"Куклотерапия" - сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников (мастер-класс)

7868

Автор: О.А. Игнатьева, педагог-психолог, г. Сосновоборск 2012. МАДОУ "ДСКВ №8"

Тема: "Куклотерапия" - сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников.
Цель: формирование основы культуры здоровья через - сохранение и укрепление психического здоровья детей;

Пояснительная записка.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Психолого-педагогическая работа по освоению образовательной деятельности "Здоровье", включает в себя охрану здоровья детей и формирование основы куль туры здоровья.
Развитие интегративных качеств в образовательной деятельности "Здоровье" осуществляется через сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
"Куклотерапия" является эффективным методом работы с детьми по сохранению и укрепление психического здоровья детей;

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.Показания для применения метода "Куклотерапии":

Функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  • воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
  • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
  • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Структура проведения коррекционно-развивающего занятия:

  1. Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.
  2. Разминка. Ее задача – сбросить инертность психического самочувствия, "разогреть" интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу и сказкотерапию для дошкольников (Приложение 1, «Волшебная сказка об Ангеле»).
  3. Основная часть. Изготовление непосредственно самого образа куклы.
  4. Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей (приобретение волшебной сила Ангела - пожелание чего-нибудь хорошего своим родным и близким).
  5. Рефлексия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено.

Тренинги для дошкольников могут проводиться в различных формах: индивидуальной (15-20 минут) и групповой (30 минут) в течение 10 дней.

Литература.
1.Е. Берстенева. Н. Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2010. – 112с.
2.Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. "Планета чудес". Развивающая сказкотерапия для детей.- СПб.: Речь,2006.-224с.
3.Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.- СПб.: Речь, 2008г.-218с.
4.Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст)/Фаустова И.В.//Управление ДОУ.-2008.-№5-С.100-107-с.2008
5.Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И.// начальная школа(журнал).-2004.-№12-с.54-56.-с.2004Приложение
АНГЕЛ
(волшебная сказка)
Однажды, морозной зимней ночью, одному Человеку приснился сон.
Он оказался на берегу океана. Дул теплый ветерок, ласково шумел прибой. Человек смотрел на белые барашки волн, вдыхал свежий воздух и огорченно думал о том, что он совсем одинок, и никто не может разделить с ним это мгновение.
-Мы вместе - вдруг сказал кто-то, совсем рядом.
-Кто здесь? - спросил Человек, оглянулся и увидел
прекрасное Существо.
- Кто ты? - спросил Человек, уже догадываясь.
- Я твой Ангел-хранитель. Я с тобой всю твою жизнь. В горе и в радости. Посмотри назад. Видишь следы на песке?
На песке действительно были следы.
Человек оглянулся и воскликнул - Следы не всегда вместе, иногда лишь один след тянется вдоль берега, и довольно долго. Ты меня обманул! Где же ты был? Когда я нуждался в помощи, в поддержке?
- Я был с тобой.
- Но след- один?!
- В это время я нес тебя на руках.
- Благодарю тебя, Ангел мой! - произнес Человек, - Что я могу сделать для тебя?
- Живи и люби, как я люблю тебя. Человек почувствовал как нежность, тепло и силы переливаются в него от Ангела.
- Благодарю тебя, Ангел мой...- прошептал Человек сквозь слезы и проснулся. Наступало утро.
- Неужели это только сон? - огорчился Человек. На елочке висела маленькая фигурка ангела.
- Благодарю тебя, Ангел мой!
И, вновь, любовь и тепло окутало его, словно нежное облако. МЫ ВМЕСТЕ!Технологическая карта. Изготовление "Ангела"
 

Последовательность выполненияопераций Инструменты и материалы 
 
1

 
 
Выбрать материал

 
3 лоскутка ткани 20х20 см.
(2 одним цветом, один (белый) для основы) декоративный шнур (3 х15-20 см), шарик ваты, форма в виде крыльев из прозрачной грубой ткани.
 
2

 
Взять лоскуток ткани для основы и комочек ваты, находим середину на лоскутке и формируем голову ангела, фиксируя декоративным шнуром. один лоскуток (для основы) ткани, декоративный шнур, комочек ваты.
 
3
Взять декоративный шнур и завязать его в верхней части головы,     декоративный шнур
 
4

 
Взять 2 лоскутка ткани одного цвета и сложить треугольником, приложить сложенные лоскутка к основной части с двух сторон фиксируя декоративным шнуром. два лоскутка ткани, декоративный шнур
5
 
Взять форму крыльев и зафиксировать   декоративным шнуром из предыдущего шага.   форма крыльев
6 Все части выровнять, придать ангелу единый образ  
7 Вот и готов наш ангел!!!!  

 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль