Опыт использования фольклорного материала в процессее развития речи дошкольников

4364

Автор: Масалкина Т.Ф., воспитатель 1 категории, г. Сургут, МБДОУ №19 "Ручеек"

В последнее время у дошкольников возникают проблемы в развитие связной, интонационной, выразительной речи. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно в дошкольном детстве особо хорошо усваивается речь.

Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Изучение методической литературы, анализ проводимых наблюдений, комплексный метод диагностики речевого развития показал, что дети дошкольного возраста легко воспринимают разные формы фольклора. Поэтому мною было принято решение разработать и реализовать творческий проект «Развитие речи дошкольников посредством использования фольклорного материала». Актуальность моего творческого проекта в том, что знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие заклички, потешки, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают всё меньше обрядов, забывают песни, в том числе колыбельные. В наши дни это становится ещё актуальнее.

Отличительные особенности моего творческого проекта в том, что с помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. В работе с детьми, я широко использую произведения детского фольклора: на прогулке, во время игр, в режимных моментах, в ходе занятия эти произведения стали прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценки того, или иного вида деятельности. Использование в работе с детьми закличек, приговорок, потешек помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, начать комплексное обучение дошкольников родному языку. Пословицы и поговорки для работы с детьми выбираю такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы. Загадки использую для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Чтобы дети могли отгадывать загадки, организовываем цикл наблюдений за погодой, природой. Работу по ознакомлению с фольклором произвожу одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности. Значение детского фольклора в том, что он несёт в себе огромный воспитательный заряд.

Прибаутки, частушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитие человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и к своему народу. М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость. И печален жребий того, кому не дано его испытать. Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Поэтому потешки, заклички, приговорки, имеют большое значение в развитии ребёнка, в приобщение его к истокам родного, истинного, русского народного творчества. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. В своём творческом проекте для развития речи детей на разных этапах я использую разные формы фольклора. Например, в младших группах я использую потешки в процессе умывания, одевания, заклички использую как на занятиях, так и во время прогулки. В старшем дошкольном возрасте я применяю загадки, сказки, поговорки, пословицы, небылицы. В воспитании дошкольников я использую фольклор, который способствует формированию эмоционально – положительного отношения к миру как к «чуду», познавательному и речевому, развитию сенсорных способностей детей дошкольного возраста. Работая по творческому проекту «Развитие речи дошкольников посредством использования фольклорного материала», опираясь на методические пособия О.С. Ушакова, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич и др., я подтвердила следующие важные положения:

  • Первое - обогащение педагогического процесса фольклором, использование сценариев фольклорного праздника в ДОУ – действенный метод воспитания с первых лет жизни ребёнка.
  • Второе - фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.
  • Третье - детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности.

Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Мною по творческому проекту разработаны перспективные планы по работе с детьми и родителями, тематические родительские собрания: "Народные игры с использованием потешек"; "Играем в сказку", а так же творческие семейно – групповые проекты "Фольклор в повседневной жизни детей"; "Играем дома". Проводится большая работа с родителями: обрядовые праздники, посиделки. Родители принимают активное участие в оформлении "Русской избы" в мини выставочном зале ДОУ, что способствует осознание родителями важности сохранения народных традиций и культуры русского народа, для воспитания всесторонне развитой личности. Воспитания человека. любящего свою Родину.

Задачи углублённой работы с детьми на каждом этапе взаимосвязаны с задачами основной общеобразовательной программы ДОУ. Вариативная часть основной общеобразовательной программы, планируемая участниками общеобразовательного процесса строится на программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, Л.Д. Маханева. Связь заключается не только в выборе одинаковых средств (фольклорного материала), но и в постановке одних и тех же задач по развитию речи детей и по социально – нравственному воспитанию.

Для оценки результативности своей работы, эффективности использования приёмов и методов, оценки сформированности представлений разработаны диагностические методики на основе игр и занятий, рекомендованные для работы с детьми, предложенные авторами: М.А. Васильева "Программа воспитания и обучения в детском саду"; Ф.А. Сохина "Развитие речи детей". Результаты диагностических исследований показали, что уровень речевой активности у детей повысился, речь детей становится яркой, выразительной, эмоциональной. К сожалению, родители в наше время из – за сложных социальных условий, в силу занятости мало разговаривают с детьми, читают им сказки на ночь, забываю о том, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Дети больше времени проводят за компьютером, либо у телевизора, что тоже негативно сказывается на его речи. Поэтому, считаю, что тема моего творческого проекта очень актуальна. Интересная и нужная для развития речи детей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль