Опыт использования фольклорного материала в процессее развития речи дошкольников

4355

Автор: Масалкина Т.Ф., воспитатель 1 категории, г. Сургут, МБДОУ №19 "Ручеек"

В последнее время у дошкольников возникают проблемы в развитие связной, интонационной, выразительной речи. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно в дошкольном детстве особо хорошо усваивается речь.

Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Изучение методической литературы, анализ проводимых наблюдений, комплексный метод диагностики речевого развития показал, что дети дошкольного возраста легко воспринимают разные формы фольклора. Поэтому мною было принято решение разработать и реализовать творческий проект «Развитие речи дошкольников посредством использования фольклорного материала». Актуальность моего творческого проекта в том, что знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие заклички, потешки, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают всё меньше обрядов, забывают песни, в том числе колыбельные. В наши дни это становится ещё актуальнее.

Отличительные особенности моего творческого проекта в том, что с помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. В работе с детьми, я широко использую произведения детского фольклора: на прогулке, во время игр, в режимных моментах, в ходе занятия эти произведения стали прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценки того, или иного вида деятельности. Использование в работе с детьми закличек, приговорок, потешек помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, начать комплексное обучение дошкольников родному языку. Пословицы и поговорки для работы с детьми выбираю такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы. Загадки использую для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Чтобы дети могли отгадывать загадки, организовываем цикл наблюдений за погодой, природой. Работу по ознакомлению с фольклором произвожу одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности. Значение детского фольклора в том, что он несёт в себе огромный воспитательный заряд.

Прибаутки, частушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитие человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и к своему народу. М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость. И печален жребий того, кому не дано его испытать. Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Поэтому потешки, заклички, приговорки, имеют большое значение в развитии ребёнка, в приобщение его к истокам родного, истинного, русского народного творчества. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. В своём творческом проекте для развития речи детей на разных этапах я использую разные формы фольклора. Например, в младших группах я использую потешки в процессе умывания, одевания, заклички использую как на занятиях, так и во время прогулки. В старшем дошкольном возрасте я применяю загадки, сказки, поговорки, пословицы, небылицы. В воспитании дошкольников я использую фольклор, который способствует формированию эмоционально – положительного отношения к миру как к «чуду», познавательному и речевому, развитию сенсорных способностей детей дошкольного возраста. Работая по творческому проекту «Развитие речи дошкольников посредством использования фольклорного материала», опираясь на методические пособия О.С. Ушакова, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич и др., я подтвердила следующие важные положения:

  • Первое - обогащение педагогического процесса фольклором, использование сценариев фольклорного праздника в ДОУ – действенный метод воспитания с первых лет жизни ребёнка.
  • Второе - фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.
  • Третье - детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности.

Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Мною по творческому проекту разработаны перспективные планы по работе с детьми и родителями, тематические родительские собрания: "Народные игры с использованием потешек"; "Играем в сказку", а так же творческие семейно – групповые проекты "Фольклор в повседневной жизни детей"; "Играем дома". Проводится большая работа с родителями: обрядовые праздники, посиделки. Родители принимают активное участие в оформлении "Русской избы" в мини выставочном зале ДОУ, что способствует осознание родителями важности сохранения народных традиций и культуры русского народа, для воспитания всесторонне развитой личности. Воспитания человека. любящего свою Родину.

Задачи углублённой работы с детьми на каждом этапе взаимосвязаны с задачами основной общеобразовательной программы ДОУ. Вариативная часть основной общеобразовательной программы, планируемая участниками общеобразовательного процесса строится на программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, Л.Д. Маханева. Связь заключается не только в выборе одинаковых средств (фольклорного материала), но и в постановке одних и тех же задач по развитию речи детей и по социально – нравственному воспитанию.

Для оценки результативности своей работы, эффективности использования приёмов и методов, оценки сформированности представлений разработаны диагностические методики на основе игр и занятий, рекомендованные для работы с детьми, предложенные авторами: М.А. Васильева "Программа воспитания и обучения в детском саду"; Ф.А. Сохина "Развитие речи детей". Результаты диагностических исследований показали, что уровень речевой активности у детей повысился, речь детей становится яркой, выразительной, эмоциональной. К сожалению, родители в наше время из – за сложных социальных условий, в силу занятости мало разговаривают с детьми, читают им сказки на ночь, забываю о том, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Дети больше времени проводят за компьютером, либо у телевизора, что тоже негативно сказывается на его речи. Поэтому, считаю, что тема моего творческого проекта очень актуальна. Интересная и нужная для развития речи детей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль