Проект "Цветознайка"

2011

Автор: Закамская Ирина Аркадьевна, учитель-логопед МДОУ №1 с. Помары (Республика Марий Эл)

Цвет — один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а так же их сочетаний и оттенков. (Толковый словарь, Ожегов). Наука цветоведение состоит из нескольких разделов. Один из них близко соприкасается с областью физики, в других исследуется классификация цветов и устанавливаются наши зрительные восприятия, в третьих — разрабатываются законы цветовой гармонии. Цвет является одним из объективных свойств окружающей нас действительности. Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений.

Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последо­вательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ре­бенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года нормально развивающиеся дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Дети с общим недоразвитием речи, как отмечают авторы книги "Преодоле­ние общего недоразвития речи у дошкольников", "испытывают неко­торые трудности в определении цвета предметов". Этот вывод под­тверждается наблюдениями логопедов-практиков, работающих с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цве­тов спектра основными (вместо оранжевого — красный, желтый, вместо фиолетового — голубой, синий и т. п.), причем перенос этот не яв­ляется стойким.

Малонасыщенные цвета эти дети часто называют "белыми": недо­статочное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их назы­вание. Если дети с нормально развитой речью в шестилетнем возрасте свободно используют слова-определения "зеленоватый', "светло-жел­тый", "голубой" и т. п., то дети с общим недоразвитием речи такими определениями не владеют. Четырехлетние малыши, поступающие в группы для детей с общим недоразвитием речи, часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

Все это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недо­развитием речи, необходимо проводить специальную работу по разви­тию цветовосприятия и цветоразличения.

"Разноцветные сказки" дарят детям яркие образы; красочные ил­люстрации доставляют им радость, помогают воспитанию художественного вкуса.

В данной работе представлен проект по цветосприятию и цветоразличению "Цветознайка".

Проблема: Четырехлетние малыши, поступающие в группы для детей с общим недоразвитием речи, часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

С детьми, страдающими общим недо­развитием речи, необходимо проводить специальную работу по разви­тию цветовосприятия и цветоразличения, для чего и предназначена проектная деятельность с дошкольниками с ОНР.

Идея: Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Особенности проекта:

  • по составу участников: детско-взрослый;
  • по виду: творческий;
  • по типу: познавательно-развивающий;
  • по сроку реализации: долгосрочный;

Участники проекта:

  • дети;
  • воспитатели;
  • учитель-логопед;
  • родители;

Цель проекта: Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве.

Задачи проекта:

  • Закрепить знания детей о фиолетовом, голубом, крас­ном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах;
  • уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей названиями цветов и оттенков, развивать связную речь, ее выразительность;
  • упражнять детей в согласовании прилагатель­ных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже.
  • увеличить степень участия родителей в развитии речи дошкольников с ОНР

Организация деятельности над проектом.

1. Деятельность педагогов.

  • подготовка методических и дидактических материалов;
  • проведение интересных занятий;
  • отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы;
  • довести до родителей важное значение работы над цветоразличением и цветовосприятием;

2. Деятельность детей.

  • участие в занятиях, заучивание стихов, загадок о различных цветах, предложенных логопедом;
  • рисование на свободную тему после занятий;
  • различные игры с использованием цветов;

3. Деятельность родителей.

  • участие во всех мероприятиях организуемых в группе по данной теме;
  • выполнение домашних заданий предложенных логопедом.

План работы в средней группе  (осуществлено в 2010-2011 уч.г.)


 
Мероприятия
 
Дата
 
Ответсвенный
1 Комплексное занятие по подгруппам "Желтая сказка"

Цели.
Закрепление представления о желтом цвете, обучение ис­пользованию прилагательного желтый в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, мелкой и артикуляционной мотори­ки. Воспитание продолжительного выдоха. Воспитание элементов творчества, бережного отношения к природе
 

  5 октября

 

  Логопед

2 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях.
  1. Загадки и стихи о желтом цвете.
  2. Словесные игры "Придумай слова для желтого цвета"
  3. Чтение Зиедониес И. "Жёлтая сказка"
 

с 5-8 октября

 

Воспитатели

3 Закрепление родителями дома
  1. Побеседуйте с ребенком о сказке, в которой он побывал.
  2. Пусть ребенок самостоятельно нарисует и рас­красит солнышко.
  3. Помогите малышу вспомнить, какие еще пред­ меты бывают желтыми. Пусть он проговорит: желтый лимон, желтая репка, желтые звезды и т. п.
 

с 5-8 октября

 

Родители

4 Комплексное занятие по подгруппам «Зеленая сказка»

Цели.
Закрепление представления о зеленом цвете; обогащение словаря прилагательными зеленый, зеленая, зеленые. Обучение со­гласованию данных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление дифференциации желтого и зеленого цветов. Развитие зрительного и слухового внимания, мелкой и ар­тикуляционной моторики, координации слова с движением. Воспи­тание элементов воображения, бережного отношения к природе
 

  9 ноября

 

  Логопед

5 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о зеленом цвете.
  2. Словесные игры "Что на земле зеленого цвета"

 

 с  9- 12 ноября

 

  Воспитатели

6 Закрепление родителями дома
  1. Побеседуйте с ребенком о сказке, с которой он сегодня познакомился. Отработайте словосочетания: зеленый лес, зеленая трава, зеленые деревья и т.п.
  2. Помогите ребенку нарисовать зеленый листик, а раскрасит его малыш самостоятельно.

 

  с  9- 12 ноября

 

  Родители

7 Комплексное занятие по подгруппам  "Красная сказка"

Цели.
Закрепление представления о красном цвете, обучение использованию в речи прилагательных красный, красная, красное, красные. Обучение согласованию данных прилагательных с суще­ствительными в роде, числе, падеже. Закрепление дифференциации желтого, зеленого и красного цветов, знания правил дорожного движения. Развитие слухового и зрительного внимания, мелкой мо­торики, артикуляционной моторики, координации слова с движе­нием. Воспитание бережного отношения к природе, элементов творчества
 

7 декабря

 

Логопед

8 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о зеленом цвете.
  2. Словесные игры "Самый красивый цвет"
  3. Дидактические игры "Цветовое лото"
 

с 7-10 декабря

 

Воспитатели

9 Закрепление родителями дома
  1. Побеседуйте с ребенком о сказке,  по которой мы путешествовали сегодня (Отрабатываем   словосочетания:   красный  мухомор, красная земляника.)
  2.  Помогите ребенку вспомнить, какие фрукты и овощи бывают красными.
  3. Помогите ребенку сделать аппликацию красного мухомора.
 

 с 7-10 декабря

 

  Родители

10 Комплексное занятие по подгруппам «Синяя сказка»

Цели.
Закрепление представления о синем цвете, обучение ис­пользованию в речи прилагательных синий, синяя, синие, синее. Согласование данных прилагательных в роде, числе, падеже с су­ществительными. Развитие интонационной выразительности речи, координации слова с движением, слухового внимания. Воспитание продолжительного выдоха
 

21 декабря

 

  Логопед

11 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о синем  цвете.
  2. Словесные игры "Что на земле синего цвета"
  3. Дидактические игры "Цвета"
 

 
с 21-24 декабря

 

  Воспитатели

12 Закрепление родителями дома
  1. Побеседуйте с ребенком о сказке,  по которой мы путешествовали сегодня.  Отрабатываем  словосочетания:  синее  море,  синяя лодочка, синий ручей, синий камешек.)
  2. Помогите ребенку  вспомнить,  что еще бывает синим (синие сливы, синие васильки, синие подснеж­ники).
  3. Пусть ребенок сам нарисует и раскрасит синийкамешек, другие предметы синего цвета.
 

с 21-24 декабря

 

Родители

13 Комплексное занятие по подгруппам "Белая сказка"

Цели.
Закрепление представления о белом цвете. Обучение со­гласованию прилагательного белый с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление умения отличать белый цвет от других цветов. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, ко­ординации слова с движением. Воспитание длительного плавного выдоха. Развитие слухового внимания, элементов творческого вооб­ражения.
 

 
1 февраля

 

 
Логопед

14 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о белом цвете.
  2. Словесные игры "Сочини сказку про цвета"
  3. Чтение Зиедониес И. "Жёлтая сказка"
 

с 1-4  февраля

 

Воспитатели

15 Закрепление родителями дома
  1. Задайте ребенку вопросы по «Белой сказке». Отрабатываем словосочетания: белый снег, белый  ковер, белые шапки и т.д.)
  2. Помогите ребенку сделать на темной бумаге аппликацию белого снеговика

 

с 1-4  февраля

 

  Родители

16 Комплексное занятие по подгруппам "Оранжевая сказка"
Цели.
Закрепление представлений об оранжевом, красном, жел­том, зеленом, синем, белом цветах; дифференциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного оранжевый с существитель­ными в роде, числе, падеже. Развитие слухового внимания, арти­куляционной моторики, мелкой моторики, диалогической речи, про­странственной ориентировки, темпа и ритма речи, координации слова с движением. Воспитание длительного плавного выдоха.
 

 
15 февраля

 

 
Логопед

17 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о белом цвете.
  2. Словесные игры "Придумай слова для цвета"
  3. Дидактические игры "Форма и цвет"
 

с 15-18 февраля

 

Воспитатели

18 Закрепление родителями дома
  1. Задайте ребенку вопросы по новой сказке. (Отрабатываем   словосочетания:   оранжевые   ягоды, оранжевые листья.)
  2. Помогите   ребенку   вспомнить,   какие   фрукты, овощи, цветы бывают оранжевыми.
  3. Нарисуйте с малышом кленовый лист, пусть он сам раскрасит его.
 

с 15-18 февраля

 

Родители

19 Комплексное занятие по подгруппам "Голубая сказка"

Цели.
Закрепление представлений о голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах Дифференциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного голубой с сущест­вительными в роде, числе, падеже. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, пространственной ориентировки, артикуляционной моторики. Закрепление правильной артикуляции звука С
 

  15 марта

 

 Логопед

20 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о белом цвете.
  2. Словесные игры "Что бывает голубого цвета"
с 15-18 марта Воспитатели
21 Закрепление родителями дома
  1.  Побеседуйте с ребенком о сказке, в которой он побывал сегодня. (Отрабатываем словосочетания: голубое небо,голу­бая речка, голубые стрекозы, голубые незабудки и т. п.)
  2. Помогите ребенку нарисовать стрекозу, мяч, ве­дерко, незабудку. Пусть он раскрасит их голубым ка­рандашом.
 

  с 15-18 марта

 

  Родители

22 Комплексное занятие по подгруппам "Фиолетовая сказка"

Цели.
Закрепление представлений о фиолетовом, голубом, крас­ном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах. Диффе­ренциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного фиолетовый с существительными в роде, числе, падеже. Развитие диалогической речи, слухового и зрительного внимания, артикуля­ционной моторики
 

  19 марта

 

  Логопед

23 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о фиолетовом цвете.
  2. Словесные игры "Что бывает фиолетового цвета?"
  3. Дидактические игры "Цветовое лото"
с 19-22 марта Воспитатели
24 Закрепление родителями дома
  1. Задайте ребенку вопросы по «Фиолетовой сказ­ке». (Отрабатываем   словосочетания:   фиолетовая   туча, фиолетовые колокольчики, фиолетовый зонт и т. п.)
  2. Помогите малышу сделать аппликацию фиоле­тового колокольчика.
 

с 19-22 марта

 

Родители

25 Комплексное занятие по подгруппам "Разноцветная сказка"

Цели.
Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать. Упражнять детей в согласовании прилагатель­ных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве
 

 17  мая

 

  Логопед

26 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о всех изученных цветах
  2. Дидактические игры "Цвета"
  3. "Сочини сказку про цвета"

с 17-20 мая Воспитатели
27 Закрепление родителями дома
  1. Побеседуйте с ребенком о новой сказке.
  2. Помогите малышу сделать аппликацию радуги.
с 17-20 мая Родители
28 Индивидуальные консультации по возникающим вопросам по теме в течениегода по пятницам Логопед
29 На занятиях по лепке, рисованию, аппли­кации и др. учить детей правильному называнию цветов, их сравнению и различению в течение
года
Воспитатели

 

Литература:

  1. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Санкт-Петербург "Детство-Пресс", 2004.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль