Математическая игротека как средство развития самостоятельности и логического мышления детей старшего дошкольного возраста

4849

Автор: Васильева Светлана Алексеевна, воспитатель МАДОУ детский сад № 19 г. Боровичи Новгородской области, высшая квалификационная категория.Математическое образование в дошкольные годы связано с формированием элементарных математических представлений, с сенсорным и умственным развитием. Своевременному и полноценному освоению математического содержания способствует расширение кругозора, речевое развитие, интерес к окружающему и появление любознательности, инициативности, самостоятельности и многих других качеств.

Для математического развития чрезвычайно важным является именно оперирование полученными знаниями и навыками в игровой, продуктивной, познавательной деятельности в житейских ситуациях. Это актуализирует сложившиеся представления, т.е. делает их значимыми, необходимыми, полезными самому ребенку.

Я считаю, что задача педагогов и родителей - дать ребенку почувствовать, что он справится, что он сможет усвоить и частные понятия, и общие закономерности, а главное - ребенок должен испытать радость достижения цели.

Главным и эффективным средством в решении  этой задачи может и должна стать игра. Однако эффективным это средство становится в том случае, если используется "в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах».
Программа "Из детства – в отрочество" Т.Н. Дороновой рекомендует создание со средней группы "Математической игротеки». Автор методического пособия "Дошкольник изучает математику" Т.И. Ерофеева пишет, что "Математическая игротека" позволяет приобщаться игровому взаимодействию с дошкольниками, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

В пособии даны общие рекомендации по организации "Математической игротеки", описаны отдельные формы работы. Авторами предлагается пополнение игротеки играми, которые используются на занятии, приносят сами дети.

Я решила шире использовать возможности математической игры в организации работы "Математической игротеки".

При создании Математической игротеки я перед собой ставила цели: закрепление математических представлений и умений дошкольника, создание условий для непринужденного познавательного общения с родителями и другими близкими, сверстниками и педагогом.

Для математической игротеки мною была создана развивающая среда:

  • выделено место для хранения математических игр, оборудование для измерений, взвешиваний, ориентировки в пространстве, времени и т.д. в групповой комнате;
  • оборудовано место для самостоятельных и совместных игр детей в группе;
  • оборудован уголок для "Математической игротеки" в раздевальной комнате;
  • собраны игры и предметы для их организации по направлениям:
  1. количество и счет
  2. величина
  3. геометрические фигуры
  4. ориентировка в пространстве
  5. ориентировка во времени
  6. интеллектуальные игры
  • заведены карточки учета взятых на дом игр
  • создана картотека игр-заданий на внимание, сообразительность, логическое мышление;
  • не менее 2 раз в неделю вносятся новые игры или игровые задания.

Очень важно создавать во время игр непринужденную атмосферу, предоставлять право выбора партнера, задания, материалов, только тогда у детей развивается инициатива, самостоятельность, познавательная активность. Но в тоже время педагогу необходимо уметь наблюдать за развитием игры, направлять игровой сеанс для дошкольников в нужное русло, поддерживать сотрудничество, заботиться об обогащении игр, усложнении задания, введении вариативности.

Задания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче. В игре дети выступают в роли ведущего, учатся формулировать задания и контролировать их выполнение другими детьми. У них формируется умение планировать свою деятельность, сопровождать речью свои действия, объяснять партнерам порядок и условия выполнения задания.

В игре происходит взаимообучение, которое становится естественным и непринужденным. В игре ребенок попеременно выполняет разные роли: организатора, «наставника», объясняющего условие и правила игры, контролирующего их выполнение, или ученика, стремящегося быстро и верно выполнить задание. Таким образом, происходит социальное развитие детей. Принятие игровой роли и выполнение функций в соответствии с ней весьма полезно для дошкольников.

Я беседую с родителями о возможности игровой деятельности в домашних условиях. Хорошо, если родители или другие близкие становятся равноправными партнерами по игре. Ребенок, передавая им правила игры, выбирая тип задания, не только совершенствует объяснительную речь, но и сам лучше начинает осознавать математические понятия, прослеживать зависимости.

Алгоритм организации работы "Математической игротеки"

1. Знакомство с новой игрой, с правилами.
В совместной деятельности педагога с детьми происходит знакомство с новой игрой, показ способов, объяснение правил. По традиции «Игра в гости к нам» дети по очереди приносят в детский сад какую-либо игру, связанную с математикой. Ребенок объясняет правила игры, становится на некоторое время в центре внимания своих сверстников. Сменяемость игр позволяет разнообразить математическую игротеку, и постоянно поддерживать интерес детей к ней.

2. Организация совместных игр детей с педагогом.
На этом этапе педагог становится участником игры, оказывает помощь, поддержку.

3.Самостоятельная организация игры в свободное время.
Дети самостоятельно организуют игру в свободное время индивидуально, объединяются парами, малыми группами в зависимости от игры, от общих интересов. В игре дети выступают в роли ведущего, учатся формулировать задания и контролировать их выполнение другими детьми.

4. Игра на дом. Игротека выходит за пределы детского сада.
Эту традицию предложили авторы программы. Я ее несколько изменила. В раздевальной комнате выделено место под игротеку, где собраны игры, с которыми дети хорошо знакомы, знают правила и могут брать домой. Родители заполняют именную карточку: дату, когда взяли игру, название игры, ставят подпись. Дома у ребенка появляется возможность показать близким свои достижения в игре, отремонтировать или пополнить игровой наглядный материал.

5. Самостоятельное придумывание игр. Дети могут и умеют сами придумывать игры, усложняя правила игры, изменяя их, дополняя, продолжая. Эти игры поощряются особенно, так как каждый ребенок в этот момент становится в центре внимания. Каждая игра представляет возможность над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. И этой возможность надо широко пользоваться, привлекая к созданию новых и новых вариантов игры самих ребят. В некоторых играх такая вариативность заданий заранее предусмотрена, поэтому дети, играя в такие игры, осознают, что в одну и ту же игру можно играть по-разному. Создавая свой вариант игры, они начинают проявлять творчество, каждый на своем уровне придумывать задание.

Критерии оценки развития дошкольников через "Математическую игротеку". Дети к концу года научатся:

  • выбирать по интересам игру;
  • объяснять правила игры родителям, товарищам;
  • научатся обобщать понятия, систематизировать представления;
  • доказывать стою точку зрения;
  • систематизировать элементы познавательного, учебного и игрового общения;
  • самостоятельно создавать математическую игру для старшего дошкольного возраста на своем уровне развития.

В начале и в конце учебного года, наблюдая за детьми, я отмечала в карте умения и достижения детей:

  • как ребенок может выбирать игру самостоятельно или ждет подсказки, присоединяется к другим детям, действует как все.
  • может ли объяснить правила игры или затрудняется;
  • может ли доказывать свою точку зрения, /почему это лишняя фигура, какая закономерность в ряду/ или затрудняется /нужна подсказка/;
  • может ли перенести знания в игровую ситуацию, сотрудничать в игре или имеются какие-либо проблемы у ребенка;
  • может ли самостоятельно придумать элемент игры или пока только может действовать по образцу.

Цветовое обозначение: красным цветом отмечаю полную самостоятельность ребенка, зеленым цветом закрашиваю квадрат, если ребенок испытывает трудности, но при незначительной помощи справляется с заданием, синим цветом отмечаю несамостоятельность ребенка.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль