Музыкальное занятие "Мир звуков"

1751

Автор: Каримова Альбина Асхатовна, музыкальный руководитель (Мурманская область)
Цель: Формирование музыкальной культуры дошкольников в процессе их вовлечения в активную музыкальную деятельность.Коррекционно-образовательные задачи:

  • приобщить к музыкальному искусству;
  • закреплять понятия: музыкальный звук, оркестр, дирижер, композитор и др.;
  • расширять активный словарь детей.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное внимание, музыкальную память;
  • развивать эмоциональное воображение, произвольность и регуляцию поведения;
  • развивать музыкальный слух (тембровый, звуковысотный, ладовый), ритмическое чувство;
  • развивать умение анализировать музыку, выделять средства музыкальной выразительности;
  • развивать исполнительские навыки, умение импровизировать и сочинять.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности, элементарному музицированию, через вовлечение детей в активную музыкальную деятельность;
  • воспитывать желание играть в оркестре, согласовывать свои действия с действиями партнера;
  • создать благоприятную атмосферу для раскрытия индивидуальных творческих способностей детей.
  • Ход занятия

Дети заходят в музыкальный зал, проводится приветствие.Муз. рук.: Ребята, сегодня мы поговорим о музыке и о звуках. На самом деле, в мире много звуков – это и шум машин на улице, и гром во время грозы, и скрип дверцы шкафчика... Но разве эти звуки нам не помогут создать музыку? (ответ детей) Нам нужны для этого музыкальные звуки, имеющие определенные свойства. Давайте вместе вспомним эти свойства.

Дети: Музыкальный звук имеет высоту, тембр, громкость звучания, он может быть долгим или коротким.М.Р. Для того чтобы извлечь музыкальный звук нам понадобятся музыкальные инструменты! (М.Р. подводит детей к столу, на котором выложены музыкальные инструменты) Посмотрите, какие они разные и у каждого свой голос. Из чего изготовлены эти инструменты?Дети: Некоторые инструменты изготовлены из металла, некоторые - из дерева и пластмассы.М.Р.: От того, какой материал использовался для изготовления инструмента, зависит окраска его звучания - тембр. Давайте послушаем металлические инструменты. Какой они издают звук?

Дети: Звонкий. У некоторых инструментов звук резкий, а у других - волшебный.

М.Р.: А у деревянных инструментов?Дети: Глуховатый, теплыйМ.Р.: А у маракасов на что похож звук?Дети: Как будто что-то пересыпается.М.Р.: А давайте поиграем с этими звуками. Устроим маленький оркестр! Только для оркестра кто нужен?

Дети: Дирижер!

М.Р.: А для чего он нужен?Дети: Управлять музыкантами во время исполнения музыки.М.Р.: Правильно, ведь если каждый музыкант начнет играть так, как захочет, не слушая других, красивой музыки мы не услышим!

Главное правило музыканта в оркестре - быть внимательным к показу дирижера, слушать себя и товарищей. А я буду вам в этом помогать, буду называть пьесы, которые прозвучат, а вы постарайтесь к ним подобрать соответствующие инструменты и исполнить в оркестре.Игра-импровизация "Дирижер»"(дети по желанию выбирают инструменты, музыкальный руководитель объявляет пьесу, которая будет звучать (это могут быть пьесы разных жанров: марш, вальс, русская плясовая и др.), "дирижер" "управляет"
оркестром, показывая жестом каким инструментам и с какой динамикой играть. На каждую следующую пьесу выбирается новый "дирижер")М.Р.: Вот так с помощью оркестра мы начали с вами свое путешествие мир звуков. И сейчас мы отправляемся в музыкальный городок. Только как же нам туда добраться? Конечно, нас приведут туда ритмические дорожки! (М.Р. подводит детей к металлическому мольберту) Вот они разноцветные дорожки. На них есть звуки долгие и короткие. Долгие мы называем "та", а короткие "ти". Кто хочет составить свою дорожку?Ритмическая игра "Разноцветные дорожки" (на доске закреплены круглые разноцветные магниты разных диаметров (большие и поменьше). Дети по очереди составляют из магнитов ритмоформулы, которые все вместе должны прочитать и прохлопать)М.Р.: А теперь мы усложним задачу. У нас будут не только прямые дорожки, но и небольшие горки и овраги. Если дорожка идет вниз, наш голос становится ниже, а если вверх, то выше.Игра "Горки и овраги" (дети составляют из магнитов "музыкальную дорожку" - передающую не только ритм, но и направление мелодии – в данном варианте дети передают ритм хлопками и пропевают (с поддержкой голоса музыкального руководителя) получившуюся схему).
После игры М.Р. предлагает детям присесть на стульчики.М.Р.: Долго ли коротко ли, привели нас ритмические дорожки в удивительный город где всегда звучит музыка - Город музыкальных человечков. (на фланелеграфе прикреплены картинки с изображением домов, с одной стороны дома теплых цветов с улыбающимися лицами человечков в окнах, с другой стороны – холодных цветов, с грустными лицами) Только что-то странное в нем творится! Часть горожан все время радуются, а часть все время грустит. Интересно, почему так произошло?Дети: Наверно в одной части города живет братец Минор, а в другой - братец Мажор.М.Р.: Действительно в этом городе живут братцы Мажор и Минор. Мажор любит музыку веселую, а Минор – грустную. Пойдут два братца гулять, увидит Мажор солнце, радуется ему, а минор грустит, видите ли, солнце ему голову печет. А появится туча не горизонте, Минор еще больше грустит – он, оказывается, промокнуть боится. Никак братья договориться не могли, каждый считал, что только он прав! Даже одни и те же песенки у них по-разному звучали. Поссорились братья и разошлись по разным частям города. И разделился город на две части, в одной части звучала минорная музыка, а в другой – мажорная. Даже песенки музыкальных человечков хоть и были одни и те же, но совсем по-разному звучали. Давайте мы представим, как они могли звучать. Веселые человечки будут смеяться и петь "ха-ха", а грустные – печалиться и петь "хо-хо".Упражнение "Веселые и грустные человечки" (по одним и тем же простейшим карточкам-схемам направления мелодии (поступенное движение вверх, вниз, простая волнообразная мелодия) дети поют в мажорном и минорном ладах)М.Р: Вот так примерно и звучали их песенки. Ребята, а вы бы в какой части города хотели бы жить? (ответ детей) А разве нормально все время смеяться? Ведь иногда случаются и неприятности. Например, ты случайно разбил себе коленку или заболел твой друг, и ты в это время веселишься и поешь веселые песенки? Да и грустные песенки тоже нельзя все время петь! Как же нам помочь жителям сказочного города?

Дети: Надо помирить Мажора и Минора.

М.Р: Конечно, ведь они нам оба нужны! Потому что музыка – это язык эмоций, она выражает настроения, чувства человека. Когда-то нам может быть грустно, а в другое время есть повод радоваться… Вот давайте-ка мы сейчас вспомним коротенькие стихи и попробуем сочинить к ним мелодии с использованием. В зависимости от того, о чем стихотворение, будем выбирать мажорное или минорное звучание.

Выполнение задания: дети выкладывают на мольберте карточки с направлением мелодии, сочиняют мелодии на знакомые четверостишья.М.Р.: А я сейчас вспомнила, как мы с вами изображали мух и паука. В этом стихотворении очень заметно слышны и минор, и мажор. На прошлом занятии мы с вами даже мелодию сочинили. Давайте вместе ее вспомним!Пальчиковая гимнастика "На паркете восемь пар мухи танцевали…"

На паркете восемь пар -
Мухи танцевали
(Соединяем кончики пальцев двух
ладоней, ритмично (попарно) отрываем и
соединяем пальцы )

Увидали паука –
(Ладони скрещиваем в области
запястья, шевелим напряженными
пальцами как будто это лапы паука )

В обморок упали.
(Расслабляем руки, встряхиваем кисти)М.Р.: Думаю, что братцы Мажор и Минор поняли, насколько они оба важны для музыки и помирятся.
А мы с вами с помощью музыкальных звуков перенесемся в сказочную Норвегию. Как вы думаете, кого мы там можем встретить?Дети: Гномов.М.Р.: Давайте вспомним пьесу Эдварда Грига "Шествие гномов" и обратим внимание, какими увидел композитор гномов, какого характера будет музыка.

Слушание "Шествие гномов" Э.Григ – фрагмент 1-й частиМ.Р.: Расскажите мне какая музыка по характеру?Дети: Музыка напряженная, напористая, немного зловещая.М.Р: Какими предстают пред нами гномы?Дети: Злыми, хитрыми.

М.Р.: Давайте послушаем, что будет дальше происходить.

Слушание "Шествие гномов" Э.Григ – фрагмент 2-й части

Дети: Музыка стала спокойная, нежная, добрая. Это похоже на восход солнца или тихую опустевшую лесную поляну.М.Р.: Обратите внимание, ребята, два совершенно разных состояния композитор передал через музыку. И мы с вами, вроде ничего сейчас не делали, а с помощью музыкальных звуков сумели представить шествие сказочных гномов, а еще до этого побывать в городе, где живут Минор и Мажор. А еще мы с вами сегодня смогли поиграть в оркестре и сочинить песенки, и каждый из нас получил от этого удовольствие. И ведь все это с помощью простых музыкальных звуков! А может, они не такие уж и простые? Ведь каждый из нас за что-то их любит и дружит с музыкой. Давайте расскажем об этом друг другу.

(Музыкальное занятие в ДОУ должно быть дополнено беседой. Педагог внимательно выслушивает ответ каждого ребенка. Дети могут сказать: "Звуки музыки помогают мне поднять настроение», «Я люблю танцевать под музыку, петь, играть на инструментах", "Я люблю музыку, потому что она переносит меня в сказочный мир», «С помощью музыкальных звуков я могу передавать свое настроение или озвучивать стихи" и т.д.)

М.Р: Вот они какие необычные эти звуки музыки, для каждого из нас они многое значат. И пусть они никогда не смолкают, и каждый день дарят нам свое волшебство! Заканчивается наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад! (дети говорят волшебные слова, "переносятся" в детский сад.

Сюрпризный момент, прощание



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль