Обязанности инноваторов

1663

Кто должен обеспечивать работу образовательного учреждения в инновационном режиме?

Внедрение инноваций в образовательном учреждении требует наличия следующих кадров:

1. Научный руководитель.

2. Научный консультант.

3. Руководители инновационных подразделений (кафедр, лабораторий, инициативных, рабочих, проектных групп, временных научно-исследовательских коллективов).

4. Заместитель руководителя по научно-методической (экспериментальной, инновационной) работе.

5. Заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе.

6. Педагоги-инноваторы (исследователи, экспериментаторы).

7. Специалисты по профилю инновации (врачи, психологи, социологи, журналисты, научные сотрудники и др.).

Для организации инновационной деятельности приглашается научный руководитель инновационного проекта, который, как правило, является представителем научно-исследовательского учреждения и входит в управленческую структуру школы или детского сада.

Сферы влияния и функционал руководителя образовательного учреждения и научного руководителя должны быть четко разделены.

Руководитель школы или детского сада является руководителем инновационного процесса, поскольку контролируют всю деятельность образовательного учреждения. Он наиболее адекватно выстраивает и грамотно прогнозирует развитие инновационной деятельности, поскольку знает особенности учреждения и профессиональный потенциал сотрудников, отслеживает ресурсное и организационное обеспечение инновационного проекта.

Научный руководитель инициирует (генерирует) идеи, является носителем идеологии и основной концепции инновации, выстраивает инновационную деятельность педагогов, опираясь на самые прогрессивные идеи современной науки, формирует и контролирует весь блок содержательной работы.

Возможен иной вариант взаимоотношений между руководителем образовательного учреждения и научным руководителем: "заказчик – исполнитель", предполагающий неравенство позиций и не способствующий активному включению в инновационную деятельность той фигуры, которая выступает в роли исполнителя.

Причем исполнителем может выступать любая из сторон: руководитель образовательного учреждения, если научный руководитель навязан административным приказом; научный руководитель, если заказ формулирует образовательное учреждение, а сам он занимает позицию незаинтересованного исполнителя, мотивированного только дополнительным заработком.

Консультационное, информационное и экспертное сопровождение инновации может обеспечивать научный консультант в случае, если образовательное учреждение не оформляет статус инновационной (экспериментальной) площадки и наличие официального научного руководителя не является обязательным для обеспечения инновационного режима.

Отношения научного консультанта с руководителем школы или детского сада строятся по принципу "заказчик – исполнитель". Образовательное учреждение может каждый раз приглашать разных экспертов-консультантов в зависимости от конкретных задач. Наличие научного руководителя не отменяет возможности привлечения консультантов и даже оптимизирует этот процесс за счет более широких связей.

Педагог-инноватор (экспериментатор) отличается от остальных педагогов тем, что не просто выполняет новый набор функциональных задач, но и обладает принципиально иным типом мышления, основанным на рефлексии, проектировании, прогнозировании, управлении собственной деятельностью. Организуя работы инновационных структур, педагоги осваивают новые формы планирования своей работы, включающие элементы научного исследования и апробации новых идей и технологий.

Руководители инновационных подразделений (кафедр, лабораторий, временных научно-исследовательских коллективов и др.) назначаются из числа наиболее инициативных и ответственных педагогов-инноваторов.

 Официальный источник

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.07.2011)
  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утв. Президентом РФ 04.02.2010
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р

 

Как распределить обязанности между работниками образовательного учреждения, участвующими в инновационной деятельности?

Участвовать в инновационной деятельности могут практически все сотрудники учреждения, включая педагогический и административно-управленческий персонал. Кроме того, в инновационную деятельность могут быть включены родители обучающихся или воспитанников как равноправные участники образовательного процесса. Например, они могут дать внешнюю оценку эффективности инновации и т. д.

Примерные функции некоторых работников образовательного учреждения, реализуемые при осуществлении инновационной деятельности, представлены в таблице.

1

2

3

Наименование должности

Функция, реализуемая в рамках инновационной деятельности

Способы реализации функции

1

2

3

Должности руководителей

Руководитель образовательного учреждения

Организует инновационную деятельность в учреждении. Участвует в разработке и внедрении инновации

Общее руководство инновационной деятельностью, включая делегирование полномочий и подбор кадров.

Обеспечение финансирования инновационной деятельности.

Утверждение локальных актов, регламентирующих инновационную деятельность.

Поощрение работников за внедрение инноваций.

Представление интересов образовательного учреждения в сфере инновационной деятельности при взаимодействии с учредителем, организациями и гражданами (включая заключение договоров)

Заместитель руководителя образовательного учреждения. В отдельных случаях речь может идти о введении специальной должности заместителя руководителя по инновационной деятельности

Организует в учреждении инновационную деятельность по определенному направлению.

Оказывает содействие работникам учреждения в разработке и (или) применении инноваций.

Разрабатывает и внедряет инновации в своей практической деятельности

Информирование работников об условиях и способах осуществления инновационной деятельности (об особенностях разработки и освоения инновационных образовательных программ, способах оформления прав на результаты инновационной деятельности и т. д.).

Организация мероприятий и обеспечение контроля инновационной деятельности в рамках своей компетенции.

Организация процесса отбора, анализа, внедрения инноваций в образовательную деятельность учреждения.

Обеспечение процесса взаимодействия между различными работниками по вопросам, связанным с разработкой, внедрением инноваций в образовательном учреждении.

Организация процесса заключения договоров, разработки документов, связанных с инновационной деятельностью

Должности педагогических работников

Воспитатель (включая старшего)

Способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации учителей и воспитателей, развитию их творческих инициатив.

Содействует вовлечению в инновационную деятельность родителей обучающихся, воспитанников.

Использование инноваций при осуществлении обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, воспитанниками.

Разработка и применение необходимых для использования инноваций документов.

Участие в мероприятиях (на уровне учреждения, муниципальных, региональных и др.), направленных на активизацию инновационной деятельности.

Инициативное внедрение инноваций в собственную педагогическую деятельность.

Содействует организации и проведению мероприятий в сфере инновационной деятельности

Проведение разъяснительной работы с родителями обучающихся, воспитанников, иными лицами

Педагог-психолог, социальный педагог

Осуществляет вовлечение работников в инновационную деятельность образовательного учреждения.

Разрабатывает и внедряет инновации в свою практическую деятельность.

Содействует организации и проведению мероприятий в сфере инновационной деятельности

Использование инноваций при проведении индивидуальной и коллективной работы с обучающимися, воспитанниками.

Организация мероприятий, направленных на выявление творческих способностей обучающихся, воспитанников, позволяющих участвовать в инновационной деятельности образовательного учреждения.

Организация работы детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразной индивидуальной и совместной деятельности обучающихся, воспитанников и взрослых, связанных с разработкой и внедрением инноваций.

Осуществление руководства работой по художественному, спортивному, краеведческому или какому-либо иному направлению, предполагающему вовлечение обучающихся, воспитанников, работников учреждения в процесс инновационной деятельности.

Участие в мероприятиях (на уровне образовательного учреждения, муниципальных, региональных и др.), направленных на активизацию инновационной деятельности

Официальный источник

  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н

 

Какие функции выполняют заместители руководителя образовательного учреждения по инновационной деятельности и по учебно-воспитательной работе?

Заместитель руководителя по инновационной деятельности выполняет три основных функции, которые и определяют виды его деятельности: научную, методическую, управленческую.

Научная деятельность включает в себя:

1. Консультирование по проблемам инновационной деятельности.

2. Участие в планировании и отслеживании инновационной работы.

3. Участие в анализе результатов и корректировку инновационного процесса.

4. Информирование по проблемам инновационной деятельности.

5. Установление внешних связей.

6. Помощь педагогам в обработке и редактировании продуктов их работы в рамках инновационного проекта.

7. Рефлексию общей ситуации инновационной работы.

Методическая работа заключается в формировании у педагогов-инноваторов необходимых профессиональных навыков; обучении способам исследовательской и инновационной деятельности; организации и проведении обучающих семинаров, тренингов и конференций по проблематике инновационной работы; организации повышения квалификации педагогов-инноваторов.

Организационно-управленческая работа состоит из следующих направлений деятельности:

1. Контроль за работой инновационных подразделений.

2. Решение кадровых вопросов в рамках инновационной деятельности.

3. Организация и проведение семинаров и конференций по трансляции наработанного опыта, организация подготовки публикаций по инновационному проекту.

Заместитель руководителя по инновационной деятельности:

1. Отслеживает и корректирует процесс инновационной деятельности педагогов.

2. Помогает педагогам осваивать новые для них способы работы, формулировать исследовательские проблемы и проектировать способы их решения, описывать полученный опыт.

3. Совместно с научным руководителем разрабатывает стратегию и тактику развития инновационного процесса.

4. Контролирует работу инновационных подразделений и обеспечивает связи между ними.

5. Обеспечивает внешние контакты со специалистами из других учреждений (институтов, центров, фондов и др.).

Для оптимальной реализации своих функций заместитель по инновационной деятельности должен: иметь опыт практической и научно-исследовательской работы; хорошо ориентироваться в современной теории и практике образования и смежных с ней областей (психология, философия, культурология и т. п.); владеть технологиями проектирования и экспертизы образовательных систем.

На должность заместителя по инновационной деятельности может быть привлечен:

1. Специалист из числа научных работников.

2. Сотрудник образовательного учреждения, обладающий необходимыми навыками и готовый к интенсивным интеллектуальным нагрузкам и дополнительному обучению.

3. Педагог, совмещающий трудовую деятельность с обучением в аспирантуре.

Заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе, являясь обязательным участником инновационного процесса, выполняет следующие функции:

1. Осуществляет контроль за качеством образовательной деятельности.

2. Является внутренним экспертом эффективности влияния инноваций на результат образовательной деятельности.

3. Занимается непосредственной реализацией инновационных проектов, например в рамках своей преподавательской работы (исключение составляют инновации в сфере управления образованием: очевидно, что в этом случае вся управленческая команда будет работать в инновационном режиме).

Официальный источник

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.07.2011)
  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утв. Президентом РФ 04.02.2010
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р

 

Какие факторы влияют на инновационную деятельность работников образовательного учреждения?

Факторы, как способствующие, так и препятствующие нововведению, представлены в таблице:

1

2

Факторы, способствующие нововведению

Факторы, препятствующие нововведению

1

2

1. Личные интересы работников:

  • увеличение заработной платы в результате нововведения;
  • расширение прав;
  • сокращение обязанностей;
  • улучшение положения и позиций в образовательном учреждении и вне учреждения;
  • улучшение перспектив на будущее в образовательном учреждении и вне учреждения;
  • улучшение возможностей для самоутверждения;
  • полное использование знаний и возможностей;
  • хорошая информированность в образовательном учреждении и вне учреждения;
  • улучшение репутации в образовательном учреждении и вне учреждения;
  • расширение неофициальных возможностей улучшения благосостояния работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.)

1. Личные интересы работников:

  • уменьшение заработной платы в результате нововведения;
  • сокращение прав;
  • расширение обязанностей;
  • ухудшение положения и позиций в образовательном учреждении и вне учреждения;
  • ухудшение перспектив на будущее в образовательном учреждении и вне учреждения;
  • ухудшение возможностей для самоутверждения;
  • неполное использование знаний и возможностей;
  • плохая информированность в образовательном учреждении и вне учреждения;
  • сокращение неофициальных возможностей улучшения благосостояния работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.)

2. Отношения с другими работниками:

  • улучшение отношений с руководством в результате нововведения;
  • улучшение отношений с подчиненными;
  • улучшение отношений с сотрудниками;
  • соответствие нововведения сложившимся коллективным нормам, традициям, целям, ценностям

2. Отношения с другими работниками:

  • ухудшение отношений с руководством в результате нововведения;
  • ухудшение отношений с подчиненными;
  • ухудшение отношений с сотрудниками;
  • несоответствие нововведения сложившимся коллективным традициям, целям, нормам ценностям

3. Характер и содержание труда:

  • более интересная работа в результате нововведения;
  • более удобный режим работы в результате нововведения

3. Характер и содержание труда:

  • менее интересная работа в результате нововведения;
  • менее удобный режим работы в результате нововведения

Официальный источник

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.07.2011)
  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утв. Президентом РФ 04.02.2010
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р

 

С помощью каких методик или анкет можно определить инновационный потенциал педагога?

Для определения инновационного потенциала педагога можно использовать диагностическую карту:

Критерий оценки

Оценка (в баллах)

1

2

Личностные качества

Коммуникабельность

 

Знание своих сильных и слабых сторон

 

Стремление к самообразованию

 

Самостоятельность

 

Инициативность, положительное отношение

к новаторству

 

Итого:

 

Профессиональные качества и отношение к работе

Информированность о новшествах

 

Способность к восприятию новой информации, обогащению профессиональных знаний

 

Гибкость и способность к выдвижению перспективных
и конкурентоспособных идей

 

Поиск новых методов решения стандартных педагогических задач
и способов решения нестандартных задач

 

Творческое отношение к работе

 

Последовательность при реализации нововведений

 

Итого:

 

Отношение к результатам труда, эффективность труда

Ориентация на высокое качество труда

 

Стремление выполнять работу лучше, чем

от него ожидают

 

Чувство ответственности за результаты труда

 

Желание обмениваться опытом с коллегами

 

Технологичность опыта, т. е. его воплощение в конкретных приемах, способах, методах, которыми могут овладеть другие педагоги

 

Итого:

 

ИТОГО:

 

По пятибалльной шкале оцениваются личностные и профессиональные качества работника, а также эффективность его труда.

Для подведения итогов сумму баллов по критерию "Личностные качества" умножают на 100% и делят на 25. Полученный результат указывают в пустой строке.

Для подведения итогов сумму баллов по критерию "Профессиональные качества и отношение к работе" умножают на 100% и делят на 30. Полученный результат указывают в пустой строке.

Для подведения итогов сумму баллов по критерию "Отношение к результатам труда, эффективность труда" умножают на 100% и делят на 25. Полученный результат указывают в пустой строке.

Для подведения итогов результаты в колонках "Итого" складывают и делят полученную сумму на 3. Результат указывают в пустой строке.

Итоговый уровень инновационного потенциала педагогического работника определяется следующим образом:

  • до 40% – низкий уровень инновационного потенциала и восприимчивости к нововведениям;
  • от 41 до 70% – средний уровень инновационного потенциала и восприимчивости к нововведениям;
  • от 71 до 100% – высокий уровень инновационного потенциала и восприимчивости к нововведениям.

Помимо получения итогового результата, диагностическая карта дает возможность сравнить результаты по каждому из критериев для определения "сильных" и "слабых" сторон педагогов-новаторов.

По первому критерию (личностные качества) итоговая оценка педагога составляет 76%, по второму (отношение к работе) – 60%, по третьему (отношение к результатам) – 84%. Общая оценка (73%) свидетельствует о достаточно высоком уровне инновационного потенциала. Однако средний уровень оценки по второму параметру показывает, что внедрение инноваций происходит, в основном, за счет амбиций и ориентации на высокие результаты. Скорее всего, данный педагог не относится к "генераторам идей", зато может успешно внедрять чужие инновации, поддерживая и распространяя передовой педагогический опыт.

Официальный источник

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.07.2011)
  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утв. Президентом РФ 04.02.2010
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р

Источник: www.menobr.ru

Обязанности инноваторов



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль