Использование куклотерапии как активного метода формирования социального статуса дошкольника

5091

Автор: Щербина Надежда Ивановна, педагог-психолог МДОУ д/с №35 (Белгородская область)

Дети с ограниченными возможностями здоровья в нашем дошкольном учреждении – это дети с нарушениями речи (пятый вид нарушений) и, как правило, многие из них нуждаются в психокоррекционной помощи. Если это дети с низким уровнем развития внимания и психических процессов, то систематическое выполнение специально подобранных игровых упражнений позволяет в скором времени отмечать положительную динамику в развитии познавательной сферы. Гораздо сложнее положение, когда ребенку нужно преодолеть свою неуверенность, робость, излишнюю зажатость, необоснованные страхи, то есть, все то, что мешает его успешному личностному росту, социальному развитию. Многолетняя практика в организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками позволяет обозначить наиболее эффективные методы, основанные на активной деятельности самих детей.

Дошкольное детство – это особый мир, мир игры и фантазий, мир сказки. В нашем представлении ребенок-дошкольник всегда в окружении игрушек. Дети любят играть с игрушками-образами людей и животных, иногда придумывают разные истории, что с ними происходят, но чаще всего проигрывают эпизоды из своей жизни: "Давай с тобой играть", "Жираф не хочет есть суп", "Слоник и собачка с ним не дружат", "Котенок заболел. Где же его друзья?", "Они ничего не знают. Кто им рассказал?" и другие. Поют песенки, потешки. Но дети не просто проигрывают определенные действия, они раздумывают и рассуждают, почему следует поступать именно так, и что мне ответят другие, если сделаю по-иному. Среди игрушек дошкольников именно куклам отводится особая роль в развитии умения осознавать свои взаимоотношения с окружающими людьми, свои чувства и настроения. И самое главное – появляется возможность многократно проиграть определенные ситуации и варианты своего поведения.

В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок с радостью "передает" ей свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении и состоит основной принцип куклотерапии.

Уже с момента поступления в детский сад куклы в руках умелого педагога помогают ребенку привыкнуть к новым условиям. Вове трудно первые дни оставаться без мамы с малознакомыми взрослыми и сверстниками. У него плохое настроение, он грустит, а иногда даже начинает плакать. Выручает кукла Дениска. Дениска зовет детей в раздевалку, подсказывает, как правильно надеть вещи на прогулку, чтобы ничего не забыть и… никаких нравоучений! Вове становится интересно, появляется желание придти завтра опять в свою группу, "показать Дениске", что он уже умеет делать сам.

Игра с куклами для дошкольников особо привлекательна, поэтому воспитатели «приглашают» на свои занятия с детьми то Незнайку, то Петрушку, то Хрюшу. Основной целью такого мини-представления обычно становится создание интереса к познавательной деятельности, развитие способности самостоятельно переносить полученные знания в новую ситуацию. На одном из занятий детям старшей группы было предложено нарисовать своих любимых сказочных героев и рассказать о них (что это за герой, из какой сказки, как его зовут, почему он любимый тобой и др.). С рисунками проблем не возникло, а вот рассказать об этом оказалось делом трудным. И вот тогда детские рисунки превратились в кукол для настольного театра: были наклеены на картон и вырезаны по контуру, затем их вставили в специальные подставки, изготовленные руками педагогов.

Созданные собственными руками куклы вызвали у их авторов устойчивый интерес к занятиям с ними: дети придумали бесконечное множество историй, приятных и не очень, в том числе рассказанных от лица героя, из которых они находили рациональный выход. Эти куклы-фигурки предоставили детям возможность активно действовать, многократно проигрывая всевозможные ситуации, находить оригинальный способ решения конфликта. Таким образом, возможности куклотерапии позволяют решить важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель. Использование приемов куклотерапии помогают преодолеть такие нарушения, как отклонения в развитии речи, эмоциональную неуравновешенность, неадекватную самооценку, тревожность, страхи.

Следует отметить одну особенность. В наше время нет недостатка в самых разнообразных игрушках, в том числе куклах. Но их большим минусом является то, что они настолько совершенны, что притупляют вкус к фантазированию, не приучают к труду и рукоделию. У Ксюши, ей четыре года, много разных игрушек, есть целая семья кукол Барби с набором посуды и одежды. Но вот она берет флакончики из-под маминой косметики, повязывает их носовыми платочками, совершает с ними многочисленные действия. В ее руках они "оживают", "произносят" разные слова и фразы друг другу, становятся своеобразными куклами, с помощью которых девочка проигрывает знакомые ей жизненные ситуации, то, что ее интересует, волнует.

Несмотря на многолетние традиции использования кукол в работе с дошкольниками, как показывают наблюдения, потенциал увлекательных игровых занятий с ними далеко не исчерпан. Учитывая особый интерес детей к авторской кукле, в дошкольном учреждении была организована работа творческой группы педагогов по созданию кукол-пособий. Главной идеей работы нашей творческой группы стало развитие и воспитание с помощью кукол, в действиях с которыми дети смогут моделировать различные жизненные ситуации, приобретая и накапливая ценнейший человеческий опыт.

Созданные творческой группой куклы-пособия предназначены для игр и занятий с детьми в разных возрастных группах. Если для младших дошкольников – это мягкие игрушки для имитации движений и объединения их в общий сюжет, то для детей постарше – это уже куклы-варежки и перчаточные куклы по типу театральных, требующие большей координации и ловкости движений, определенных речевых навыков. Целью использования пособий стало создание игровых ситуаций, стимулирующих общение, эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие дошкольников.

Детям всегда интересно поиграть в сказку, но их участие проявляется активнее, если это сделать с помощью кукол. Например, диалог и действия персонажей сказки Г. Юдина "Жадная жаба" разыграны детьми с помощью перчаточных кукол. Сценку включили в развлечение для детей с просмотром студентами педколледжа. Вот некоторые из их оценок метода куклотерапии в формировании коммуникативной компетентности у дошкольников:
"Я считаю, что кукольная театрализация нужна детям. Именно в образах кукол они раскрываются, более эмоциональны. И детям очень интересно" Ольга Т.

"Очень интересно смотреть. Необходимо больше использовать такие кукольные представления. Активизирует не только детей, но и взрослых. Великолепно" Галя К.

Следует отметить, что работа проводилась с детьми, имеющими самые низкие, негативные показатели: неумение устанавливать контакты с окружающими, избегание таких контактов, затруднения в смене партнера по общению, стереотипность способов и видов общения и др. Применение куклотерапии помогло педагогам установить контакт с детьми в наиболее трудных ситуациях общения:

  • проиграть и проработать конфликтные ситуации (в том числе в семье);
  • сформулировать и "отрепетировать" сценарии, образы своего желаемого будущего;
  • раскрепостить застенчивых, робких, неуверенных;
  • тренировать умение "держать себя в руках" (навык саморегуляции), навыки адекватного выражения собственных чувств.

Качественной оценкой результативности применения куклотерапии можно считать проявление более активного интереса детей к занятиям, улучшение их психического состояния в результате преодоления эмоциональных кризисов, освоение социально приемлемых способов поведения в ситуациях конфликта, регуляции межличностных отношений.

Литература

  1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога : - М.: АРКТИ, 2004.
  2. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Корнилов К.Н. К психологии детской игры в куклы. Дошкольное образование, 2009, №15.
  4. Татаринцева А. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. Речь.

   



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать!
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль