Подготовка педагогов к взаимодействию с одаренными детьми

15486

Автор:  Троян  Лидия  Викторовна, заместитель заведующей МБДОУ "Теремок" (ХМАО-Югра)
Бытует мнение, что одаренные дети в детском саду не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему.

Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М.Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:

  • теоретические знания по вопросу одарённости;
  • наличие практического опыта;
  • позитивная Я-концепция;
  • целеустремлённость и настойчивость;
  • зрелость (чёткое знание своих целей и задач);
  • эмоциональная стабильность;
  • чуткость;
  • креативность.

Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными детьми. Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно осведомлены и вооружены педагогическими знаниями в этой области.Методическая работа по подготовке педагогов с одаренными детьми может быть выстроена по - разному. Вариант нашей деятельности, определить цель и направление работы.Цель: осуществлять целенаправленную методическую работу по повышению уровня компетентности педагогов по вопросу организации и взаимодействию с одаренными детьми.

Задача: состоит в том, чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать поле деятельности для творческого само проявления и самовыражения всем детям.

Направления:
Информационное направление – привлечение внимание педагогов к проблемам одаренных детей, создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
Координационное направление – обеспечение нормативно-правовой базой, контроль и анализ деятельности.

Диагностическое направление – проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».
Кадровое направление – повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

Для достижения цели использовали следующие формы работы:
1.Консультация, семинар, семинарские занятия, деловая игра.

Основная тематика:

  • понятие одарённости, её признаки и виды;
  • характеристика одарённых детей дошкольного возраста;
  • особенности наблюдения за детьми с целью выявления у них признаков одарённости;
  • специфика взаимоотношений в группе одарённых детей;
  • особенности организации образовательной работы с одарёнными дошкольниками;
  • особенности подготовки к школе одарённого ребёнка.

2. Тренинговые занятия (педагог-психолог).

Работу с педагогическими кадрами мы предлагаем в системе, которая состоит из 5 этапов. Мы их выделили схематично, определили приоритеты.

  1. Первый этап работы сопровождается консультациями, рекомендациями, самообразованием, сбором данных.
  2. Второй этап сопровождается формами работы: семинаром – практикумом, деловой игрой, самообразованием, педагогическими чтениями, разработкой индивидуальных маршрутов, перспективных планов и т.д.
  3. Третий этап сопровождается формами работы: педагогическим советом, самоанализом, презентациями, участием в конкурсах, фестивалях, научно –практических конференциях, семинарах, мастер –классах.
  4. Четвертый этап сопровождается: проведением экскурсий, конкурсов и других мероприятий разной тематики и направленности.

Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности.Результаты работы / Слагаемые успеха методической работы по подготовке педагогов с одаренными детьми:

У педагогов сформировано умение анализировать свою деятельность, видеть проблемы и обоснованно выбирать тему по самообразованию: «Развитие певческих способностей детей», Эстетическое восприятие социального мира», «Развитие познавательного интереса детей посредством опытно – экспериментальной деятельности», «Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности».

Объедены усилия педагогов и родителей по выявлению, развитию детской одаренности, что способствовало участию наших воспитанников в городских районных конкурсах: «Лянторские роднички (гран-при; 1 место), «Дороги опаленные войной» (2 место), «Голос памяти» (1,2, место); участие во всероссийском конкурсе «Корабли будущего», всероссийском конкурсе рисунков к 240-летию Крылова «Попрыгунья стрекоза» (1, 3места), конкурс «Я сегодня Магеллан» с раскрытием темы по экспериментальной деятельности и ознакомлению с окружающим миром «Нет на свете краше края нашего».

В ДОУ создан информационный банк по одаренным детям: музыкальная одаренность, художественная, артистическая, интеллектуальная.

Создана педагогическая копилка «Одаренный ребенок».

Интересы детей удовлетворяются посещением кружков: "В гостях у сказки" (театральная студия), "Цветик - семицветик" (ИЗО-деятельность), "Юный эколог" (экспериментально – исследовательская деятельность) и др.

В ДОУ педагогами широко используется проектная деятельность, которая обеспечивает широкий спектр компетентности детей в различных сферах познания: "Вторая жизнь пенька", "Лес, мы твои друзья", "Палитра добрых отношений" и др.

Возрос уровень профессиональной компетентности педагогов. Увеличилось количество желающих педагогов участвовать в научно – практических конференциях, раскрывающих актуальные вопросы дошкольного воспитания:
В холле ДОУ создана аллея звезд "Талантливые дети", которая периодически пополняется новыми "звездочками".

I этап Организационный: ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

I I этап ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
 

III  этап ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ   (реализация планов обучения)

IV этапОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тезаурус
 

Условия, которые должны быть созданы в ДОУ для развития способностей и ранней одаренности детей

Обследование предрасположенности  ребенка к различным видам человеческой деятельности (тест – анкета).

Преемственность с СОШЦель: обеспечить  переход интересов детей к развитию их способностей в системе преемственности между ДОУ и школой.
 

Нормативная база

Профессиональные и личностные особенности педагога, работающего с одаренными детьми.

Целенаправленная  педагогическая  деятельность с одаренными детьми.
 

Работа с социумомЦель: организация деятельности с социальными партнерами в целях развития воспитанников по интересам.
 
 

Факторы развития одаренности

Что должен знать и уметь педагог в работе с детьми с признаками ранней одаренности.

Психологическое  сопровождение одаренного ребенка педагогом - психологом
 

Возрастная последовательность

Работа педагога  с семьей по выявлению и развитию способностей и ранней одаренности дошкольников.

Контроль и отслеживание результатов по работе с одаренными детьми
 

Черты одаренного ребенка

Разработка индивидуальных маршрутов развития

Литература

Ожидаемые результаты реализации работы с одаренными детьми

V   АНАЛИТИЧЕСКИЙ  (рефлексия, саморефлексия).

Результаты  работы.

Деловая игра для педагогов "Детская одаренность"

Цель: Закрепление знаний педагогов по теме "Детская одаренность"
В игре участвует весь педагогический коллектив. Педагоги разбиваются на две команды. Команды придумывают название.
Жюри: заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель.Ведущий: Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
1. "Разминка"
Продолжите высказывание: "Одаренность, это.."
(Системное развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми), "Одаренный ребенок – это ребенок..."
( который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности).
2. Игра "Слова рассыпались" составьте из слогов слагаемые одаренности.
(Мотивация, креативность, способности выше среднего)
3."Выбери эффективную модель взаимодействия частных проблем одаренности", объясните свой выбор.
Предполагаемые ответы.
Схема№1 - отличает эту модель то, что психодиагностика выступает в ней не как внешний по отношению к прогнозированию и развитию процесс, а как органическая часть единого педагогического процесса. Диагностика, вплетенная в ткань педагогического процесса, будет значительно более достоверной и станет базой для более надежного прогнозирования, создаст реальные возможности для систематической корректировки процессов воспитания, развития и обучения одаренных детей;
Схема №2 - процессы диагностики, прогнозирования и развития разведены по разным ведомствам и таким образом искусственно разобщены, в педагогической практике данные проблемы нуждаются в тесной интеграции, их разобщенность порождает массу сложностей.
4. Игра "Кто больше?" Какие формы работы с семьей по выявлению и развитию детской одаренности вы знаете?, выигрывает команда назвавшая большее количество форм.
(Анкетирование, тестирование, беседы, консультации, родительские собрания, папки-передвижки, день открытых дверей, круглый стол, дискуссионный клуб, персональные рекомендации, участие родителей в создании развивающей среды, посещение на дому, пропаганда лучшего опыта семейного воспитания, родительская газета и др.).

5. Подберите критерии одаренности из предложенных:
1 команда- Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
2 команда -Ребенок имеет артистический талант, если он:

  • с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения;
  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, лег¬ко их запоминает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • пластичен, открыт всему новому;
  • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
  • любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

Правильный ответ
Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, лег¬ко их запоминает;
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Ребенок имеет артистический талант, если он:

  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
  • с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения;
  • пластичен, открыт всему новому;
  •  любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

6."Простая аналогия". С каким изображением вы можете соотнести детскую одаренность и почему?

(Представим многочисленные способности человека в виде ветвей дерева: чем больше этих частных способностей, чем выше уровень развития каждой – тем мощнее это воображаемое дерево, пышнее, ветвистее его крона. Чем гармоничней развиты эти частные способности (ветви), тем дерево выглядит более органичным. И подобно тому, как у дерева, и крона в целом, каждая из многочисленных ветвей в отдельности вырастает и питается из единого, общего основания – корня, в человеческой психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого одаренностью.).

7. Подведение итога деловой игры для педагогов в ДОУ.

8. Обратная связь.

Портрет одаренного ребенка 
Модель одаренности:

  • Способности выше среднего или таланты;
  • Настойчивость и усердие в решении задач;
  • Креативность (творческий, созидательный подход ко всему), выражающаяся в оригинальных способах достижения результатов.

Одаренных людей объединяет творческий поиск и новаторство. Одаренность – потенциал, раскрывающийся в любой области человеческой деятельности. Общей характеристикой одаренности является ярко выраженная потребность познавать.Одаренный ребенок

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям.
  5. Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем.
  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  8. Не конформист, не приспособленец, не боится отличаться от других.
  9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Условия, которые должны быть созданы в ДУ для развития способностей и ранней одарённости дошкольников:

  • Развивающая среда (материальная база).
  • Компетентность педагога.
  • Программно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми (программа, планирование, методическая литература и методические рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический инструментарий).
  • Диагностика.
  • Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ДУ.
  • Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта.
  • Система работы с семьёй.
  • Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми.
  • Система индивидуальной работы с дошкольником.
  • Кружковая работа.
  • Эмоционально-психологический комфорт, адаптивная образовательная среда
  • Право выбора вида деятельности для ребёнка.
  • Передовой педагогический опыт по проблеме.
  • Раннее выявление детских способностей и их развитие.
  • Система стимулирования педагогической деятельности.

Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ:

  • Психологию одарённости
  • Нормативную базу по проблеме
  • Инновационные технологии
  • Методы выявления детской одарённости
  • Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости
  • Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости
  • Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы
  • Программы (комплексные и специализированные)
  • Современную научно-методическую литературу по проблеме
  • Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей
  • Возрастные особенности проявления признаков одарённости
  • Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка
  • Интересы ребёнка.
  • Социальные и материальные возможности семьи, семейный психологический микроклимат.
  • Возможности для развития ребёнка в условиях семьи
  • Эффективные формы и методы работы с родителями.

Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен УМЕТЬ:

  • Создавать развивающую среду.
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку и благоприятный психологический микроклимат в группе.
  • Своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости средствами наблюдений и диагностики.
  • Применять инновационные технологии и методики.
  • Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми
  • Проявлять свои личностные творческие способности.
  • Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности.
  • Самосовершенствоваться (спланировать систему работы по самообразованию)
  • Организовывать работу с родителями.
  • Вести разъяснительную работу с родителями о развитии детских способностей и одарённости.
  • Организовывать взаимодействие с семьёй по прогнозированию будущих достижений ребёнка.
  • Взаимодействовать со всеми специалистами ДУ, занимающимися с одарённым ребёнком.
  • Осуществлять диагностико-аналитический подход к планированию и организации работы с детьми.
  • Строить позитивные межличностные отношения с ребёнком.
  • Разработать учебную программу кружковой работы.
  • Владеть методами проблемного обучения и техникой постановки вопросов.
  • Организовывать оптимальные формы работы с детьми.
  • Отбирать актуальную и доступную информацию для родителей и детей.

ТЕСТ-АНКЕТА
для обследования предрасположенности ребенка к различным видам человеческой деятельности
Ребенок имеет очевидные технические способности, если он:

  • интересуется самыми разными механизмами и машинами;
  • любит конструировать моде¬ли, приборы;
  • сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
  • может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые де¬тали для создания новых игрушек, приборов, поделок; находить оригинальные решения;
  • любит и умеет рисовать, "видит" чертежи и эскизы механизмов;
  •  интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой
  • Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

У ребенка способности к научной работе, если он:

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных по¬нятий, к обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
  • любит читать или смотреть детскую техническую литературу
  • (или даже научно-популярные книжки), опережая в этом своих сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
  • часто пытается найти собственное объяснение причин смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант проявится у ребенка, если он:

  • часто когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
  • с удивляющей легкостью передразнивает чью-0то привычки, позы, выражения;
  • пластичен , открыт всему новому;
  • любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У ребенка незаурядный интеллект, если он:

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной программе;
  • обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредствен¬но (о мировой политике, экономике, науке и т. д.);
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

У ребенка спортивный талант, если он:

  • очень энергичен и все время хочет двигаться;
  • смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
  • почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  • предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
  • кажется он никогда всерьёз не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

У ребенка литературное дарование, если он:

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного
  • сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
  • любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он:

  • не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
  • в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое либо произведение искусств или пейзаж;
  • Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремится создать какое либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение— украшение для дома одежды или что-нибудь подобное;
  • не робеет высказывая собственное мнение о классических произведениях причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Информация полученная в ходе обследования поможет вам выяcнить, к каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует noвторять неоднократно.Особенности педагога, работающего с одаренными детьми
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и к себе в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.
Всегда немного странно воспринимать кипучую деятельность государственных структур по подготовке педагогов и созданию учреждений для работы с детьми, имеющими различные дефекты развития, поведения, личности. И можно только удивляться равнодушию и где-то даже негативному отношению к одаренным детям. Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить чуть ли не почетно, а о достоинствах, успехах нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности?! Здесь, безусловно, нужно анализировать условия общественного бытия, когда на достаточно большом временном отрезке воспитание шло по пути нивелирования индивидуальности. Иметь собственное мнение и видение было нескромным, необходимо было “подтвердить” свои мысли у авторитетов или коллектива. Это был период воспроизводства среднего производителя с коллективной ответственностью. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Работа с одарёнными детьми в ДОУ предусматривает внутреннюю мотивацию педагога к труду. Такие специалисты эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.

В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека. Поэтому давайте любить себя и заботиться о собственной индивидуальности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль