Исследовательская работа как форма внеклассной деятельности учащихся

4069

Автор: Вострикова Ксения Сергеевна, учитель Знаменская СОШ№1 (Красноярский край)

Американский астронавт Нил Армстронг сказал: "Исследование создает новое знание".
Одной из перспективных форм внеклассной деятельности в среде учащихся является исследовательская работа. В последнее время все больше внимания стали уделять исследовательским проектам и работам учащихся. Создаются долгосрочные программы по выявлению одаренных детей, в школах работают школьные научные общества, выбираются руководители по секциям, выявляются талантливые ребята.

Почему исследовательская деятельность представляет такую важность?
Исследовательская деятельность активизирует мыслительную работу и реализует творческий потенциал ребенка, учит его самостоятельности в выборе материала, работе в группе (если работа коллективная), подготавливает к дальнейшей учебе.

Как организован данный вид деятельности?
В старшем 9 классе ученикам было предложено поучаствовать в научно-практической конференции на школьном уровне. На мое предложение не ответил ни один ученик. Я стала спрашивать ребят, почему никто не проявляет желания? Получила ответ, что они не знают как писать такие работы. Вывод: не каждый ребенок в школе способен заниматься исследованием, в силу того, что не имеет специальных зун в исследовательской сфере, поэтому подготовку к написанию работ следует вести уже в младших классах.

На следующий день ребятам была предложена анкета, в которой предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Есть ли у тебя желание заниматься исследовательской деятельностью?
  2. Каким учебным предметам ты отдаешь предпочтение?
  3. Какую тему желаешь взять для исследования?

Почти 80% из класса ответили, что готовы заниматься работой, некоторые указали темы. Так у нас появилась первая работа "Смс как новый речевой жанр".

Работать с ребенком пришлось с чистого листа. Мы осваивали строение работы, изучали методы, выдвигали гипотезы, составляли анкеты, обрабатывали результаты, дискуссировали. Ниже я приведу алгоритм нашей работы над исследованием.

Сначала мы выбрали примерную тему. Почему примерную? Основным словом было выбрано изначально смс. К этому понятию мы стали искать весь материал. Затем дали рабочее название "Смс как новый речевой жанр".
После того как материал к понятию смс был собран, мы поставили цель работы, естественно, что объект и предмет стали ясными. Ребенку было объяснено, что объект имеет расширенное значение, как правило, звучит как тема, предмет имеет конкретную направленность в рамках темы и узкое значение. Надо обязательно поставить конкретную цель, чтобы не уйти в другом направлении.

На третьем этапе были сформулированы задачи, причем достаточно 3-5. Я предложила выстроить эти задачи пошагово, то есть в соответствии с тем, как наша работа будет продвигаться в исследовании.
Особое внимание было уделено методам исследования. Методы были изучены все (распечатала из сети Интернет), а затем выбраны те, которые соответствуют нашей работе. Методы выбирали после того, как работа была написана.

Эту часть я полностью взяла на себя – построение содержания работы, название глав, ребенку это сложно. Предпочитаю делать 3 главы: первая – общие понятия, которые будут встречаться в работе, вторая глава – изучение основного понятия в других направлениях. Например, история создания смс или влияние смс на грамотность школьника. Третья глава – основное по теме. По каждой главе необходимо дать небольшие выводы, а в конце третьей главы общие выводы. Введение, заключение, список литературы – обязательно. Очень хорошо, когда есть приложение (1-2).

Думаю, что анкетирование и опрос – это одни из основных методов. Составляем с ребенком анкету и проводим анкетирование. В школе мы просили классных руководителей на классном часе уделить нашей анкете 10 минут от общего времени. После, полученные результаты были сгруппированы и переданы с помощью диаграмм согласно нашим задачам.

Этот пункт я полностью возложила на плечи ребенка – поиск материала. Необходимо найти материал, скопировать и указать источник (обязательно). После нахождения материала, мы вместе систематизируем материал в единое целое и добавляем свои выводы. На этом этапе можно написать и про актуальность работы, ее новизну, применение (моя практика).

Немаловажным является и правильное оформление списка литературы. Эту часть работы ребенок делает вместе с учителем.

После написания работы, идет подготовка к выступлению. Делаются короткие тезисы, минут на 5-7. Подготавливается презентация или наглядно-демонстрационный материал.

Одним из важных пунктов является и изучение критериев оценивания работы, как правило, они есть в приложениях для юных исследователей.

Можно сказать, что эта работа была сделана не за два дня, работали долго и кропотливо, месяцев 5. У ребенка должно быть желание и время, а так как это внеклассная работа, то ребенку надо дать возможность самому вникнуть в суть исследования, дать время на поиск материала.

Необходимо заинтересовать ребенка, выбрать ту тему, которая интересна именно ему, а не вам. Учитель должен и сам быть творческой личность, заниматься самообразованием, уметь общаться с ребенком, направлять его в нужном русле исследовательской деятельности. Ребенок должен и сам обладать эрудицией, чтобы ответить на поставленные перед ним вопросы при защите своей работы, грамотно говорить, быть тактичным и находчивым.

Сайты, на которых можно получить информацию об исследовательской работе в школе:
http://portfolio.1september.ru/ Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся. Совместно с учеником готовите работу, регистрируетесь на сайте, отправляете заявку. Оплачиваете регистрационный взнос (суммы в зависимости от количества участии), вам присылают пакет документов, вы оформляете их и отправляете. После получаете дипломы участников и карточку участника.

http://chicag-poisk.ucoz.ru/ Научно-исследовательская работа школьного исследовательского общества "Поиск". Своим опытом организации проектной и исследовательской деятельности при разработках и защитах научных исследовательских работ делится с коллегами учитель физики Чернова И.С.

http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей. Проектная и исследовательская работа в школе.
Популяризация опыта проектной и исследовательской работы в школе. Сотрудничество между участниками научных обществ и проектных команд различных регионов.
Можно найти полезную информацию об исследовательской деятельности, поделиться своим материалом.

http://future4you.ru/ Педагогический сайт, раздел Юность, Наука, Культура | Всероссийские конкурсы исследовательских работ учащихся и конференции. Есть организационный взнос (суммы разные, но больше 500 руб.)

Лучшие работы учащихся награждаются медалями, рекомендуются для публикации в сборнике научных трудов учащихся России, в средствах массовой информации. Если Вы отправляете работу на конкурс, то это служит одновременным согласием на её дальнейшую публикацию в любом сборнике работ (альманахе "Обнинский полис", журнале "Интеллект будущего", электронном журнале "Академиан").

Педагогу – научному руководителю, подготовившемулауреата заочных конкурсов "Юность, наука, культура", "Первые шаги в науку", "Юный исследователь", "Научный потенциал", выдаётся свидетельство.
Лучшие педагоги награждаются медалями "За вклад в развитие образования России".
Любое участие педагогов в программе регистрируется в базе с начислением рейтинговых баллов. Педагог, набравший за год максимальное количество рейтинговых баллов, получает специальное свидетельство и премию в размере 30 000 рублей.

ЦДО "Эйдос" сегодня - один из лидеров отечественного дистанционного образования. http://www.eidos.ru/journal/student.htm УЧЕНИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА
В этой рубрике размещаются рефлексивные заметки участников дистанционных эвристических олимпиад Центра "Эйдос", претендующие на роль самостоятельных произведений, а также исследовательские и творческие работы учащихся образовательных учреждений.

В каждом городе есть свои научные общества учащихся, которые работают с учащимися края, области. Так в нашем Красноярском крае есть Красноярская региональная детско-молодёжная общественная организация
http://www.krasnou.ru/ Научное общество учащихся. Добро пожаловать на официальный сайт посвящённый исследовательской деятельности школьников Красноярского края!

http://www.researcher.ru/ информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества

Портал Исследовательской деятельности учащихся разработан совместно специалистами ФИЗТЕХА-ЦЕНТРА, ДНТТМ МГДД(Ю)Т и Лицея № 1553 "Лицей на Донской", при содействии корпорации Intel.
Привлечение учащихся к исследовательской деятельности в различных областях естественных и гуманитарных наук, развитие методической и дидактической базы исследовательской деятельности; ознакомление с разнообразными формами ведения исследовательской деятельности (экспедиции, конференции, практикумы и т. д.)
Для того чтобы не превратить портал в информационную свалку, любые публикации и изменения в портале будут происходить после подтверждения (и возможной технической корректировки) ответственного за соответствующий раздел.
Развитие портала будет способствовать проникновению исследовательских технологий в массовую образовательную (и не только) практику, способствовать развитию содержательной работы участников портала. Портал объединит учащихся, педагогов, методистов, специалистов как для более продуктивной работы, так и для организации приятного и полезного досуга и отдыха.

http://www.irsh.redu.ru/links.html Журнал "Исследователь/Researcher". В центре внимания нового издания — принципы и методики организации исследовательской работы в разных возрастных группах — от детей дошкольного возраста до студентов вузов.

Журнал адресован всем, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях и интересуется новыми формами организации образовательной деятельности.

Исследовательские работы школьников напрямую от авторов редакция не принимает: они отбираются редколлегией с ведущих всероссийских конкурсов исследовательских работ школьников.
Желаю удачи!

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль