Пастушья музыка в фольклоре России и Франции, в произведениях П.И.Чайковского и К. Дебюсси

1333

Автор: Ханжина Ирина Викторовна, музыкальный руководитель  МБДОУ № 55 г. Ульяновск

ЦЕЛЬ: Формировать музыкальную эрудицию, обогащать музыкальный словарь. Развивать способности вслушиваться, сравнивать, оценивать яркие доступные для восприятия музыкальные образы на примере фольклора и классических произведений П. И. Чайковского и К. Дебюсси, используя синтез искусств. Вызвать желание у детей при прослушивании музыкального произведения "Танец пастушков" П.И. Чайковского составлять узор фрагмента танца при помощи аппликации, используя геометрические фигуры, развивая фантазию и воображение.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание инсценировки французской народной песни «Пастушка», разучивание стихов, знакомство с творчеством композиторов К. Дебюсси и П.И.Чайковского.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: "Наигрыш рожков" русская народная мелодия, "Пастушка" французская народная песня, К. Дебюсси "Пастушок играет", П.И. Чайковский "Танец пастушков".

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: Портреты П. И. Чайковского, К. Дебюсси, картина "Мальчик с жалейкой" В.А. Тропинина, плакаты с изображением рожков.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Музыкальный руководитель: Дети! Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Нас ждет знакомство с музыкальным фольклором России и Франции, а также с музыкой композиторов-классиков П. И. Чайковского и К. Дебюсси. Народная и классическая музыка объединена в одну общую тему «Пастушья музыка».

ЗВУЧИТ НАИГРЫШ РОЖКОВМузыкальный руководитель: Какую замечательную музыку мы услышали! Ребята, как вы думаете, какие инструменты солировали?Дети: Рожки, дудки.Музыкальный руководитель: Рожок - старинный русский народный инструмент, на котором обычно играли пастухи. Под звуки рожка пастухи обычно собирали стадо, чтобы гнать его в поле на выпас.
Рожок считался простым в изготовлении инструментом. Он представляет собой деревянную, расширенную с одного конца трубку. А с боку на рожке проделаны отверстия, которые зажимают, тогда и звуки получаются разными по высоте. (обращает внимание на плакаты с изображением рожков) Ребята, как вы думаете, в состав какого оркестра входит рожок?

Дети: В состав оркестра русских народных инструментов.Музыкальный руководитель: Ребята, а какие ещё духовые инструменты вы знаете, которые входят в состав оркестра народных инструментов? (обращает внимание на картину «Мальчик с жалейкой» В. А. Тропинина.)Дети: свирели, жалейки, дудки.Музыкальный руководитель: Ребята, наше занятие сегодня посвящено пастушьей музыке. Но это не только та музыка, на которой играют пастухи, но и та, которая изображает мирные картины из жизни пастухов и пастушек. Слово "пастуший" на итальянском языке - "пастораль". В музыке стало традицией называть отдельные пьесы пасторалями. А сегодня наши дети исполнят французскую народную песню "Пастушка", в которой рассказывается про трудолюбивую девочку – пастушку, которая варила сыр для целого села.

ИНСЦЕНИРОВКА "ПАСТУШКА" французская народная песня.Музыкальный руководитель: В русской фольклорной поэзии есть стихи про пастушков, которое приготовили наши дети.

1. Пастушок, пастушок,
Заиграй в рожок.
Рано утром на заре
Гони стадо к реке.
Овечки в речке умываются,
Барашки в овражке бодаются,
Козочки у лозочки поскакивают,
Гуси в луже покрякивают,
Коровки у дубровки помыкивают,
Конички у горочки побрыкивают.
2.Пастух выйдет на лужок -
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает.Музыкальный руководитель: Ребята, мы слушали и исполняли произведения народного пастушьего фольклора, но к этому жанру обращались композиторы - классики. Это - Клод Дебюсси, французский композитор. Какие произведения этого композитора вам знакомы?Дети: "Колыбельная слона", "Кукольный кэк - уок".
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами послушаем пьесу К. Дебюсси "Пастушок играет"

СЛУШАНИЕ : "ПАСТУШОК ИГРАЕТ" К ДЕБЮССИМузыкальный руководитель: Ребята, что за картину нам рисует музыка? Какая музыка по характеру?Дети: Мелодичная , будто пастушок нам рассказывает о своей жизни.Музыкальный руководитель: В балете "Щелкунчик" композитора П.И.Чайковского есть танец, который танцуют нарядные пастушки, пасущие барашек и овечек. Сегодня мы слушаем этот танец в исполнении симфонического оркестра.

СЛУШАНИЕ: "ТАНЕЦ ПАСТУШКОВ" П. И.ЧАЙКОВСКОГО

Музыкальный руководитель: Какай по характеру танец?Дети: Веселый, задорный, быстрый, отрывистый.

Музыкальный руководитель: А сейчас я вам предлагаю очень интересное задание! Но сначала скажите, ребята, с помощью каких знаков записывается музыка? Да, это ноты! С помощью, каких знаков записываются сказки и стихи? Да, с помощью букв. А танец, ребята, можно тоже записать с помощью значков, к примеру, квадратиков и кружков. Так принято записывать фрагменты танцевальных композиций. Пастушков будем изображать треугольниками, а овечек – кружочками. Расставьте танцующих пастушков и овечек так, чтобы получился узор! А лист бумаги будет представлять сцену.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Звучит "Танец пастушков" композитора П.И.Чайковского. Дети с помощью аппликации выполняют задание: выкладывают узор фрагмента танца, используя заранее приготовленные геометрические фигуры ( кружки, треугольники).Музыкальный руководитель: Ребята! Рисунок танца у всех получился очень интересным, неповторимым. Я думаю, что вам, дорогие ребята, понравилось увлекательное знакомство с "Пастушьей музыкой", а следующая встреча, думаю, будет ещё интересней!

Дополнительные материалы



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль