Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

11456

Что я слышу-я забываю.
Что я вижу-я помню.
Что я делаю-я помню.
Конфуций.

На законодательно уровне закреплена функция, возложенная на государство, школу, детский сад и родителей: вырастить из ребенка сознательного члена общества. Именно поэтому исследования и экспериментирование для дошкольников становится важным этапом образовательного процесса, направленного на познание окружающей среды. Формирующийся ум ребенка нуждается в познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. 

Ученый Н.Н. Подъяков главным видом ориентировочно-поисковой деятельности называл экспериментирование. Планирование познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе важно, поскольку пытливость и тяга к исследованию заложено в детскую природу. И.М. Сеченов анализировал безотчетное желание понять окружающий мир как прирожденное свойство нервно-психической организации детей. И.П. Павлов называл подобное поведение рефлексом «Что это такое?», что призывает ребенка осваивать предметы и их качества, искать взаимосвязи между ними. 

Все вышесказанное позволяет сформировать проблему развития у воспитанников старших групп в ДОУ интересно к познавательно-исследовательской деятельности. Полезным окажется конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе, поэтапно составленный и учитывающий способности детей и их возрастные особенности. 

Планирование познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе 

Этапы работы над темами познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе:

  1. организационный - старший дошкольный возраст;
  2. практический - подготовительная к школе группа.

Организационный этап требует внимания к чувственному опыту ребенка, что является базой для развития интереса к познанию. Именно поэтому ключевыми задачами данного этапа являются:

  • приобретение навыков проговаривания своих действий;
  • формирование умения вести беседу;
  • развитие способностей оценивать, исследовать и наблюдать. 

Экспериментирование для дошкольников – вид деятельности, который дает возможность воспитаннику ДОУ формировать в своем сознании картину мира, что базируется на его наблюдениях. Экспериментирование у детей отличается тем, что дети не могут выполнять работу молча, речь для них служит методом обобщения знаний, формирования навыков аналитическо-синтетической деятельности, в том числе и по представлению. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада является творческой, а потому стимулирует у детей познавательный процесс и вызывает интерес. 

Так, у детей пяти-шести лет вырабатывается устойчивая привычка спрашивать и задавать вопросы обо всем, а также попытки отвечать на них самостоятельно. Экспериментирование для дошкольников рекомендовано проводить поэтапно. Планирование познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе подразумевает повторение алгоритма эксперимента, приобретение навыков самостоятельного экспериментирования, фиксацию результатов в дневниках наблюдений. Познавательный процесс является мотивом: ребенку интересно делать то, что он делает, ему не важен результат. 

Просьба знакомого, любопытство, удивление может спровоцировать начало эксперимента. Чтобы стимулировать у детей интерес к темам познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе, достаточно «поселить» персонажей, созданных вместе с детьми в уголке экспериментирования. Детям старшего дошкольного возраста важно получать ответы на свои многочисленные вопросы. Их в группах могут задавать очаровательные девочки Почемучки, которые «живут» в группе. У Почемучки есть яркий фартук для интересных и нужных предметов, она активно «участвует» в экспериментах. 

Благодаря этому у детей развивается любознательность, наблюдательность, растет интерес к планированию познавательно-исследовательской деятельности в детском саду.  В группе можно сформировать исследовательский уголок "Школа Почемучки" для формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности. В нем могут быть различные материалы для исследований:

               - образцы песка, глины, чернозема;
               - камни- галька, гравий, керамзит, гранит; железо, уголь, мел, резина;
               - семена цветов, образцы деревьев: шишки, желуди, крылатки;
               - зерновые культуры.
Чтобы активизировать активность детей в исследовании, можно использовать доступное оборудование: сито, трубочки, тарелочки, воронки, формы для песка, стаканчики, шприцы, ложки, пипетки, лупы, увеличительные стекла, измерительные приборы. В сознании дошкольника происходят изменения картины мира, которая становится более целостной, отражая объективные взаимосвязи вещей. Наблюдается перестройка и переосмысление мира ребенком. 

Следовательно, на втором практическом этапе, согласно конспекту познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе, следует решить две важных задачи: 
1.    побуждать детей к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности;
2.    находить разными способами решение проблемных задач.

Все делит склонны к исследовательской деятельности. Им нужны новые впечатления и эмоции, они демонстрируют неутомимое стремление экспериментировать, любознательность, желание докопаться до истины. 

Для этого этапа характерна деятельность, направленная от ребенка. Дошкольник выступает полноценным субъектом, выстраивающим свою деятельность: ребенок ставит цели и ищет возможности для их реализации. В его праве запоминать или слушать, сравнивать, наблюдать, спрашивать, высказывать предположения. Дети уже осознают причинно-следственные связи, потому могут использовать приемы классификации, делают первые шаги в рассуждении, прогнозировании, умозаключениях, анализе. 

Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности. Таким образом у них формируется мыслительная деятельность. Организуя любую работу с детьми, надо стараться, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, необходимо научить их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной. Не надо стараться уберечь дошкольников от ошибок, от заведомо неверных действий. Пусть сами поймут, что сделали неверно, и поищут другой путь.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают объект для эксперимента, подбирают методы исследования. Учатся самостоятельно выдвигать гипотезы.

Обучение на этом этапе носит проблемный характер. Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставления детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
 
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность с детьми в ДОУ способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. А детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.

Автор: Попова Татьяна Ивановна воспитатель (Кировская область)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль