Опыт реализации школьной программы "Одаренные дети"

1779

Автор : Е.А. Дорофеева, заместитель директора по НМР  МБОУ Абанская СОШ №4 им. Героя Советского Союза В. С. Богуцкого

Школьная среда-путь к самореализации личности.
Одаренный ребенок на самом деле задает школе трудную задачу, которую нельзя оставить без внимания,  несмотря на благой принцип - помогать слабоодаренным
К.Г.Юнг.

Много лет существует замечательная программа "Умники и умницы", недавно появилась новая - "Сокровище нации" Почему? Да потому что умным быть - это модно! Потому что качественный скачок в развитии и внедрении в практику новых технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

Российская образовательная система признает приоритет работы с одаренными детьми. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Развитие творческого потенциала личности, поддержка и развитие одаренных детей всегда было приоритетным направлением деятельности Абанской школы №4. Достаточно сказать, что школа имеет 35-летние традиции работы со способными детьми. За эти годы сотни ребят стали победителями районных, региональных, всероссийских и международных проектов, конкурсов, олимпиад. Растет качество обучения. За последние два года-– 1 золотой, 9 серебряных медалистов.

В школе работает программа "Одаренные дети", которая включает в себя 3 этапа:
Первым этапом в организации обучения, воспитания и развития одарённых детей является выявление и определение особенностей одарённости, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия их способностей и талантов. Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Здесь большую роль играет психолог и классный руководитель. Проблема сельской школы в том, что и психологи есть не в каждой школе. Поэтому возникают сложности в использование специальных методик, тестов, проведении анкетирования.

Непосредственная работа с одарёнными детьми:

  • Внедрение учителями- предметниками интерактивных методов обучения и воспитания для подготовки ребят.
  • Использование информационных технологий, сайтов интернета, дополнительной литературы, специальных справочников.
  • Участие в конкурсах и проектах разного уровня
  • Проведение интеллектуальных конкурсов, турниров знаний по предметам: «Умники и умницы», «Лидер 21 века», «Что? Где? Когда?».
  • Участие в конкурсах чтецов, конкурсах сочинений, выставках творческих работ, рисунков, спортивных соревнованиях.
  • Организация и проведение недель наук и творчества.

Организация летних школ для одаренных детей "Истоки", "Юный магистр", "Лингвистическая школа".
Проведение внутришкольного этапа Всероссийской предметной олимпиады, подготовка к муниципальным и региональным этапам.
Объединение ребят с интеллектуальной одарённостью в научное общество.
Научное общество учащихся « Шаг в будущее» в СОШ №4 действует уже 6 лет и помогает юным интеллектуалам добиваться успехов в учебном процессе. И результаты есть. Они – лучшее доказательство тому, что ребята НОУ делают свой шаг в будущее.

Результаты  2010-2011 г.
 
 
 
 
 
Районная научно- практическая конференция 16 участников 9 победителей
Муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников 22 участника 12 победителей
Региональный этап Всероссийской  олимпиады 4 участника 3 призёра
Всероссийская олимпиада "Эрудит" 12 участников 6 победителей
Международный математический чемпионат 63 участника 9 победителей, 1 краевой дипломант
 
Проект "Наша родина - Абанский район"- команда «Истоки» 1 место
Международные игры "Русский медвежонок", "КИТ", "Британский Бульдог", "Кенгуру- математика для всех", "Зимние интеллектуальные игры" 325 участников 21 – в Золотой Сотне
Интернет – карусель по русскому языку «Аз, буки, веди»
 
3 место по России
Краевой фестиваль "Умник"
 
Эрудиты.ru
 
в Первой лиге,8 место
 
Районная сетевая викторина "Мой Пушкин"-
 
команда « Лира» 1 место
Районный медиа - конкурс "Сердцу близкое"
 
18 участников
 
победители в 6 номинациях из 9
 

   
Работа в НОУ, конкурсные состязания утвердили профессиональный выбор его участников и победителей. Вот несколько примеров. Островская Татьяна- победитель НПК в номинации "Краеведение", участник краевого форума "Молодежь и наука". Одна из активных участниц школьного проекта "Через прошлое - в будущее". В настоящее время- студентка истфака Университета им. Астафьева. Астротенко Александр- победитель региональной олимпиады по информатике, автор и участник многих сетевых проектов и конкурсов. Ныне - студент факультета информационных технологий СФУ. Юдина Виктория- победитель олимпиад по литературе и английскому языку, победитель конкурсов чтецов. Студентка СФУ, редактор студенческой газеты.

Школа, все заслуги, медали, пятёрки, похвальные грамоты, даже знания нужны не сами по себе, а именно как подготовка к жизни в обществе, к профессии. В жизни одарённость имеет особый смысл, определённый не по тестам и отметкам, а по творческим результатам. Именно потому одарёнными в нашей школе считаются те, кто обладает резвым интеллектом, серьёзным желанием учиться, готовностью преодолевать трудности на пути к любимой профессии и к интересной, наполненной творчеством жизни. При необходимости для некоторых учеников разрабатывается индивидуальная программа обучения одаренных детей, которая позволяет им учиться успешно.

Детям хорошо, комфортно там, где их любят и ценят (о создании каких бы комфортных условий в школе мы ни говорили…) Ценят каждого! В школе разработана и действует система поощрительных мер, повышающих мотивацию к обучению, проектно- исследовательской деятельности.

Каждый ли учитель готов и может работать с одаренными детьми? Детьми, которые задают вопросы, а мы не знаем ответа? Детьми, с завышенной самооценкой, которые нередко не идут на контакт, замыкаются в себе? Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. В школе разработана система поощрения для учителей.

Исходя из вышесказанного, система деятельности по организации работы с одаренными детьми в нашей школе имеет следующее содержание (таблица 1)
Организация работы с одарёнными и талантливыми детьми (2008-2012)

Мероприятие Сроки Ответст
  Выявление   одаренных и талантливых детей    
1 Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы. постоянно  
2 Диагностика потенциальных возможностей детей, выявление одаренных детей постоянно  
3 Обучение по  программе развивающего обучения  Школа-2100 2009  
4 Преемственность между дошкольным и начальным образованием 2008-2012
 
 
 
  Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности  
 
 
 
1 Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных, модульных методов обучения, КСО. ЛОР - технологий, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление постоянно  
2 Разработка и внедрение элективного курса "Введение в исследовательскую деятельность" 2009 г.  
3 Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год Ежегодно, август  
4 Совершенствовать работу научного общества учащихся "Шаг в будущее"  2009-2010  
5 Участие школьников в муниципальном, региональном этапе Всероссийских предметных олимпиадах, олимпиаде "Эрудит" постоянно  
6 Участие школьников в интернет - каруселях постоянно  
7 Проведение школьной и  участие в районной и  краевой  научно-практической конференции школьников постоянно  
8 Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов среди одаренных школьников (школьных, всероссийских, международных) По особому плану  
9 Работа интенсивной школы "Юный магистр", "Истоки" каникулы  
10 Сотрудничество с  районным ЦДТ, РДК, Школой Космонавтики,  Всероссийским Центром одаренности 2008-2012г.  
11 Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми постоянно  
  Поощрение одаренных детей    
1 Публикации в СМИ 2008-2012  
2 Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам НПК 2008-2012  
3 Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела "Одаренные дети" 2008-2012  
4 Оформление и обновление стенда "Лучшие ученики школы", "Научное общество учащихся" 2008-2012  
5 Премия администрации   ОУ "Звездный дождь" с 2009 г.  
6 Бесплатное участие в дистанционных олимпиадах и  конкурсах всероссийского и международного уровней 2008-2012  
  Работа с преподавателями    
1 Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей В течение периода  
2 Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми 2008-2012  
3 Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию 2008-2012  
4 Выплаты единовременных денежных поощрений педагогам, подготовившим победителей. 2008-2012  
  Работа с родителями одаренных детей    
1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников постоянно  
2 Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на ежегодном публичном отчете школы 2008-2012  

 
Объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования составляет единое образовательное пространство школы №4, в котором развивается, обучается и самореализуется творческая личность на протяжении всех лет учебы.

Педагоги, родители, Управляющий совет школы решили объединить усилия с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей, их продвижения на пути профессионального и личностного становления.

Ведь умным быть - это модно!

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль