Социально-психологическое проектирование в деятельности педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС

7303
Начало см.: Справочник педагога-психолога. Школа. № 9. С. 4-9.


Авторы:
Г.В. Никифорова, начальник отдела Центра
А.В. Крупенина, канд. психол. наук, начальник отдела Центра
И.В. Нестеренко-Костенко, канд. экон. наук, методист Центра
Цель блока социально-психологического проектирования деятельности педагога-психолога - разработка и реализация психологических методов и приемов, обеспечивающих формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся, которые рассматриваются как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия развиваются в процессе учебной деятельности при условии правильной его организации. Это дает основания полагать, что работа педагога-психолога по формированию универсальных учебных действий является вспомогательной по отношению к работе учителя и направлена, прежде всего, на психологическое сопровождение педагогического процесса. Однако это ни в коем случае не подразумевает второстепенности работы педагога-психолога.

Блок социально-психологического проектирования реализуется, с нашей точки зрения, по двум основным векторам:

  • создание развивающей социально-педагогической среды, обеспечивающей развитие универсальных учебных действий;
  • непосредственная психологическая работа с обучающимися по развитию универсальных учебных действий.

Первое направление подразумевает, с одной стороны, участие психолога в формировании предметной развивающей среды, функционально моделирующей содержание развития каждого ребенка и обеспечивающей соответствие основных ее элементов потребностям, определяемым зоной ближайшего развития ребенка. Эта среда сама по себе служит носителем культурных, нравственных, гражданских традиций. К сожалению, на сегодняшний день в силу разных причин эта деятельность в психологической сфере представлена крайне скудно, особенно в работе психологов, обеспечивающих сопровождение среднего и старшего звена обучения.

С другой стороны, невозможно исключить из модели "развивающей среды" окружение ребенка, прежде всего взрослых, непосредственно взаимодействующих с ним, - педагогов основного и дополнительного образования (в широком смысле), в том числе и педагога-психолога. Работа психолога в этой области - преимущественно просветительская и консультативная, направленная на формирование психологической компетентности участников образовательного процесса.

Весьма востребованной может оказаться такая новая форма работы, как занятия по формированию способности педагогов к развитию ключевых образовательных компетенций обучающихся. Однако необходимость данной работы обнажает две проблемные зоны: отсутствие программ, которые обеспечивали бы ее реализацию, и недостаточная компетентность самого психолога. Это ставит новые задачи перед методической службой психологического обеспечения.

Особую актуальность в условиях внедрения ФГОС приобретает использование в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса ресурсов дополнительного образования. Согласно ФГОС, внеурочная деятельность - это важная составляющая реализации основной образовательной программы. К сожалению, эту область практически не задействуют школьные педагоги-психологи в своей работе. Большинство из них не только не используют данный ресурс, но даже просто не знают, какие внеурочные мероприятия проводятся в образовательном учреждении. Включение педагога-психолога во внеурочную деятельность позволяет осуществлять разнообразные формы психологического сопровождения учебного процесса на основе полипрофессионального взаимодействия. Психологическое сопровождение может реализовываться также и на этапе выбора форм внеурочной деятельности, опираясь не только на желания родителей или ребенка, но и на объективно выявленные потребности его развития.

Непосредственная психологическая работа с обучающимися по совершенствованию универсальных учебных действий должна проводиться на основе психолого-педагогических развивающих программ. К сожалению, в настоящее время Служба практической психологии образования не имеет разработанных и рекомендованных психологических программ, обеспечивающих реализацию ФГОС. Создание и сертификация такого рода программ - одна из важнейших задач методической службы в ближайшее время.
Поэтому в рамках данной модели важно определить возможность использования уже существующих развивающих и психопрофилактических, а также профориентационных программ. Остановимся на данном вопросе подробнее.

Во-первых, возможна реализация психологических программ, обеспечивающих условия для формирования универсальных учебных действий: это различного рода профилактические программы по адаптации, социализации, в старших классах - профориентации. В условиях внедрения ФГОС их проведение должно составлять значительную часть работы психолога.

Во-вторых, существующие психологические программы могут способствовать развитию таких психических свойств и качеств школьников, которые обеспечивают успешное формирование универсальных учебных действий.

Прежде всего, это программы:

  • эмоционального развития (понимание эмоций, умение распознавать, адекватно выражать эмоции и воспринимать эмоции других);
  • сохранения психического и психологического здоровья; знакомящие ребенка с его собственным психологическим миром.
  • знакомящие ребенка с его собственным психологическим миром. Направленные на самопознание, они служат базой для формирования "Я-концепции", рефлексии, эмпатии, профилактики нарушений психического здоровья, регуляции поведения;
  • психолого-педагогического сопровождения проектной и исследовательской деятельности.

 
В-третьих, существующие психологические программы могут ложиться в основу программ развития универсальных учебных действий при условии их доработки.

Блок социально-психологического проектирования включает консультативную, просветительскую, профилактическую, развивающую работу с обучающимися, родителями, педагогами.

В организационном плане основанием для реализации данного блока в рамках модели выступают:

  • результаты диагностических исследований;
  • психологическое прогнозирование;
  • административные решения.

Работа по социально-психологическому проектированию и моделированию, являясь в том числе следствием диагностико-прогностической деятельности педагога-психолога, в свою очередь, может переходить как в область реализации коррекционного блока психологической работы (если недостаточный уровень развития универсальных учебных действий обусловлен психическими особенностями ребенка), так и в область реализации экспертно-аналитического блока (если есть основания полагать, что неуспешность формирования универсальных учебных действий связана с особенностями социально-педагогической среды).

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль