Из опыта работы. Влияние музыки на эмоциональное состояние детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата

4100

Автор: Приходько Елена  Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУ "ДС КВ №29" (Иркутская область)

Доктор медицинских наук, профессор И.П.Чукичев утверждает: "Подъем сил, обусловленный положительными эмоциями, не кажущийся, а реальный. Это следствие повышения жизненных возможностей всех органов тканей и систем, участвующих в рабочем действии, эмоционально переживаемом".

Эмоциональное развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений становления личности ребенка. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Поэтому важнейшей педагогической задачей является обогащение эмоциональной сферы дошкольника. В дошкольном детстве дети имеют небольшой опыт эмоционально-чувственных представлений, то есть опыт воспроизведения в памяти или в воображении своих ощущений от переживания тех или иных жизненных ситуаций, прошлого опыта. Активизация этого опыта, образное погружение в него, анализ детских переживаний и чувств в игровой форме, на искусствоведческом содержании – путь, который приведет ребенка к благополучной и счастливой жизни среди взрослых и сверстников.

Особую актуальность это направление имеет в работе с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата. Так как дети данной группы помимо ортопедической патологии имеют несколько сопутствующих заболеваний и функциональных отклонений. В их числе неврологические отклонения и нарушение эмоционального состояния. Анализ состояния здоровья детей нашего дошкольного учреждения показал, до 30% детей имеют данные отклонения. Поэтому важным моментом в работе с детьми данной группы является создание благоприятных условий для эмоционального развития. Одним из средств эмоционального развития детей является музыка.

Музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоциональной сферы, повышения социально-адаптивных функций.
Музыка – искусство отображения и выражения переживаний и настроений человека. Передавая всю гамму человеческих чувств, их оттенки, она способна расширить представления ребенка об эмоциях и чувствах. «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств» - писал крупнейший отечественный психолог Б.М.Теплов.

Знакомя ребенка с различными эмоциональными состояниями, она делает его одновременно и более способным к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру его темперамента, тем самым увеличивая и углубляя его контакты с окружающей действительностью и с другими людьми.

Корифеи античного мира Пифагор, Аристотель, Платон утверждали, что музыка устанавливает порядок и равновесие во всей Вселенной и, прежде всего, воссоздает гармонию в физическом теле.
Русские знаменитые ученые: И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев, И Павлов, И.Р.Тарханов выявили положительное влияние музыки на различные системы человека, ее необыкновенной способности вызывать приятные эмоции, повышать активность коры головного мозга, улучшать обмен веществ, регулировать деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем.

В нашем дошкольном учреждении созданы условия для эмоционального развития детей средствами музыки. Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата по данному разделу включает два направления:
- на занятиях;
- в повседневной жизни.

На музыкальных занятиях музыка воспринимается детьми через разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, игру на детских музыкальных инструментах. Благодаря положительному эмоциональному переживанию во время звучания приятных слуху музыкальных произведений у детей усиливается внимание, тонизируется центральная нервная система. Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие детей, снижается риск возникновения эмоциональных нарушений у дошкольников.

Через восприятие музыки на музыкальных занятиях дети осваивают средства художественной выразительности: ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития, варьируя музыкальное сопровождение.
Например:
Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, бодрого характера.
Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентом, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности детей включается ритмичная, бодрящая музыка.

Важнейшим фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, является репертуар, предлагаемый взрослыми для детей. К подбору репертуара предъявляются особые требования:

  • глубокая эмоциональность, чувственность музыки;
  • яркость, насыщенность музыкального образа и музыкального повествования;
  • богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;
  • доступность и постепенное усложнение (в зависимости от возраста, слушательского опыта, интереса детей;
  • соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

При организации занятий познавательно-речевого цикла воспитатели используют соответствующий музыкальный репертуар, создавая эмоциональное настроение детей (П.И.Чайковский, Вивальди «Времена года», «Детский альбом» П.И.Чайковский).

На занятиях по изобразительной деятельности педагог включает музыку во все виды художественно-творческой деятельности дошкольников, тем самым обогащает фантазию, представления и творческое воображение детей.
Применение музыки педагогом-психологом в коррекционно-развивающем процессе обеспечивает гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии и его психоэмоциональном состоянии.Учитель-логопед в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые отклонения, использует элементы музыки различного характера, музыкальные инструменты, что способствует развитию фонематического слуха, закреплению поставленных звуков, выработке контроля за собственной речью, развитию благоприятного эмоционального состояния, позволяет развить темпоритмическую организацию речи у детей.

Неотъемлемой частью на занятиях по физическому воспитанию является включение музыкального сопровождения в процесс занятия. Например, марши, подвижная музыка оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие, активизирует детей. Музыка спокойного характера успокаивает, снимает эмоциональное и физическое напряжение.
Характерной особенностью является включение звуков природы в занятия по экологическому воспитанию, проводимые педагогом-экологом, что способствует эмоциональному восприятию природы детьми.

В повседневной деятельности применяются разные формы организации музыкальной деятельности дошкольников, способствующие эстетическому развитию и эмоциональному благополучию детей. Музыка органично включается в различные виды деятельности (проведение гимнастики, в самостоятельной игровой деятельности детей). При организации режимных моментов педагогами используется соответствующее музыкальное сопровождение: бодрая, веселая музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме; спокойная, нежная музыка, используемая в периоды засыпания и пробуждения, нормализует артериальное давление, стимулирует дыхание, эмоционально расслабляет детей.

Для этого созданы все необходимые условия: в каждой группе имеются музыкальные центры, диски, кассеты со специально подобранной музыкой, музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, музыкально-дидактические игры, иллюстрированные сюжетные и образные картинки, элементы игровых костюмов.

Таким образом, специально созданная в ДОУ среда и система воспитательно-образовательной работы с детьми способствует благоприятному воздействию музыки на эмоциональное состояние детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Литература:
1. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». Э.П.Костина. М.,2006.
2. .Гогоберидзе А.Г, Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. Ростов-на-Дону, 2008.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981.
4. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников, Ярославль, 2005.
5. Еременко Е.В. «Музыкотерапия в повседневной жизни». «Дошкольная педагогика» /июль, август/, 2006.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль