Виды работы учителя и обучающихся на уроках литературного чтения

6853

Авторы:
О.В. Карпова, учитель начальных классов ГБОУ “СОШ № 1375”, г. Москва,
А.Б. Карпов, учитель начальных классов ГБОУ “СОШ № 1055”, г. Москва
Чем разнообразнее формы организации деятельности обучающихся на уроках, тем интереснее им включаться в образовательный процесс, тем эффективнее происходит усвоение школьниками новых знаний и отработка универсальных учебных действий.

Существует множество видов деятельности обучающихся на уроке, однако педагоги чаще всего используют лишь некоторые, наиболее привычные, отработанные. Это снижает мотивацию детей к приобретению новых знаний и качество обучения в целом.

В приложении представлен примерный перечень видов деятельности обучающихся на уроках литературного чтения. Особенностью данных уроков является то, что на них организуется работа обучающихся с текстами различных литературных жанров, которая выстраивается по определенному алгоритму:

  • этап предварительной дотекстовой работы - актуализация читательского опыта, повторение пройденного материала по данной теме или произведений данного автора, тренировочные упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения;
  • этап первичного знакомства с текстом - целостное восприятие произведения (общее эмоциональное восприятие последовательности событий и действующих персонажей, эпохи, места и т. д.);
  • детализированная работа с текстом - анализ содержания произведения;
  • "послетекстовый" этап - обобщение прочитанного.

Виды деятельности обучающихся на уроках литературного чтения трудно строго разделить по соответствию конкретному этапу. Задача учителя - творчески подойти к подбору наиболее подходящих видов работы, адаптировать их под конкретное произведение и уровень подготовки класса.

Использование перечисленных видов деятельности позволит значительно обогатить устную и письменную речь обучающихся, развить возможности эмоционального восприятия детьми окружающего мира.

Приложение
Примерный перечень видов деятельности обучающихся на уроке литературного чтения
Виды деятельности обучающихся на этапе предварительной "дотекстовой" работы:

  1. Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.
  2. Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое про¬исходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме лите¬ратурного произведения и т. д.).
  3. Рассматривание выставки книг (автора или по тематике), прослушивание рассказа учителя о вы¬ставке.
  4. Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т. д.).
  5. Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов.
  6. Чтение ключевых слов текста с построением предположений о теме или событиях произве¬дения.
  7. Выполнение артикуляционных упражнений.
  8. Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Виды деятельности обучающихся на этапе первичного знакомства с текстом:

  1. Чтение текста литературного произведения про себя.
  2. Чтение текста вслух.
  3. Чтение текста вполголоса.
  4. Поочередное чтение текста в парах.
  5. Прослушивание чтения текста учителем.
  6. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.

Виды деятельности обучающихся на этапе детализированной работы с текстом:

1. Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.
2. Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.
3. Чтение текста с комментарием и беседой.
4. Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома.
5. Чтение текста с сокращением (обучающиеся не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к краткому пересказу.
6. Чтение самого красивого (понравившегося) места в тексте.
7. Комбинированное чтение (попеременное чтение учителем, обучающимися хором).
8. Нахождение предложения, отрывка по озвученному учителем или обучающимся началу или концу предложения или отрывка.
9. Чтение "с прибавлением". Дети читают незнакомый отрывок текста ровно одну минуту, самостоятельно делают пометку там, где закончили. Далее, после работы с текстом, в конце урока, прочитывают тот же отрывок текста так же в течение одной минуты, ставят новую метку. Подсчитывают количество "прибавленных" слов.
10. Чтение отрывка текста, которому соответствует пословица.
11. Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рас-суждениях ошибку.
12. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.
13. Чтение текста, пометка непонятных слов.
14. Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются.
15. Чтение текста, изображение схемы, описывающей взаимосвязи главного героя произведения с другими героями. Выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения хорошо относился, а синей - кого не любил.
16. Чтение текста и заполнение таблиц словами из текста (например, выписывание существительных, прилагательных, глаголов, соответствующих определенным требованиям).
17. Чтение текста и составление "карты перемещений героя" (выписывание всех мест, в которых он побывал).
18. Чтение текста и выделение ключевых слов абзаца, ключевого смыслового отрывка всего текста.
19. Чтение текста, нахождение отрывка, наиболее подходящего в качестве описания к иллюстрации.
20. Подробный анализ иллюстрации к произведению (обсуждение обстановки, настроения, позы, мимики и жестов героев и т. д.).
21. Создание иллюстрации к литературному произведению с указанием цитаты из него.
22. Чтение литературного произведения и рисование обложки книги.
23. Чтение текста и соотнесение представленных учителем рисунков с порядком событий, описанных в произведении.
24. Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.
25. Самостоятельная постановка вопросов к автору литературного произведения.
26. Самостоятельная постановка вопросов к персонажу литературного произведения.
27. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос.
28. Чтение отрывка из литературного произведения и подбор звукового оформления к нему.
29. Чтение текста по ролям.
30. Нахождении отрывка литературного произведения, который можно прочитать с указанным настроением (презрительно, строго, радостно, весело, печально, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т. д.).
31. Нахождение в тексте и чтение предложений с восклицательным или вопросительным знака-ми, запятой, многоточием и т. д.
32. Выразительное чтение отрывка из текста.
33. Чтение по ролям диалога героев литературного произведения, с исключением слов автора.
34. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов и мимики.
35. "Живая картинка" (один ученик читает текст, другой мимикой реагирует на услышанное).
36. Нахождение в тексте и чтение слов, предложений, которые по смыслу нужно читать громко, тихо, быстро или медленно.
37. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
38. Чтение стихотворения цепочкой, каждый чтец заканчивает на паузе.
39. Чтение предложений с расстановкой знаков препинания.
40. Чтение текста голосом героя.
41. Чтение текста и выделение слов и выражений, которые придают тексту торжественность.
42. Выразительное чтение небольшого отрывка текста прозы наизусть.
43. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
44. Чтение литературного произведения по готовому плану.
45. Чтение, деление текста или отрывка литературного произведения на смысловые части.
46. Составление плана (цитатного, картинного, обычного) литературного произведения.
47. Чтение литературного произведения, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
48. Полный точный пересказ литературного произведения (крайне редко).
49. Краткий пересказ литературного произведения.
50. Подробный пересказ литературного произведения.
51. Выборочный пересказ отрывка из литературного произведения в соответствии с заданием (понравившийся, объясняющий что-то).
52. Творческий пересказ литературного произведения (изменение лица рассказчика).
53. Пересказ литературного произведения по цепочке (по предложению).
54. Самостоятельный выборочный пересказ литературного произведения по заданию:

  • описание природы перед грозой;
  • жилища;
  • состояния персонажа.

55. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
56. Нахождение в литературном произведении образных высказываний (слов, описаний, фраз).
57. Нахождение в тексте самого длинного слова, самого короткого слова.
58. Нахождение в тексте слов на указанную орфограмму.
59. Нахождение в тексте двух-, трех-, четырехсложных слов.
60. Нахождение в тексте и чтение сочетаний:

  • существительное и прилагательное;
  • существительное и глагол;
  • местоимение и глагол (либо наоборот).

61. Чтение и подбор из текста слов-признаков.
62. Нахождение в тексте однокоренных слов, синонимов, антонимов, омонимов и т. д.
63. Нахождение в тексте предложений, подходящих к определенным схемам. Например, с однородными сказуемыми или сложных предложений.
64. Объяснение постановки знаков препинания в предложении.
65. Создание характеристики героя литературного произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
66. "Интервью" с полюбившимся персонажем произведения.
67. Чтение и определение категории персонажей литературного произведения:

  • положительные;
  • отрицательные;
  • нейтральные;
  • герои-помощники.

68. Сравнение персонажей разных литературных произведений, обладающих схожими чертами, судьбами, обстоятельствами.
69. Чтение литературного произведения и словесное рисование картины, иллюстрирующей его.
70. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный пор¬трет героя литературного произведения.
71. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль литературного произведения.
72. Нахождение и чтение предложений, которые стали поговорками.
73. Нахождение в тексте выводов по той или иной теме, проблеме, общей идеи литературного произведения.
74. Установление в процессе чтения литературного произведения причинно-следственных связей.
75. Подбор литературному произведению подходящего названия.
76. Чтение отрывка из текста и распознавание автора слов, хозяина предмета и т. д.
77. Чтение предложения из литературного произведения, изменение порядка слов в предложении.
78. Чтение литературного произведения и определение его жанра.
79. Чтение литературного произведения и нахождение в нем слов, которые, на взгляд ученика, устарели.
80. Чтение литературного произведения и нахождение в тексте:

  • эпитетов;
  • сравнений;
  • олицетворений;
  • метафор и т. д.

81. Нахождение в литературном произведении и изучение фразеологических оборотов.
82. Чтение литературного произведения и нахождение завязки, кульминации, развязки сюжета.
83. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению словам, записанным на доске.
84. Чтение в литературном произведении слов, к которым даны сноски.
85. Нахождение в литературном произведении и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
86. Чтение литературного произведения с выписыванием слов на заданную тему. Например, по-года: гроза, зима, дождь.
87. Чтение литературного произведения и объяснение одним предложением значение слова (определение понятия).
88. Чтение литературного произведения и дописывание предложений словами из текста.
89. Чтение литературного произведения и вписывание в предложения с пропусками подходя¬щих по смыслу слов.
90. Работа со словарями (толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов и др.).

Виды деятельности обучающихся на этапе обобщения изученного произведения:

  1. Конкурсное чтение стихотворений.
  2. Выполнение тестовых заданий к тексту литературного произведения.
  3. Инсценирование (драматизация).
  4. Чтение литературного произведения, придумывание продолжения или предыстории рассказа.
  5. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
  6. Создание репортажа с места главного события литературного произведения.
  7. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда по тексту литературного произведения.
  8. Создание коллективной работы по разделу. Например, дети находят произведения об осени, в которых указаны цвета, записывают эти произведения или отрывки из них на листе бумаги, предварительно раскрасив лист бумаги этим цветом.
  9. Издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и др.).
  10. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении.
Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль