Программа "Творческая деятельность как средство развития эмоциональных состояний у старших дошкольников"

6585

Автор: Четверухина Светлана Валерьевна воспитатель (детский сад "Тополек" , Новосибирская обл.).Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Советские психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец) считают, что эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм и идеалов.

Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества.

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа "Я", эмоциональной сферы, вербализации эмоциональных состояний, нравственных ценностей и установок.

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Дошкольники в ряде случаев нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам не потому, что не знают эти правила или не хотят их выполнить, а потому что они не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы.

Решающая роль в становлении эмоциональной отзывчивости принадлежит конкретным социальным условиям, в которых живет и воспитывается ребенок, и тому широкому практическому опыту, который он приобретает в этих условиях. Особое место в развитии способности понимать другого человека принадлежит разным видам детской творческой деятельности. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и "в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые".

Формирование эмоций и чувств, развитие понимания и вербализация эмоциональных состояний детьми старшего дошкольного возраста должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере, повышается уровень понимания детьми эмоциональных состояний, что выражается в умении правильно реагировать на эмоциональные состояния окружающих, проявлять эмпатию, у ребёнка меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать. Действенным средством для этого является творческая деятельность (на материале сказок).Программа Цель программы: развитие у старших дошкольников навыков осознания и вербального выражения собственных эмоциональных состояний и умение понимать эмоциональные состояния окружающих.Задачи программы:

  • Развивать представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.
  • Развивать умение вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание.
  • Перенести полученные этические представления, которые дети приобретут в процессе работы над сказками, в жизнь и деятельность.
  • Совершенствовать у детей умение жалеть, защищать, помогать и поддерживать доброжелательную атмосферу в группе.

Принципы построения программы:

  • Принцип системности. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
  • Принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
  • Принцип адекватности требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.
  • Принцип постепенности и системности, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  • Принцип индивидуализации темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
  • Принцип коммуникативности. Обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.
  • Принцип коллективизма. Создаются условия для активной работы всех детей группы.
  • Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.
  • Принцип развивающего обучения. Учет зоны ближайшего развития.
  • Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекция проводится на основе результатов проведённой диагностики.

Структура программы:
Разрабатывая программу по данной теме, я учитывала, что дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа сказок. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому мы включаем ребенка в различные виды творческой деятельности и использовали следующий пошаговый алгоритм работы над сказками.

  1. Ритуал "входа" в сказку.
  2. Беседа о прочитанном.
  3. Рассматривание иллюстраций.
  4. Игры-беседы детей с персонажами.
  5. Этюды на выражение эмоций у детей.
  6. Игры-драматизации по содержанию сказок.
  7. Рисование на сюжет сказки.
  8. Ритуал "выхода" из сказки.
  9. Установление связи между идей сказки и жизненным опытом детей.

Рассмотрим условия реализации данного алгоритма

Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, был использован ритуал вхождения в Волшебную Страну. Каждое занятие программы начинается приветствием друг друга улыбкой. Тем самым ребята настраиваются на положительную эмоциональную атмосферу внутри группы. В течение каждого занятия я наблюдала за динамикой эмоционального состояния детей.

Главное условие воздействия сказки на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания сказки. Одного лишь прочтения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане.

Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения сказки я проводила беседы с детьми по осмыслению прочитанного. Тщательно продумывая вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.

Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.

При работе над сказками очень мы использовали, прием игры-беседы с персонажами сказок. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание сказки, то, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.

Для углубленного понимания детьми эмоциональных состояний персонажей и подготовки к проведению игр-драматизаций проводилась работа над этюдами, предложенными в книге М.И. Чистяковой "Психогимнастика". Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а так же ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений.

Следующий этап в работе над сказкой — это игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.

Практически каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка, который является итогом работы, своеобразной рефлексией и объединяет в себе все впечатления, полученные в ходе занятий. Заканчивается каждое занятие традиционными прощаниями, предложенными в книге Н.И. Монаковой "Путешествие с гномом".
Как этап закрепления работы над сказками, включается процесс переноса ситуаций из сказок в жизнь детей группы. Представления, полученные детьми из сказочных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активное, чтобы оно в свою очередь побудило импульс к внутреннему содействию. Необходимо создать условия (игровые или жизненные), в которых это внутреннее содействие могло бы реализоваться.Организация работы:
Программа рассчитана на 10 занятий, проводимых 2 раза в неделю.
Длительность одного занятия 30 минут, форма работы групповая.

№ Занятия,
Название

Задачи занятия

Вводный этап

Основной этап

1. Вводное занятие

-Создать настрой на совместную работу,
-дать детям понятие о настроении, о том, что  оно бывает разное, учить замечать, какое настроение у друзей,
-познакомить детей с набором  пиктограмм, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике.
 

 
Иллюстрации: подборка "Разное настроение", художественное слово, вопросы,
 
 

Игра: "Какое настроение",
 
 
Беседа о
Настроении,
Беседа:"Эти рожицы странные"

2.Прослушивание пьесы П.И. Чайковского "Новая кукла"

-Познакомить детей с эмоцией: радость,
-учить понимать свои чувства и чувства других людей,
-продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения,
развивать эмпатию.

Упр. "Страна радости",
 
Игра  "Я радуюсь, когда….",

Вопросы к детям:
Повторное прослушивание музыкального произведения,

Беседа

Ответы детей на вопросы

 

3.Чтение  сказки "Цветик – семицветик"

-Тренировка радостных эмоций,
Развивать умение понимать свое внутреннее состояние,
Расширять представления детей о поступках  которые приносят радость,
Воспитывать такие чувства, как сопереживание, желание помочь своим друзьям.

Разминка,
 
Упр.: "Моя улыбка похожа на…",
Упр. "Вспоминали"

Чтение  сказки,
 
Беседа по сказке "Цветик – семицветик"
 

4. Чтение сказки
"Золушка"

- Расширять представление детей об эмоции "грусть"и ее графическом изображении, формировать умение выражать свои эмоции.

Упр. "Страна грусти",
Игра  "Я грущу, когда…"

Беседа,
Драматизация отрывка из сказки

5.Чтение  сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Султане..."

Расширять представление детей об эмоции: "удивление",
Снятие психомышечного напряжения, развивать воображение.

Упр. "Страна удивления", чтение части стихотворения  "Человек рассеянный",
Психогимнастическое  упр.

Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Султане...",
 
Беседа, Игра  "Фантазии"

 6.Чтение произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр"
 
Сказка "Три медведя"

-Познакомить детей с эмоцией: "гнев, злость",
-Способствовать проявлению эмоции социально приемлемыми способами, ослабление агрессивного поведения, учить детей анализировать свою агрессивность и устранять её через игру и позитивное поведение.

 
Чтение отрывка из произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр",
 
Упр. "Страна злости",
Упр. "Шкала злости",

Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого "Три медведя",
Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились
 
 

7.Чтение сказки С. Михалкова "Три поросенка"

-Расширить представление детей об эмоции: "страх",
-Формировать умения выражать эмоцию страха, проговаривая характерные детали этого чувства;
-Знакомить со способами избавления от страха

 
Упр. "Страх - это…",
Игра "Гуси-лебеди",
 

Чтение сказки С. Михалкова "Три поросенка",
Беседа,
Драматизация отрывка из сказки,
Упражнение "Найди пиктограмму"

8.Чтение
сказки "Кукушка".
 

Познакомит детей с эмоцией: "сопереживание",
Формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов;
Желание помочь чужому горю, развивать умение работать с эмоциональными шаблонами.

Приветствие,
 
Беседа по сказки "Кукушка" с использованием эмпатических пиктограмм,
 
 

Проводится игра-драматизация "Скажи ласково о маме",
 
Выучить с детьми пословицы,
 
Загадать загадки

9.Чтение сказки "Дюймовочка"

Учить детей высказывать свое мнение, обосновывать его, различать добро и зло,
стараться понимать эмоциональное состояние героев, переживать и радоваться вместе с ними

  Приветствие,
 
Беседа по сказки "Дюймовочка"

Разучивание пословицы, объяснить смысл.

10. Развлечение "Страна сказок"

закрепить полученные знания об эмоциях,
продолжить развитие способности чувствовать настроение в  музыке,
развивать эмпатию

Рассказ о путешествии по стране сказок
 

Домик с пиктограммамиэмоций. Дети называют эмоцию

 

Занятия на развитие эмоциональных состояний (два из десяти)

Занятие № 1. Беседа о настроении

Задачи:
-Создать настрой на совместную работу,
-дать детям понятие о настроении, о том, что оно бывает разное, учить замечать, какое настроение у друзей,
-познакомить детей с набором пиктограмм, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике.

Вводная часть:
Упражнение "Зеркало": Дети садятся на стулья. Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: "Здравствуй, это я!"

Ход беседы. Воспитатель читает:
"Если ветер крыши рвет,
Если град загрохотал, —
Каждый знает – это вот
Для прогулок плохо.

Дождь поплакал и прошел,
Солнце в целом свете.
Это очень хорошо
И большим и детям."

Воспитатель предлагает подобрать иллюстрации к данным четверостишьям.
— Почему вы подобрали эту картинку к данному четверостишью?
— Чему радуются дети?
— Какое у них настроение?
— Когда бывает у вас хорошее настроение?
— Какую картинку вы подобрали к следующему четверостишью?
— Какие краски использовал художник, когда рисовал эту картинку?
— Почему грустят дети?
— Какое настроение у детей?
— Почему у людей бывает плохое настроение?
— Послушайте, что случилось однажды с Таней: "Было лето. Мама с Таней идут в детский сад. У Тани хорошее настроение, она идет в красивой цветастой юбке. Навстречу ехал Сережа на велосипеде. На тротуаре была большая лужа. Мальчик с шумом промчался мимо. Брызги испачкали
Танину юбку. Девочке пришлось вернуться домой и переодеться. В садик она пришла грустная."
— Почему у Тани было хорошее настроение?
— С каким настроением Таня пришла в детский садик, почему?
— Как помочь Тане, как ее развеселить? (Пожалеть, принять в игру, подарить рисунки, посмотреть вместе любимую книжку.)
— Плохое настроение всегда можно исправить, если отнестись к человеку по-доброму, с вниманием.
— Бывает ли, что кто-то из вас приходит в детский сад с плохим настроением?
— Как относятся ваши друзья к этому?
Предложить игру: "Какое настроение".
— Покажите, с каким настроением Таня вышла из дома.
— С каким пришла в детский сад?
— Ребята, чтобы быстро отобразить настроение людей, придумали рисовать вот такие смешные рожицы. Они называются пиктограммы.
— На что похожи эти палочки, дуги? (На глаза, нос, рот.)
Рассмотреть подробно положение глаз, рта, где линии похожи на улыбку, где – нет и т.п.
Предложить игру "назови словом".
Показывается пиктограмма.
Определить настроение (радость, грусть, удивление).Занятие № 2. Радость.
Задачи:
-Познакомить детей с эмоцией: "радость"
-учить понимать свои чувства и чувства других людей,
-продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения, развивать эмпатию.
Вводная часть:
Упражнение "Зеркало"
Дети садятся на стулья. Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: "Здравствуй, это я!"
Игра "Я радуюсь, когда…"
Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит: «(Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?"
Прослушивание пьесы П.И. Чайковского "Новая кукла"
1. Основная часть:
Вопросы к детям:
- О чем вы думали, когда слушали музыку?
- Чтоони чувствовали?
- Что хочется делать под такую музыку?
Повторное прослушивание музыкального произведения
Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.
Беседа:
Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.
2. Заключительная часть:
Рисование на тему "Радость"
Предложить желающим рассказать о своем рисунке. Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.
Ответы детей на вопрос:
– Что такое радость?
Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:
– Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех.
– Радость – это когда праздник.
– Радость – когда никто не плачет. Ни один человек.
– Радость – когда нет войны.
– У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.
– Радость – это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»
(М. Потоцкая «Что такое радость»)
Хоровод:
Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать...» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).Литература:

  1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2003. -200с.
  2. Зинкевич-Евстигеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2006. – 316 с. – (Мастерская психологии и психотерапии).
  3. Зинкевич-Евстигеева Т.Д. Основы сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2006. – 170 с: ил.
  4. Зинкевич-Евстигеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками Т.Д.
  5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генез, 2010. 5-е изд.- 208с., ил.
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
  7. Монакова Н.И. «Путешествие с гномом». Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб.: Речь, 2008 – 128 с.
  8. Чистякова М. И. Психогимнастика. Просвещение, 1992 г.- 98с.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль