Опыт работы по организации воспитания здорового образа дошкольников

2457

Автор: Князькина Наталья Борисовна старший воспитатель МДОУ № 26 "Подсолнушек" первой квалификационной категории

По определению Всемирной организации здравоохранения, "здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия".

С целью сохранения здоровья надо менять не только экологическую обстановку, но и самое главное - необходимо перестроить поведение людей, их привычки и установки, то есть изменить сознание людей. Поэтому здоровью надо учить с детских лет, воспитывать привычку здорового образа жизни у дошкольников.

Целью образовательного процесса МДОУ № 26 "Подсолнушек" является достижение высот в психическом и физическом развитии, полное раскрытие творческого потенциала, природных способностей воспитанников и воспитателей в их взаимосвязи, создание доброжелательной творческой атмосферы, где учитывались бы интересы и желания ребенка.

Деятельность МДОУ направлена на реализацию основных задач:

  • Охрана жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • Обеспечение интеллектуального, физического и психического развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
  • Приобщение дошкольников к здоровому образу жини, к общечеловеческим ценностям, подготовка к обучению в школе;
  • Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка по принципу партнерства.

Воспитательная работа сада ведется по следующим направлениям:

  1. Реализация личностно - ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей
  2. Создание предметно - развивающей среды, как средства полноценного развития личности ребенка.
  3. Вовлечение родителей и учреждений муниципального округа в образовательный процесс.
  4. Совершенствование эффективных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является создание условий для здорового образа жизни. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Наше ДОУ уже несколько лет осваивает комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Вводятся новые формы организации здоровьесберегающей среды, их комплекс получил в настоящее время общее название "здоровьесберегающие технологии".

Понятие "здоровьесберегающие технологии" появилось в педагогическом обиходе в последние 8-10 лет. По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровье человека на 50 % - зависит от собственного образа жизни, на 20% - от окружающей среды, на 20% - от наследственности, на 10% - от уровня здравоохранения в стране.

Начинали деятельность по вышеуказанному направлению после целенаправленного анализа состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребёнка. Из показателей состояния здоровья воспитанников нашего детского сада мы увидели, что количество детей II группы здоровья за 3 года стабильное. Но процент детей, относящийся к I группе здоровья, снизился, а процент III группы здоровья детей увеличился за этот же период с 2% до 10%.

На сегодняшний день дети имеют хронические заболевания. Особенно часто встречаются дети с изменением опорно-двигательного аппарата, а также с заболеваниями глаз, дыхательной и нервной систем.

Как же справиться с обилием этих проблем?
Проанализировав современные здоровьесберегающие технологии - "Развивающая педагогика оздоровления" под редакцией Кудрявцева В.Г.Егорова, учитывая специфику реализуемой образовательной программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и «Радуга» Доронова Т.И. Работу с научным руководителем кафедры дошкольного воспитания МГПИ им. Н.К Крупской С.В. Кораблевой

А также оценив, материально - технические условия детского сада, мы определили, что наша система работы по созданию условий для здорового образа жизни в детском саду должна базироваться на основе Программы «Здоровье», разработанной коллективом ДОУ.

Аспекты программы:

  • информационно - просветительная работа,
  • мониторинговые исследования,
  • внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий.

С учетом Программы "Здоровье" был разработан комплекс оздоровительной деятельности по следующим основным направлениям:

  1. Организация санитарно – эпидемиологического режима.
  2. Организация рационального питания.
  3. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду; создание здоровьесберегающей среды.
  4. Профилактическая работа с детьми.
  5. Физическое воспитание детей.

1. Организация санитарно–эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей нашего детского сада. Привитие детям гигиенических навыков – это одно из необходимых условий для формирования у них осознанного отношения к своему здоровью.
2. Организация питания в МДОУ направлена на оздоровление и оптимизацию физического развития воспитанников. Работа направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к своему здоровью, представлений о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
3. Обеспечение психологической безопасности детей
Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства.
Важным компонентом в создании условий по обеспечению психологической безопасности детей является предметно-пространственная среда, которая предусматривает не только всевозможные виды детской деятельности (театральной, изобразительной, творческого труда, музыкальной и др.), но и учитывает интересы, возможности и потребности детей.
4. Профилактическая работа осуществляется на основе разработанного комплекса мероприятий, который направлен на укрепление здоровья ребёнка, повышение способности детского организма противостоять различного рода воздействиям внешней среды.

В структуру данного комплекса входит:

  • профилактика заболеваемости в период межсезонья;
  • закаливание;
  • оздоровительный режим

5. Физическое воспитание детей
При реализации задач, обозначенных комплексной образовательной программой, коллектив детского сада определил приоритеты своей деятельности – это:

  • организация рационального уровня двигательного режима.
  • развитие у дошкольников первоначальных устойчивых представлений о ЗОЖ.
  • Организация кружково - студийной работы с детьми.

Здоровый ребенок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Одним из средств деятельности становятся “занятия по интересам” Она предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Организация кружковой работы в ДОУ – это и самообразование, и творчество, и отдых, и развлечение. Воспитатели создают условия для формирования и проявления творчества, умения видеть, мыслить и воплощать, а также для овладения разнообразными видами деятельности.Применительно к содержанию кружковой работы все компоненты: знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционального отношения к миру являются важными и необходимыми.

Навыки и знания, которые получают здесь дети – не самоцель, а средство развития личности, укрепление здоровья детей. Учитываются точка зрения и интересы ребенка: не диктовать, а слушать, не покорять, а спрашивать. Ребенок имеет право на настроение, даем возможность высказаться, так как невостребованные эмоции умирают. Тактичная, ненавязчивая помощь рождает уверенность в своих силах. «У меня получилось!» - это и признание и похвала, а значит и психологический комфорт. А также «Кружково-студийная работа в ДОУ» вызвана анализом состояния здоровья воспитанников, запросами родителей и дошкольного учреждения в сохранении и укреплении здоровья ребенка, потребностями детей в реализации творческой двигательной активности, потребностями социума в физическом воспитании детей.

Цель: формирование и укрепление здоровья детей дошкольного возраста через организацию дополнительных форм воспитательно-образовательного процесса вовлечение их в кружково - студийную работу.

Задачи:

  • создать условия для активизации двигательной активности детей и развитию интереса к творческой двигательной деятельности;
  • разработать и реализовать систему оздоровительной гимнастики, дыхытельных упражнений, способствующих здоровьесбережению и здоровьетворению;
  • способствовать повышению иммунитета организма старшего дошкольника, адаптации к окружающей среде средствами оздоровительной гимнастики;
  • способствовать формированию у ребенка системы знаний о своем теле и бережного отношения к своему здоровью;
  • обеспечить возможность проявления творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.

В ДОУ существует определенная модель организации кружково-студийной работы в ДОУ
На первом подготовительном этапе должна осуществиться следующая работа

  • изучение нормативно-правовой базы для успешного функционирования ДОУ;
  • анализ внешних условий и внутренних ресурсов деятельности ДОУ;
  • диагностирование детей дошкольного возраста;
  • изучение запросов и пожеланий родителей;
  • обновление нормативно-правовой базы для студийно-кружковой работы в ДОУ (приказы, положения);
  • организация рекламного блока для родителей;

На втором этапе происходит работа по моделированию системы

  • совершенствование материально-технических условий в ДОУ;
  • обеспечение методического сопровождения;
  • составление перспективных планов работы кружков;
  • сотрудничество с общественными организациями и учреждениями;
  • проведение внутрисадовского контроля по данной теме;
  • cоздание "банка идей" по данной теме в методическом кабинете ДОУ.

Третий этап – это совершенствование творческого самовыражения

  • участие в конкурсах, фестивалях, выставках, концертах и т.д.;
  • обобщение, распространение педагогического опыта на городских методических объединениях, областных педагогических конференциях,
  • проведение Дней открытых дверей для родителей и педагогов;
  • отчёты руководителей кружков на педагогических советах ДОУ;
  • анализ и изучение результатов деятельности работы кружков.

На базе ДОУ разработали пакет документов для организации студийно - кружковой работы в ДОУ

ДЛЯ руководителя ДОУ
- Должные инструкции и инструкции по охране труда;
-Положение об организации студийно-кружковой работы в ДОУ;
- Договора с родителями;
- Приказ о дополнительных услугах МДОУ;

ДЛЯ старшего воспитателя ДОУ
- Обеспечение методического сопровождения студийно-кружковой работы;
- Сводные информационно- диагностические таблицы;
- Сетка занятий кружковой работы в ДОУ;
- Документация по участию в конкурсах, выставках, фестивалях, концертах и т.д.

ДЛЯ руководителя кружка
- Схема-модель организации работы кружка;
- Тетрадь учета посещаемости кружка;
- Перспективный план работы кружка;
- Диагностирование воспитанников кружка;
- Материалы из опыта работы кружка;
- Материалы по работе с родителями;

В настоящее время ДОУ функционирует 10 кружков, направленных на реализацию приоритетных направлений:
Художественно – эстетическая направленность
Интеллектуально-познавательная направленность

Оздоровительная направленность
Программа студийно-кружковой работы составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (но как исключение могут заниматься дети младшего возраста). Образовательный процесс по студийно-кружковому направлению осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ.

Планирование кружковой работы осуществляется с использованием общеобразовательных дополнительных парциальных программ, педагогических технологий и методических рекомендаций с использованием оздоровительных технологий.
Учебный план строиться таким образом, чтобы количество занятий в сумме по общеобразовательной основной комплексной, общеобразовательным основным парциальным программам и дополнительным программам не превышало допустимые нормы СанПиНа к минимальной учебной нагрузке. Осуществляют работу с дошкольниками узкие специалисты: воспитатель развивающего обучения, учитель марийского языка, инструктор по физическому воспитанию, учитель логопед, педагог – психолог, воспитатель конструктивного развития, музыкальный руководитель.

Занятия с детьми проходят в специально-организованных помещениях: кабинете развивающего обучения, музыкальном и физкультурном залах, логопункте, кабинете психолога, в студии изодеятельности.
Постоянное внимание педагогами уделяется созданию и совершенствованию развивающей среды, всей предметно - пространственной организации помещений детского сада и гибкое их использование.
Курс занятий рассчитан на 9 месяцев.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 20 - 25 минут, во 2 половине дня.
Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и здоровьесберегающих технологий.
Кружковой деятельностью охвачено 128 детей.
Анализ результатов кружковой работы показывает его высокую эффективность и востребованность у детей и родителей.

Кружок "Умники"
по формированию элементарных математических представлений.
Это занятия и игры, насыщенные логическим и математическим содержанием. Одним из компонентов оздоровительного режима является аэротерапия люстрой Чижевского.

Кружок "АБВГДей-ка"
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно развивать у малышей фонематический слух. Оздоровительный эффект превозносят дыхательная гимнастика используемая в кружке, которая способствуют развитию и укреплению грудной клетки. Эти упражнения проводятся в специально организованной деятельности детей, и в игре, в индивидуально-творческом общении. Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используют традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)
Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого использует различные массажеры, в том числе и самодельные.

Студия художественной вышивки "Антошка"
Организует работу с тканью и иглой.
В структуру оздоровительных моментов, вплетен спектр медико-восстановительных приемов гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)

Театральная студия "Буратино"
Особую роль на занятиях играет музыка, которая является не дополнительным материалом, а интегральной основой, позволяющая организовать межфункциональный тренинг организма ребенка.
Подбирается материал фонотеки для проведения музтерапии. Используется в работе репертуар здоровьезберегающего направления.

Фольклорная студия "Изи шудыр" (Маленькая звезда)

Физическое воспитание дошкольников на традициях марийского народа использует учитель марийского языка. Осуществляет проведение фольклорных занятий, праздников, основанных на народных календарных обрядах, имеющих ярко выраженную спортивную направленность, введение марийских танцевальных движений в комплекс общеразвивающих упражнений, подвижных игр. В организации деятельности детей используются традиционные национальные атрибуты

Мини–кружок оригами "Журавлик" способствует развитию конструктивного мышления и совершенствует развитие мелкой моторики руки. На занятиях используются оздоровительные приемы работы, такие как пальчиковая гимнастика, которая тренирует мелкую моторику, развивает пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакции.

Кружок "Воображение"
"Воображение" - процесс общения участников, посредством изобразительных образов, выразительной пластики тела, музыки и драматической игры. Особой популярностью пользуются у детей мимические разминки и гимнастики, которые стимулируют развитие мелких мышц лица и мимики. Педагог психолог использует в работе с детьми занятия по атртерапии.

Кружок по профилактике плоскостопия
Увлеченно занимаются воспитанники в кружке "Здоровые ножки", имеющие диагноз плоскостопие. Для профилактической работы инструктором по физической культуре оформлен специальный игровой материал, используется дополнительное оборудование: ребристые дорожки, коррекционные дорожки, тренажеры и пособия для профилактики плоскостопия. Игровой характер занятий позволяет разнообразить упражнения, повышает их эмоциональную насыщенность, желание выполнять порой такие трудные, но такие важные для здоровья задания. Разработаны комплексы сюжетной ритмической гимнастики для детей с нарушением осанки, плоскостопием. Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей мини спортивный зал оснащен нестандартным оборудованием, сделанным руками педагога.

Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения являются приоритетными задачами дошкольного образовательного учреждения на современном этапе, поэтому задача педагогов – создать условия для того, чтобы помочь каждому ребенку сформировать привычку к ЗОЖ ,т.е воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Многочисленные вопросы ребят: "А от микробов умирают?", "Правда, что если к ранке приложить подорожник, то кровь перестанет течь?" и др. подтверждают актуальность и необходимость проводимой нами работы.

Педагогами и специалистами детского сада проводится определённая работа по ознакомлению детей с человеческим организмом.
Результатом работы по созданию условий для ЗОЖ в ДОУ является:
- изменение отношения самих детей к своему здоровью;
- улучшение физического развития и физической подготовленности детей;
-стабилизация психического благополучия дошкольников.

Цикл занятий "Мое здоровье" - это воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения являются приоритетными задачами дошкольных образовательных учреждений на современном этапе, поэтому задача педагогов – создать условия для того, чтобы помочь каждому ребенку стать физически и психически здоровым, сформировать привычку к ЗОЖ.

Учитывая приоритетное направление нашего образовательного учреждения и применение в своей работе здоровьесберегающих технологий, мы достигли следующих результатов:
- положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости,
- повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости.
- развитие основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия)
- кружково – студийная работа включает здровьесберагающие технологии.

В условиях реализации национальных приоритетных проектов «Образования» по направлению "Государственная поддержка инициативных, способных и талантливых детей" ДОУ усилена работа с детьми по привлечению их к занятиям в кружках и студиях, изучаются интересы своих воспитанников, осуществляется помощь им и родителям в выборе занятия по интересам.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Как вы проводите антикоррупционную экспертизу локальных актов?

  • заказываете юридической фирме 0%
  • назначаете специальную комиссию по ДОО 31.58%
  • поручаете заместителю заведующего 0%
  • самостоятельно 26.32%
  • не проводите 42.11%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть изображения, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть изображения, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть документ, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть документ, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль