умение ребенка обобщать. Через игру младшие дошкольники легче усваивают, что многие предметы, различные по форме, размерам и другим внешним признакам и свойствам, называются одинаково, потому что в жизни человека выполняют одинаковую роль. Выполняя игровые действия с игрушками, предметами быта, различными вещами совместно со взрослым дети приобретают знания об их функциональном назначении, постигают, как с ними обращаться, для чего они нужны.

Мыслительная деятельность детей дошкольного возраста протекает на наглядном, конкретном материале, поэтому использование дидактических игр, игр-экспериментирований ставит ребенка в ситуацию анализа и сравнения многообразного материала, содержит самые различные варианты "неожиданных" и "непривычных" сочетаний сходных качеств с сопутствующими признаками. Умелое использование игр в педагогической практике детского сада способствуют расширению представлений ребенка, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать и строить причинно-следственные связи, а так же делать умозаключения.

Игра способствует так же речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение. По мнению. Д.Б. Эльконина игра выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап – умственных действий с опорой на речь.

Необходимо помнить, что в дошкольном возрасте речь, так же, как и другие психические функции характеризуется непроизвольностью и неосознанностью. Поэтому занятия по развитию речи по школьно-урочному типу дают в этом возрасте минимальный эффект при огромной затрате сил ребенка. Связано это с особенностями его психического развития в это время.
Гораздо целесообразнее использовать для этих целей игры и игровые упражнения. С помощью малоподвижных, дидактических, театрализованных игр можно пополнять словарный запас, развивать звуковую культуру, связную речь, умение наблюдать и описывать предметы и явления. Это поможет сделать скучную работу более интересной и увлекательной.

Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям любые формы общения. Любая игра представляет собой некую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни. Таким образом, используя игру, мы создаем возможность повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Ч
ерез сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и другие игры формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе.

Игра, таким образом, способствует выполнению важных задач: снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению; обеспечению естественной необходимости многократного повторения детьми языкового материала; тренировке в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

По мнению Л.С. Выготского, игра исчерпывает свое развивающее влияние к 7 годам. В 7 лет и обычно не ранее ребенок уже способен произвольно регулировать свое поведение и деятельность, подчиняться правилам поведения, работать в соответствии с инструкциями взрослого. Кроме того в силу возникающих психологических новообразований, о которых говорилось выше семилетний первоклассник сам хочет стать учеником и выполнять роль ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но все это происходит в том случае, если ребенок развивался до 7лет преимущественно в рамках игровой деятельности.

В игре, хотя она и обусловлена временными рамками, велика роль взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл игры. Подбор игр и игровых ситуаций – это то основное звено, обеспечивая которое, взрослый обеспечивает и эффективное воспитательное и развивающее влияние игры.
Хочется обратить внимание специалистов работающих с детьми на то, что игра служит способом преобразования мотива деятельности, она способна превратить скучную задачу в захватывающее приключение.

Литература:

  1. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 го
  2. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 2151 от 20.07.2011 года).
  3. Зайцева О.Ю. Психологические основы игровой деятельности дошкольника: Учеб.пособие / О.Ю.Зайцева. – 2-е изд. – Иркутск: ГОУ ВПО "ВСГАО", 2010. – 248 с.
  4. Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников // Психолог в детском саду. 2008. №3. С.29-41.
  5. Гуткина Н.И. Методологические и психологические принципы построения основной (примерной) развивающей образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений // Психолог в детском саду. 2008. №4. С.3-22.
  6. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Игры с правилами // Психолог в детском саду. 2011. №1. С.19-26.
  7. Виноградова Е.Л. "Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников".// Журнал прикладной психологии № 2 - М., 2003 г.
  8. Концептуальные основы определения требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (тезисы). Проект: РАО "Институт стратегических исследований в образовании", ГОУ ВПО Московский психолого-педагогический университет», НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль