Нейропсихологический подход при подготовке детей к школе

4026

Автор: Черепанова Елена Николаевна педагог-психолог (C.-Петербург)

В настоящее время коррекционно-развивающим занятиям уделяется достаточно большое внимание. Это направление в работе дошкольного психолога очень популярно: и в период становления речи (помощь и поддержка логопедических занятий), и особенно в период подготовки ребёнка к школьному обучению. Нужно, однако, заметить, что традиционные формы занятий перестают работать, не дают желаемого результата. Ибо, как отмечают психологи, в нынешней детской популяции становятся актуальными дизонтогенетические (то есть нарушающие и/или искажающие процессы развития) механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакций. В школу приходят дети, с одной стороны, умеющие читать, писать, считать, а, с другой стороны, испытывающие трудности в процессе обучения и поэтому не достигающие успешности. Что естественно приводит к снижению мотивации в процессе обучения.

Перед психологом стоит нелёгкая задача: найти те подходы, те технологии, которые бы могли помочь решить задачу подготовки детей к школьному обучению. Традиционно мы могли работать по двум направлениям: когнитивные методы и методы двигательной коррекции. Попытки связать эти два направления приводили к простой сумме: часть занятия посвящалась использованию когнитивных методов, часть – использованию двигательных методов. Но такое сложение не давало желаемых результатов. В книге "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте" А.В. Семенович пишет, что "в сложившейся ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния". И вот таким подходом явилась технология "Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка", созданная А.В. Семенович с коллегами. Основой в ней является Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Суть этого метода «заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены; в качестве ориентира (перспективы, результата) при этом используется "взрослоцентрическая модель", т.е. исходно заложенный в программу психолого-педагогического сопровождения образ идеального для данного типа онтогенеза уровня достижений" (СеменовичА.В.).

Моя работа начинается с диагностики. В данном случае я использую методику нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста (Глозман Ж. М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.). Это комплекс нейропсихологических проб для выявления проблемы нейропсихологического развития дошкольников, адаптированный к дошкольному возрасту. Обычно используемые методики не дают возможности прогноза будущих школьных трудностей, поскольку не предусматривают качественного описания психологической структуры психических процессов и причин, определяющих их высокий или низкий уровень сформированности. Например, о чём может рассказать выполнение пробы "Копирование'. Перед ребёнком на листе бумаги ряд простых геометрических фигур. Задание: "Нарисуй так же". При её применении возможны следующие ошибки:

  • Аспонтанность в интеллектуальной деятельности (необходимость внешней стимуляции) – слабость блока регуляции тонуса.
  • Дефекты зрительного гнозиса – слабость блока приёма, переработки и хранения информации.
  • Импульсивное выполнение задания – слабость блока программирования и контроля.

Каждый из видов ошибок требует своих методов коррекции. В первом случае ребёнок будет быстро уставать, поэтому внимание нужно уделить физическому развитию; во втором случае – может и долго работать, но эффективность будет невысокой, т.к. материал будет плохо усваиваться, требуется коррекция высших психических функций. В третьем случае – возможны проблемы с поведением, которое может потянуть за собой и неусвоение материала. Работа должна быть направлена на формирование функций программирования и контроля за своим поведением.

Результаты проводимой мною диагностики позволяют мне выявить группу риска возможных будущих осложнений при обучении в школе. На основе полученных данных я и строю Программу занятий с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Построение программы идёт в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе. Мы воспроизводим эти этапы. Начинаем с двигательной коррекции, которая позволяет наверстать когда-то упущенное, сформировать недостающие связи, позволяет воздействовать на те функции, которые связаны с движением. Многие родители опрометчиво поступают, не уделяя маленькому ребёнку достаточно внимания, надеясь, что развитие идёт само собою, что наличие игрушек решит все проблемы.

Начинаем из положения "лёжа". Глазодвигательные упражнения позволяют развивать зрительное и слуховое внимание. Ребёнок, лёжа на спине, следит глазами за предметом или в этой же позе с закрытыми глазами угадывает, с какой стороны раздался звук. Надо отметить, что эти, казалось бы, простые упражнения удаются далеко не всем детям. Оказывается, очень трудно удерживать взгляд на игрушке. Много раз наблюдала, как сложно даётся удержание взгляда на предмете: ребёнок смотрит куда угодно только не на игрушку. А теперь представьте на минутку такого ребёнка в классе на занятии. Он смотрит на доску и… ничего не видит. Взор скользит, ни на чём долго не задерживаясь. А потом воспитатели удивляются, как это ребёнок не может точно срисовать, списать….

Затем мы обязательно занимаемся дыханием. Эти упражнения учат ребёнка расслаблять своё тело, а так же насыщают головной мозг кислородом, стимулируя его деятельность. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Детям очень нравится «катать на лифте» игрушку. На сигнал «Вдох» ребёнок поднимает (плавно!) правую руку, в которой держит игрушку, на сигнал «Выдох» - рука опускается. Для усложнения присоединяем счёт. Счёт обозначает этажи: «Один – два» - это два этажа надо проехать. Так ребёнок учится чувствовать своё тело и управлять им.

Далее переходим к ползанию, которое также учит ребёнка владеть своим телом. Если ребёнок научился контролировать своё тело, то можно с уверенностью сказать, что он сможет контролировать и своё поведение. Например, упражнение "Брёвнышко": ребёнок ложится поперёк комнаты и перекатывается в другой конец комнаты, учитывая ориентиры в виде поставленных с двух сторон игрушек так, чтобы они находились на уровне пояса. Это упражнение способствует развитию координации движений. Впоследствии его письмо будет более ровным, строчки не будут "плавать". Упражнения "Кошечка", "Гусеница" позволяют работать над переключением, распределением внимания. Эти упражнения дают тот же эффект, что и знаменитые корректурные пробы. Но в данной форме более доступны и интересны детям дошкольного возраста.

Завершаем эту часть занятия упражнениями обязательно стоя. Так мы проходим путь от младенца до ребёнка. Особое внимание я уделяю формированию пространственных представлений. Их не сформированность приводит к трудностям при обучении счёту, письму, рисованию, чтению. Система, которой я придерживаюсь, отражает формирование пространственных представлений в онтогенезе: от понимания схемы тела, через понимание положения своего тела в пространстве к "квазипространству". В этом блоке я использую такие упражнения, как "Весёлая зарядка", "Прищепки", "Моя рука, твоя рука".

Одна из любимых игр детей "Роботы". По сути это двигательный диктант в пространстве. Я прихожу в магазин и собираюсь купить Робота. Предварительно проверяю, как он работает: может ли правильно выполнять мои команды. Сколько радости в глазах детей, которые прошли испытания и верно выполнили все мои команды!
"Поиски клада" - ещё одна любимая игра детей. Предварительно мы учимся читать, рисовать карты. Освоив эти умения, мы отправляемся на поиски. Каждый ребёнок получает свою карту и - в путь. Иногда я озвучиваю карту, т.е. ребёнок двигается по моей команде. В конце пути, если не было ошибок, ребёнка ждёт или его друг (маленькая игрушка), или настоящий сюрприз.

Вторая часть занятия посвящена когнитивной коррекции. Это самая сложная часть работы, т.к. строится на основе данных диагностики, выявляющей сильные и слабые стороны ребёнка. Поэтому требуется максимально индивидуальный подход. Основой считаю работу над коррекцией свойств внимания и произвольной регуляции действий, поскольку они являются фундаментом всех психических функций. Здесь хорошо себя зарекомендовали такие упражнения, как традиционные корректурные пробы. Изюминка в том, что каждый ребёнок получает своё задание. Те дети, которым нужно поработать над концентрацией внимания зачёркивают на бланке один предмет. Те дети, которым нужно поработать над распределением внимания зачёркивают два знака различными способами. И совместно работаем над переключением внимания: вводится дополнительный сигнал, по которому дети меняют деятельность.

Ещё одна игра вызывает восторг и просьбы поиграть в неё ещё. Это - "Рыба, птица, зверь". Я быстро произношу слова считалки: "Рыба, птица, зверь….", на ком остановилась считалка, должен быстро назвать рыбу, птицу, или зверя, в зависимости от того, что ему выпало. Параллельно происходит расширение кругозора, обогащение словарного запаса. Одно из любимых нами упражнений "Солнышко, заборчик, камешки". Каждому слову соответствует определённое положение рук, после нескольких повторений вместе со мной, меняю правила: "Делай то, что видишь" или "Делай то, что слышишь", а сама намеренно делаю ошибки. Это упражнение великолепно работает на развитие произвольности деятельности и помогает преодолевать импульсивность.

Справиться с импульсивностью нам помогают так называемые "Стоп-игры". Суть их в том, что по определённому сигналу действие должно прекратиться. Например, мы договариваемся, что на один хлопок они идут по кругу, на два хлопка подпрыгивают. Или на два хлопка должны изменить направление движения. У нас накопился достаточный арсенал игр и упражнений, так что иногда позволяем себе даже выбор.

Практика работы с детьми подготовительной к школе группы показала, что использование нейропсихологического подхода в развивающей и коррекционной работе даёт положительные результаты. Воспитанники подготовительной группы показывают хорошие результаты в ежегодной районной диагностике готовности к школьному обучению.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль