Конспект урока "Нравственные категории и добродетели"

5938
Автор: Кокуркина Екатерина Сергеевна, практикантка ( гимназия № 12, г. Казань )

Цели:

  • Образовательная: раскрыть содержание: нравственной категории и добродетели.
  • Развивающая: способствовать формированию умения работать с текстом, индивидуальная работа у доски.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитать познавательный интерес к предмету

Тип урока: комбинированныйМетоды обучения: частично-поисковыйОборудование: учебник А.И. Кравченко. Обществознание 11 кл., презентация, школьная доска.Ход урока

Время

Действия учителя

Действия уч-ся

1 мин

Вводная часть – Здравствуйте ребята, садитесь. На прошлом уроке мы изучили тему – Нравственные чувства и моральное поведение. Давайте вспомним основные моменты.

 

10-15 мин

Опрос Д/з
Мы разобрали 3 понятия – Этика, мораль и нравственность.
Тест на листочках – этика, мораль, нравственность.
Дайте определение этим понятиям и приведите примеры.
Мы разобрали, нормы морального поведения и аморального. Приведите примеры. Эссе (Д\з) сдайте после урок

Тест -примеры, понятия

25 мин


Объяснение нового материала

Тема урока: Нравственные категории и добродетели.
Нравственные категории бывают негативными и позитивными. Какие категории вы знаете?

Игра: 2 девушки у доски, я называю категории, а они в столбик записывают: 1) негативные; 2) позитивные. Все проверяют.

Перечисления: гуманизм, бескорыстие, грубость, ответственность, вежливость, лицемерие, зависть, равнодушие, взаимопомощь, высокомерие, долг, зло и добро.
Обратимся к такому афоризму:
"Когда Добро бессильно, оно - Зло". Как вы его понимаете?
Добро и Зло являются основными категориями морали.
Первое относится к положительным качествам, другое к отрицательным. Представления о Добре и Зле всегда менялись и нет определённой характеристики для них (то что для меня добро, для другого зло).

Работа с текстом.
Либо на стр. 102 китайская притча, либо: У одного крестьянина была кобыла, его единственное богатство. 


Однажды кобыла сбежала и, увидев это, соседи посочувствовали крестьянину: "Да, нелегко тебе придется, кобылы то больше нет!" На это крестьянин ответил: "Не знаю, хорошо это или плохо. Это - жизнь".
На следующий день кобыла возвратилась и привела с собой целый табун диких лошадей. "Как же тебе повезло, у тебя теперь целое состояние», – позавидовали соседи. А крестьянин твердил: «Не знаю, хорошо это или плохо. Это - жизнь".
Сын крестьянина захотел обуздать лошадей и оседлать одну из них. Но не тут-то было, лошадь его сбросила, и он стал на всю жизнь хромым. "Ой, какой ужас! - заволновались соседи. – Твой сын стал хромым!" А крестьянин все повторял: "Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь".
Вскоре началась война. Всех забрали в армию, кроме хромого сына крестьянина. "Нам, может быть, и не увидеть больше сыновей своих, - запричитали соседи. – Тебе же повезло, твоего сына не забрали в армию". И вновь крестьянин сказал: "Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь".
История продолжалась в этом духе с привлечением новых событий, но конец их был одинаков. Крестьянин продолжал твердить одно и то же: "Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь".

Нельзя однозначно, судить что хорошо, а что плохо. Так и с добром и злом.
Добро и Зло выражают абстрактные понятия пользы и вреда. Что же воплощает конкретные принципы человека? Добродетель и порок.
Добродетель – моральная категория, выражающая совокупность положительных качеств человека. Воплощение конкретным человеком принципов добра либо в своём характере, либо в поступках (щедрость, великодушие, честность).
Порок – олицетворяет сумму отрицательных качеств и поступков (лживость, мелочность, черствость).
Благодаря чему достигается добродетель? О каком человеке можно сказать, что у него много добродетелей?
Аристотель различил разумные (Что мы  к ним относим? Мудрость, сообразительность, рассудительность) – благодаря обучению и нравственные (рождаются и привычек и нравов, которые формируют его характер). Работа с учебником на стр. 113.
Парадокс добродетели – разрыв между знанием и делом. Мы об этом много говорили на прошлом уроке. Приведите примеры.
Одна из главных добродетелей – Долг. Примеры.
Невыполненный долг ведёт к стыду. В каких случаях возникает чувство стыда?
С чувством стыда неразрывно связана – Совесть. Это способность человека оценивать свои поступки, мысли, желания. "Не делай ничего непристойного даже наедине с собой, учись стыдиться самого себя больше, чем других". Что это значит?
Совесть – это ответственность человека перед самим собой.
"Свобода совести", как вы это понимаете? Право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. Например, свобода вероисповедания.
Свобода – это отсутствие давления и ограничения.
Милосердие. Как вы понимаете эту добродетель? Представляет собой сострадательное, заботливое отношение к другому человеку, стремление помочь.
Готовность жертвовать своими личными интересами ради блага ближнего: "отдавай другому, не рассчитывая заранее, что получишь взамен".

Беседа
 
 
 
Задание у доски
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обсуждение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Записывают
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа с учебником

3 мин

Итоги и д\з
Итоги: Т.о. мы с вами узнали, что такое нравственные категории и добродетели. Выяснили различия между ними. А также разобрали основные добродетели: долг, совесть, свобода совести, милосердие.
Д\з. § 14, задания устно, 7 письменно.

Записывают, подводят итоги

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль