Проект "Содружество"

4003

Авторы: Творческая группа НРМДОУ "Центр развития ребёнка – детский сад "Улыбка":
зам.зав. по ВОР Шалаева М.В., воспитатель Дрейдт Л.М.

Детский сад и семья – первый социум для ребенка. Семья — это общество в миниатюре,  от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Адлер Ф.
Воспитывает все: люди, вещи, явления,  но прежде всего и дольше всего — люди.  Из них на первом месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.
"От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".
Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи в воспитании дошкольника состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

Федеральный закон "Об утверждении федеральной программы развития образования" (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг ("Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года"). Появившийся в 1995 году закон РФ "Об образовании" обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Дошкольное образовательное учреждение – организационно системный механизм с четкими подходами к решению задач воспитательно-образовательного процесса, модель взрослого мира, в котором предстоит жить ребенку. Интеграция ребенка в группе сверстников (социум) происходит путем распределения и соблюдения определенных правил. Получая навыки нравственного воспитания, ребенок становится носителем общественного сознания, а значит, полноценной личностью.

Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку "запас прочности", формирует чувство психологической защищенности.

Кризисная ситуация в семье (нестабильность (А.Б. Орлова), неуверенность в своем будущем, развитие напряженности в личностных отношениях (исследования А.Д. Андреева, А.О. Карабанова), эмоциональная разобщенность (исследования А.Е. Михайловой, Е.П. Арнаутовой) ведет к нарушению детско-родительских отношений. Как показывают современные исследования, у многих родителей появилась потребность в "хорошем ребенке". Авторитарность приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А это, в свою очередь, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личного роста. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие, и как следствие этого возникает нарушение половой идентификации (исследования А.Я. Варга, А.Я. Захарова), дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины (исследования А.Б. Никитина, Т.Д. Репина).

Для решения возникшей проблемы встала необходимость поиска новых форм работы с семьей, так как традиционные методы не всегда эффективны.

В настоящее время появился ряд методических руководств и рекомендаций по работе с семьей. Так, в методическом руководстве "Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития" под редакцией Т.Н. Дороновой представлены содержание, формы и методы работы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи. В пособии Е.П. Арнаутовой "Педагог и семья" дан практический материал по изучению семейного воспитания, оптимизации общения педагога с семьей.
Но, на наш взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух равноправных и равновеликих сторон, а в вышеперечисленных источниках работа с детьми не представлена. В то же время существует ряд программ и технологий по проблеме социализации ребенка в обществе. Например, в программе А.М. Щипицина "Азбука общения" в разделе "Ребенок и взрослый"
дан перспективный план и практический материал по работе с детьми в различных видах деятельности по обучению навыкам общения с взрослыми, однако отсутствует координация работы с ними. По нашему мнению, для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно.

В связи с этим перед нашим дошкольным учреждением с 2009 года встала задача поиска эффективных форм работы с детьми и родителями.

Поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и деть¬ми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания мы проводили через разработку единой модели сотрудничества с семьей в условиях детского сада.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. По итогам анкетирования, мы выявили, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. По данным опроса сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух-трех работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Изучение и анализ социально-педагогических, экономических, демографических особенностей нашего поселка и влияние этих особенностей на характер семейного воспитания ребёнка, влияние семейного воспитания на формирование нравственных ориентиров личности, изучение возможностей в улучшении процесса воспитания и развития детей, организация досуга позволило выявить проблемы в работе ДОУ с семьей. К ним относятся проблемы:

  • Неорганизованный досуг детей и взрослых.
  • Ухудшение здоровья у детей.
  • Взаимоотношения родителей и детей.
  • Работа родителей за пределами поселка и, как следствие, нет времени заниматься с детьми.
  • У родителей, которые имеют время и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания.

Для решения этих проблем мы выделили основные направления нашей деятельности по взаимодействию ДОУ и семьи:
Изучение семьи, как правило, проводилось воспитателями, что очень важно для грамотной организации работы с ребёнком и родителями. После анализа проведённого исследования воспитатели составили характеристику группы и определили цели работы с семьёй на год, формируя при этом родительский комитет группы.Родительские комитеты помогают педагогу организовывать разные мероприятия с участием детей и родителей, привлекают к работе интересных людей, помогают в организации и проведении экскурсионной работы, организуют совместную работу родителей и детей над проектами и творческими работами, помогают участвовать в различных конкурсных мероприятиях.

Поиск эффективных форм взаимодействия педагогов с родителями и деть¬ми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания мы проводили через разработку единой модели сотрудни¬чества с семьей в условиях детского сада и создания проекта.

Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:

  • между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
  • между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.

Поэтому объектом проекта является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной педагогической поддержки семьи ДОУ и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
2. Практически- действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.)

В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезы проекта:
Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:

  • обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания,
  • оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям),
  • поддержка всестороннего развития личности детей.

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
  • оказать всестороннею помощь родителям (законным представителям) и детям в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
  • оказать консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
  • активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;
  • повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;
  • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
  • развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;
  • обобщать опыт семейного воспитания.

Работу с родителями условно можно разделить на две части:

  1. со всеми родителями в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
  2. с частью родителей в форме семейного клуба и консультативного центра по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

Правила работы:

  • к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне уважение;
  • общение с родителями ребёнка должно быть не во вред ему, а во благо
  • изучение семей воспитанников должно быть тактичным и объективным
  • изучение семей воспитанников должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу

Проект реализуется в три этапа. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

  • опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
  • составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
  • обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы с семьёй.

В ходе основного (второго) этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. Это заключительный этап реализации проекта.

Механизм реализации:

План реализации

Пути решения,  результаты

Подготовительный этап

1. Организовать маркетинговую и рекламную деятельность

1. Создать сайт ДОУ, Оформить "Паспорт ДОУ", фотоальбом, стенды и другую наглядную агитацию
2. Подготовить письма в семьи, имеющие детей дошкольников.
3. Собрать информацию о неорганизованных детях.
4. Провести конкурс лучший родительский уголок
 

2. Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми

1.Социальный анамнез
2.  Провести анкетирование родителей по организации дополнительных образовательных услуг
3. Оформить родительские уголки
4. Провести День открытых дверей

Основной (второй) этап

1. Установить партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса

1. Оформить домашнюю игротеку.
2. Организовать проведение праздников
3. Организовать походы и экскурсии
4. Оформить совместные фотовыставки и выставки творческих работ:
Фотовыставка "Моя семья"
Выставка работа из нетрадиционного материала "Зимние пейзажи"
"Планета детства" ко Дню защиты детей.
Природа и фантазия. Выставка поделок из природного материала.

2. Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом

1.  Работа в клубе "Азбука общения"
2. Собрать библиотеку для родителей
3. Продолжить выпуск стенной газеты "Страна Детства"
4. Провести диагностирование состояние здоровья семей и консультирование по вопросам воспитания, обучения и сохранения здоровья детей.
5. Провести родительские общие собрания:
"Задачи воспитания и обучения в новом учебном году и пути их реализации".
6.Деловая игра "Поговорим о развитии речи вашего ребенка" "Ваш ребенок первоклассник. Новые обязанности и первые трудности"
Анализ работы детского сада. Летний оздоровительный сезон.
7.Групповые собрания

3.Наглядное информирование родителей:
 

1.Об истории и традициях ДОУ  сотрудниках, группах, программах и технологиях работы с детьми,
2.О возрастных особенностях дошкольников,
3.О значении семейного воспитания,
4.О творческих способностях детей дошкольного возраста
5.Об особенностях художественных искусств в воспитании дошкольников и др

4.Педагогическое просвещение родителей, осуществление взаимодействия семьи и ДОУ

1.Круглый стол "Малая Академия Здоровья"
 
2. "В детский сад без слёз"
 
4. Родительская конференция
"Авторитет родителей основа воспитания"
5. Семинар – практикум "Как помочь своему ребёнку"
6. День открытых дверей "Роль движения в развитии ребёнка"
7. "Ваш ребёнок первоклассник. Новые  обязанности и первые трудности"
8.Деловая игра "Поговорим о развитии речи вашего ребёнка"
9. День открытых дверей "Первый раз в детский сад"
10 Работа по программе "Азбука общения"

Заключительный (третий) этап

1. Итоги,перспектива

В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. выявляться образовательные потребности семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в об­ласти воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ЦРР

Ресурсное обеспечение

Ответственные лица

Деятельность, полномочия

Итоги работы

1. Педагоги ДОУ

Авторы идея и проекта. Идейные организаторы.

Организация работы по разработке сценариев, поисковой и исследовательской деятельности информационная поддержка.

2. Родительский коллектив

Идейные организаторы. Подготовительная работа к праздникам; информационная поддержка текущей работы; материальная поддержка по организации мероприятий,  стендов.

Выбор творческой группы по организации мероприятий; выбор группы родителей по материальному обеспечению праздников; видео и фото съёмка мероприятий; активное участие во всех мероприятиях, положительные эмоции в общении с детьми;

3. Инструктор по ФИЗО

Методическая поддержка по организации и проведению спортивных праздников, оздоровительных мероприятий

Разучивание различных игр, спортивных состязания

4. Педагоги доп. образования и музыкальные руководители

Методическая поддержка по организации и проведению праздников. Создание музыкальной копилки.

Разучивание песен, хороводов, элементы танцев; формирование навыка создания костюмов для проведения различных мероприятий.

Результаты работы над проектом можно представить следующим образом.
Работа с семьёй в детском саду способствует:

  • Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
  • Обобщению опыта семейного воспитания
  • Установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями
  • Формированию коллектива педагогов и родителей- единомышленников,
  • Повышению доверие к педагогам,
  • Снижению количества семей группы риска.

Механизм оценки результатов включает следующие критерии:

  • уровень педагогической компетентности родителей
  • уровень вовлеченности в реализацию проекта педагогов, родителей и детей
  • положительные отзывы партнеров и участников проекта
  • новые формы сотрудничества семьи и ДОУ
  • посещение мероприятий-досугов, способствующих коррекции детско- родительских отношений
  • отсутствие фактов жестокого обращения с детьми
  • уменьшилось количество детей с нарушениями речи на 4%.

Формы проведения работы
с родителями

  1. Консультации и беседы
  2. Родительские собрания
  3. Конференции
  4. Семинары-практикумы
  5. Анкетирование
  6. Дни открытых дверей
  7. Телефон доверия.
  8. Семейные гостиные
  9. Участие в праздниках "Красный, желтый, зеленый", "День защиты детей", "Масленица"
  10. Методическая помощь семьям детей с особенностями в развитии.
  11. Индивидуальная работа с детьми с особенностями в развитии.

Работа с социумом:

  • Больница (банк данных, беседы, консультации, справки)
  • Администрация сп Салым, соц.центр «Забота» (оформление документов, консультации, трудоустройство родителей)
  • КДН, ИДН (выявление и работа с семьями, находящимися в социально опасном положении)
  • Школа (преемственность, оформление единого социального паспорта семьи, поддержание деловой репутации ДОУ)

Обратная связь

  • Анкеты
  • Ответы на вопросы из почтового ящика
  • Консультации по запросу
  • Рефлексия мероприятий
  • Составление плана работы с учетом запросов родителей.

Тематическое планирование работы

Задачи

Способы реализации

Срок

Ответственны

1

2

3

4

Iблок: работа с родителями

1. Организовать маркетинговую и рекламную деятельность

1. Создать сайт ДОУ, Оформить "Паспорт ДОУ", фотоальбом, стенды и другую наглядную агитацию
2. Подготовить письма в семьи, имеющие детей дошкольников.
3. Собрать информацию о неорганизованных детях.
4. Провести конкурс лучший родительский уголок

сентябрь
 
 
сентябрь
 
 октябрь
  август

Заведующая ДОУ
Старший воспитатель
Социальный педагог

2. Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми

1.Социальный анамнез
2.  Провести анкетирование родителей по организации дополнительных образовательных услуг
3. Оформить родительские уголки
4. Провести День открытых дверей

Сентябрь
 
 
 
 
август
 
IX – IV

Зам.зав .по .ВОР ДОУ
Социальный педагог, психолог

3. Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом

1. Продолжить работу в клубе "Азбука общения"
2. Собрать библиотеку для родителей
3. Продолжить выпуск стенной газеты "Страна Детства"
4. Провести диагностирование состояние здоровья семей и консультирование по вопросам воспитания, обучения и сохранения здоровья детей.
5. Провести родительские общие собрания:
"Задачи воспитания и обучения в новом учебном году и пути их реализации".
6.Деловая игра "Поговорим о развитии речи вашего ребенка" ,"Ваш ребенок первоклассник. Новые обязанности и первые трудностиЭ
Анализ работы детского сада. Летний оздоровительный сезон.
7.Групповые собрания

по годовому плану
 
Апрель
 
В течение года
 
по годовому плану
 
 
 
по годовому плану

Заведующая ДОУ
Зам.зав .по .ВОР ДОУ
Социальный педагог, психолог, воспитатели

4. Установить партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса

1. Оформить домашнюю игротеку.
2. Организовать проведение праздников
3. Организовать походы и экскурсии
4. Оформить совместные фотовыставки и выставки творческих работ:
Фотовыставка "Моя семья"
Выставка работа из нетрадиционного материала "Зимние пейзажи"
"Планета детства" ко Дню защиты детей.
Природа и фантазия. Выставка поделок из природного материала.

Апрель
 
по годовому плану
июнь – август
по годовому плану

Заведующая ДОУ
Старший воспитатель, психолог,
воспитатель по ИЗО,
воспитатели

5.Наглядное информирование родителей:
 

1.Об истории и традициях ДОУ  сотрудниках, группах, программах и технологиях работы с детьми,
2.О возрастных особенностях дошкольников,
3.О значении семейного воспитания,
4.О творческих способностях детей дошкольного возраста
5.Об особенностях художественных искусств в воспитании дошкольников и др

6.Педагогическое просвещение родителей, осуществление взаимодействия семьи и ДОУ

1.Круглый стол "Малая Академия Здоровья"
 
2."В детский сад без слёз"
 
3. Родительская конференция
"Авторитет родителей основа воспитания"
4. Семинар – практикум "Как помочь своему ребёнку"
5.День открытых дверей "Роль движения в развитии ребёнка"
6. "Ваш ребёнок первоклассник. Новые  обязанности и первые трудности"
7.Деловая игра "Поговорим о развитии речи вашего ребёнка"
8. День открытых дверей "Первый раз в детский сад"
 9.Работа по программе "Азбука общения"

сентябрь
 
октябрь
 
 
декабрь
 
 
 
январь
 
 
февраль
 
 
март
 

О.В.Чайникова
А.В. Кондратенко
В.Г.Осипова
А.В. КондратенкоО.В. Чайникова
 
О.А. Усольцева

Литература

  1. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу "Управление ДОУ".
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль