Синдром дефицита внимания и гиперактивности у дошкольников

8159

Автор: О.И. Бегашева, канд. мед. наук, детский невролог клиники "Невро-Мед"

По данным Американской психиатрической ассоциации, синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее - СДВГ) - распространенное расстройство, которое встречается у 3-7% детей. С 2012 г. расширены возрастные рамки для этого диагноза: если ранее он мог быть установлен с 7 лет, то в настоящее время в отдельных случаях возраст понижен до 5 лет.

Проблемами СДВГ занимаются детские психиатры, неврологи и педиатры. Симптомы заболевания могут сохраняться в течение всей жизни больного, в связи с этим СДВГ
рассматривается как расстройство развития (дизонтогенетическое расстройство).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – психоневрологическое расстройство с нарушением структуры, метаболизма и процессов обработки информации в центральной нервной системе.

СДВГ подразделяется на три типа:

  1. комбинированный, при котором выражены два компонента: невнимательность и гиперактивность/импульсивность;
  2. с преобладанием нарушения внимания;
  3. преобладанием гиперактивности и импульсивности.

Клиническая картина
Дети с СДВГ испытывают трудности с концентрацией внимания, поэтому не всегда могут справляться с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут
проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на занятиях.
Подобное поведение бывает неприемлемым и создает проблемы как в ДОУ, дома, так и впоследствии в школе, где дети с СДВГ зачастую плохо успевают, считаются
озорными, непослушными, терроризирующими семью и сверстников. При этом они сами могут страдать от низкой самооценки, им бывает трудно заводить друзей и  общаться с другими детьми.

У мальчиков СДВГ встречается в девять раз чаще, чем у девочек.

Симптомы поведения детей при СДВГ делятся на три категории:

  1. невнимательность: дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций. У взрослых складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют принадлежности, свои вещи;
  2. иперактивность: дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Иными словами, они все время в движении, как будто заведенные;
  3. импульсивность: на занятиях дети с СДВГ зачастую выкрикивают ответ до того, как педагог закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то должны получить желаемое в тот же момент, на разнообразные уговоры такие дети не поддаются.

Диагностика СДВГ
Наличие гиперактивности у дошкольников установить непросто, поскольку здоровым детям в этом возрасте также свойственна повышенная подвижность. Диагностику СДВГ облегчают дополнительные симптомы: приступы ярости, агрессивные или отчаянные (без оглядки на риск) действия.

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так чем же отличаются дети с СДВГ? Заболевание выявляется, если поведение ребенка контрастирует с поведением других детей того же возраста и уровня развития в течение достаточно длительного времени, как минимум шести месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях.

Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка. Такой ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать подобные нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или СДВГ комбинированного типа. В постановке диагноза помогает опросник для родителей (приложение).

Для того чтобы избежать ложнопозитивной и ложнонегативной диагностики СДВГ, обследование должно включать в себя:

  • тщательный опрос родителей, родственников и педагогов, участвующих в воспитании ребенка, с акцентом на основных симптомах СДВГ; получение подробной информации об особенностях развития, психологических характеристиках ребенка, перенесенных заболеваниях, взаимоотношениях в семье, социальных условиях;
  • беседу с ребенком, учитывающую уровень его развития, с оценкой симптомов СДВГ, а также тревожных и депрессивных проявлений, психотических симптомов;
  • физикальный осмотр с выявлением патологии органов чувств (например, нарушения слуха и патологии зрения у дошкольников) и очаговой неврологической симптоматики;
  • нейропсихологическое тестирование с выявлением слабых и сильных когнитивных функций;
  • применение общих и специфических шкал для оценки СДВГ;
  • оценку развития речи, языка, общей и тонкой моторики.

Заболевания, сопровождающие СДВГ

У двух третей детей с СДВГ выявляется по меньшей мере одно психическое расстройство, например:

  • вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением (такой ребенок должен находиться под наблюдением психиатра);
  • эмоциональное расстройство, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми, он может быть слишком несамостоятельным (исключаются инфекционные заболевания, железодефицитная анемия, глистная инвазия, синдром обструктивного апное во сне);
  • тики*, проявляющиеся подергиванием мышц лица, длительным сопением или подергиванием головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка;
  • нарушение сна. Сон беспокойный, дети просыпаются рано, засыпают с трудом;
  • расстройство развития учебных навыков (у младших школьников), которое приводит к тому, что успеваемость ребенка значительно ниже по сравнению со сверстниками (разрабатывается когнитивная терапия, исключаются заболевания щитовидной железы).
  • * См. также: Бегашева О.И. Тикозные гиперкинезы у дошкольников // Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ. 2012. № 3. С. 41. - Примеч. ред.

Причины СДВГ

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. По мнению специалистов, симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Перечислим некоторые из них:

  • заболевание имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на его генетическую природу;
  • употребление алкоголя и курение во время беременности матери, преждевременные роды и недоношенность могут также повысить вероятность развития у ребенка СДВГ;
  • травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве создают предрасположенность к развитию СДВГ.

Основу механизма развития СДВГ составляет дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подтверждают тот факт, что СДВГ -заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.Прогноз СДВГ

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявляться отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, невысоким уровнем достижений в профессиональной сфере.
Взрослые с СДВГ могут также страдать зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Описаны три возможных варианта развития СДВГ:

  • - у 30% больных симптомы по мере взросления уменьшаются;
  • - 40% больных симптомы сохраняются в зрелом возрасте;
  • - в 30% случаев к симптомам СДВГ присоединяются более серьезные психопатологические проявления, например наркомания или антисоциальное расстройство личности.

Лечение СДВГ

Оптимальным лечением СДВГ является комбинированное, сочетающее лекарственную терапию и психологическую коррекцию. Из лекарственных средств можно выделить Страттеру - единственный препарат для лечения СДВГ, не являющийся психостимулятором. Страттера помогает компенсировать в тканях головного мозга нехватку двух важных веществ - норадреналина и дофамина, которые обеспечивают передачу нервных сигналов от одной нервной клетки к другой. В структурах головного мозга, ответственных за развитие СДВГ, интенсивность сигналов, передаваемых с помощью норадреналина и дофамина, ниже нормы. Страттера позволяет лечить проявления СДВГ, воздействуя на основной механизм развития заболевания.

Существуют различные немедикаментозные методы, в т. ч. предусматривающие коррекцию поведения, которые применяются в домашних условиях. Разработаны методики для тренинга родителей, обучающие, например, как реагировать на непредвиденные ситуации. Большое значение имеют ведение ежедневного дневника, отражающего поведение ребенка в ДОУ и дома, а также применение специальной символической системы оценки поведения. Тренинг помогает укрепить уверенность родителей в себе, ослабить проявление деструктивного поведения ребенка в домашних условиях, уменьшить напряженность в семье.

Поведение детей с СДВГ улучшается в том случае, когда оно четко регламентируется известными им правилами. Поощрения, замечания, перерывы в занятиях следует использовать как в ДОУ, так и дома. Во время занятий ребенок должен сидеть в непосредственной близости к педагогу, чтобы меньше отвлекаться и концентрироваться на выполнении занятий.

Оценка и коррекция психопатологических черт родителей, дисгармоничных семейных отношений усиливают действенность лечения.Часто задаваемые вопросы родителей

Самый частый вопрос, который задают мамы детей с СДВГ: я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок, это моя вина?
Поведение ребенка при СДВГ может быть невыносимым, поскольку нередко заставляет родителей испытывать чувства вины и стыда. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что родители плохо его воспитали. СДВГ - это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. вернуть его к полноценной жизни.

Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ? Необходимо вооружиться знаниями и пониманием СДВГ. Из многих источников родители (и воспитатели) могут почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача. Одним из направлений лечения должна быть психологическая помощь и поддержка ребенка. Родителям необходимо поговорить с сотрудниками ДОУ о поведении ребенка и убедиться, что они понимают: в данном случае речь идет о заболевании.

У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает? Не все люди понимают, что СДВГ - это заболевание, некоторые его расценивают как необоснованный ярлык. Временами и родителям трудно принять, что их ребенок болен, они бывают возмущены поставленным диагнозом. Иногда родители, напротив, полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, т. к. были "плохими" или невнимательными. С помощью лечения можно улучшить поведение, учебу, социальную адаптацию ребенка, развить способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее.

Как мне вести себя с ребенком, если у него СДВГ? Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он не должен делать, нужно придать замечанию более позитивную форму и сказать, что ему следует делать. Например, вместо фразы "Не бросай свою одежду на пол" сказать: "Давай я помогу тебе убрать одежду". Важно чаще хвалить малыша и правильно реагировать на его плохое поведение. Ему нужно объяснять, что именно вас рассердило в его поведении, следует избегать обобщений. Вместо фразы "Ты никогда меня не слушаешь" лучше сказать: "Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал". Наказание должно быть справедливым и по строгости соответствовать совершенному проступку.
Ясные правила и четкий распорядок дня облегчат соблюдение ребенком с СДВГ норм поведения.
Если родители чувствуют, что не справляются с малышом, им следует обратиться к врачу, который даст необходимые советы.Приложение

Опросник для родителей*

* По ADHD Rating Scale-IV for parents. - Примеч. авт.

Особенности поведения

Редко либо никогда

Время от времени

Достаточно часто

Очень часто

А. Нарушения внимания

1. Не может сосредоточить внимание на деталях, допускает ошибки по невнимательности

0

1

2

3

2. Не может поддерживать внимание в течение достаточно длительного времени, даже когда играет или чем-то увлечен

0

1

2

3

3. Складывается впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются

0

1

2

3

4. Не может довести до конца выполнение заданий, даже если понимает необходимость этого

0

1

2

3

5. Не может самостоятельно организовать свои занятия

0

1

2

3

6. Старается избегать занятий, связанных с умственной нагрузкой, таких как выполнение классных и домашних заданий

0

1

2

3

7. Теряет часто используемые предметы, например, игрушки, книги, карандаши и другие школьные принадлежности

0

1

2

3

8. Часто отвлекается от начатого занятия

0

1

2

3

9. Забывает выполнять регулярные требования

0

1

2

3

В. Проявления гиперактивности

10. Не может сидеть спокойно, перебирает руками или ногами

0

1

2

3

11. Не может высидеть требуемое количество времени, например в течение занятия или обеда

0

1

2

3

12. Вопреки запретам слишком много бегает и залезает туда, куда нельзя

0

1

2

3

13. С трудом может играть самостоятельно или занять себя спокойным делом

0

 1

2

3

14. Складывается впечатление, что он все время пребывает в движении, как заведенный

0

 1

2

3

15. Избыточно общителен

0

 1

2

3

С. Проявления импульсивности

16. Не отвечает, а выкрикивает ответы еще до того, как вопрос закончен

0

1

2

3

17. С трудом дожидается своей очереди

0

1

2

3

18. Перебивает других во время разговора, игры либо вмешивается

0

1

2

3

Общий балл в каждой колонке

Суммарный общий балл:

Обработка результатов. Норма - 25 баллов. Если количество баллов превышает 30, необходимо обратиться к педиатру и неврологу.

Глоссарий

Дизонтогенетическое расстройство

нарушение индивидуального развития организма; термин чаще применяется по отношению к внутриутробному периоду и раннему детскому возрасту

Импульсивность

черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний

Психо активные вещества

химическое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния

Психофармакология

комплексный раздел теоретической и клинической медицины, занимающийся созданием и изучением механизмов действия и клинической эффективности психотропных средств

Физикальный осмотр

комплекс медицинских диагностических мероприятий, выполняемых врачом с целью постановки диагноза. Все методы, относящиеся к физи-кальному обследованию, осуществляются непосредственно врачом с помощью его органов чувств



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль