-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
×
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Распоряжение имуществом

28 июня 2011
9804
Средний балл: 0 из 5

Действительно ли правомочия образовательного учреждения по распоряжению имуществом различаются в зависимости от типа учреждения? Официальный источник: Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества". П. 4

Действительно ли правомочия образовательного учреждения по распоряжению имуществом различаются в зависимости от типа учреждения?

Ответ:

Это действительно так. Правомочия образовательного учреждения по распоряжению имуществом существенно различаются в зависимости от типа учреждения.

Имущество казенного учреждения не разделяется на виды, поскольку различий по полномочиям распоряжения разными видами имущества законодательством для казенного учреждения не предусматривается. По общему правилу, казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом, находящимся на его балансе, без согласия собственника. При этом не имеет значения, приобретено данное имущество на средства от приносящей доходы деятельности самого учреждения или на средства учредителя. Все доходы от приносящей доход деятельности казенного учреждения считаются доходами бюджета и распределяются в соответствии с законами (решениями) о бюджете.

Имущество бюджетного учреждения разделяется на имущество, переданное учредителем либо приобретенное за счет выделенных им средств, и иное имущество.

Имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств, может появиться у учреждения на праве оперативного управления двумя путями: учредитель приобретает имущество в собственность и закрепляет его на праве оперативного управления за конкретным учреждением; учредитель передает учреждению денежные средства на его приобретение, а учреждение приобретает имущество, которое поступает в собственность публичного образования (Российской Федерации, субъекта РФ или муниципалитета) и в его оперативное управление.

Иное имущество может быть передано учреждению другими лицами (кроме учредителя), в т. ч. пожертвовано или приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности, пожертвований, доходов от целевого капитала и т. п.

Имущество бюджетного учреждения разделяется также на недвижимое, движимое и особо ценное движимое.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (в частности, здания, сооружения и объекты незавершенного строительства). Все остальное имущество является движимым.

К особо ценному движимому имуществу относится имущество, без которого осуществление учреждением уставной деятельности будет существенно затруднено.

Бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им на приобретение такого имущества, а также любым недвижимым имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно.

Как и в случае с бюджетным учреждением, имущество автономного учреждения разделяется на переданное учредителем либо приобретенное за счет выделенных им средств и иное, а также на недвижимое, движимое и особо ценное движимое.

Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого принимается одновременно с решением о его закреплении за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

Согласно Федеральному закону "Об автономных учреждениях" под особо ценным движимым имуществом понимается такое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Иными словами, закон связывает возможность отнесения имущества к категории особо ценного с его необходимостью для уставной деятельности.

Автономное учреждение не может без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным (закрепленным за ним) собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение распоряжается самостоятельно.

Официальный источник

  • Федеральный закон от 08.05. 2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 07.02.2011)
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (08.05.2010)

Чем право оперативного управления отличается от права собственности?

Ответ:

Право оперативного управления производно от права собственности и по своему содержанию включает все правомочия собственника с некоторыми ограничениями, за исключением его титула (звания), т. е. является ограниченным вещным правом.

Согласно правовой доктрине право собственности включает титул, а также следующие правомочия собственника:

  1. Право владения – возможность осуществления фактического господства над вещью (физический контроль, обладание вещью).
  2. Право пользования – возможность извлекать из имущества полезные свойства, получать доходы.
  3. Право распоряжения – возможность определять юридическую и фактическую судьбу вещи.

Содержание права оперативного управления имуществом государственных или муниципальных образовательных учреждений и его ограничения в общем виде изложены в ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно нормам данной статьи учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет и пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника.

Необходимо также иметь в виду, что закон предусматривает сохранение за образовательным учреждением права оперативного управления даже в случае изменения собственника. Согласно ст. 300 Гражданского кодекса Российской Федерации "при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество".

Владение имуществом в порядке реализации права оперативного управления осуществляется школой или детским садом практически в том же объеме, в котором его может осуществлять собственник, поскольку предусматривает: наличие ключей от зданий и помещений; возможность осуществлять охрану земельного участка; хранение движимого имущества; обеспечение недоступности имущества для сторонних лиц и т. п.

С юридической точки зрения образовательное учреждение является титульным владельцем находящегося на его балансе имущества и может защищать свое право владения даже против собственника этого имущества.

Образовательные учреждения не вправе пользоваться имуществом не по его назначению, а также в целях, не соответствующих уставной деятельности. При этом под уставной деятельностью понимается не только основная деятельность (осуществление образовательного процесса), но и любая вспомогательная или иная технологически связанная с ней уставная деятельность (например, организация питания обучающихся и воспитанников, оказание платных образовательных услуг, реализация продукции, образующейся в результате образовательного процесса и т. д.).

Официальный источник

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011). Ст. 296, 300, 305

Каков порядок определения особо ценного имущества автономного и бюджетного учреждений?

Ответ:

Согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 особо ценное имущество одинаково определяется и для бюджетного, и для автономного учреждения.

В частности, в состав особо ценного имущества включаются:

"а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;

для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в интервале от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. либо органами местного само­управления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления;

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда".

Таким образом, можно говорить о следующем подходе законодателя к выделению особо ценного движимого имущества:

  1. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, так называемое режимное, с установленным особым правовым режимом, должно быть во всех случаях включено в состав особо ценного движимого имущества.
  2. Иное имущество должно быть оценено по стоимости.

Если стоимость превышает установленный предел, то оно должно быть также включено в состав особо ценного движимого имущества. Если стоимость имущества ниже установленного предела, то оно может быть отнесено к категории особо ценного в зависимости от следующих критериев:

  1. В случае если при определении видов особо ценного движимого имущества (федеральными органами исполнительной власти или в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией) данный вид имущества был к ним отнесен, имущество подлежит включению в состав особо ценного движимого имущества.
  2. В состав особо ценного движимого имущества должно быть включено любое другое имущество, не указанное выше, если без него осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено.
  3. Ведение перечня особо ценного движимого имущества, согласно нормам указанного постановления, осуществляется бюджетным или автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).

Официальный источник

Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества". П. 4

Источник: www.menobr.ru


logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.