Творческое взаимодействие взрослых и детей. Из опыта работы

1771


Автор: Петрякова Алена Валитовна,заместитель заведующего по ВМР МБДОУ "ДС КВ №29" (Иркутская область)

В настоящее время падает уровень духовной культуры, нравственных критериев. Многие родители заняты решением любых проблем, но только не проблем воспитания и развития ребенка. Наша цель: заинтересовать родителей, активизировать их участие в жизни ребенка. Существуют разные способы решения проблемы. На наш взгляд, через развитие совместного творчества взрослых и детей в продуктивных видах деятельности можно решить данную проблему. И проблему нужно решать еще с раннего возраста. Ведь дошкольном возрасте ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Становление базиса личной культуры означает, что ребенок приобщается к общим непреходящим человеческим ценностям: красота, любовь, добро, взаимопонимание, сопереживание и другое. Приобщение к продуктивной деятельности является одним из условий для полноценного развития личности, проявления творческих и художественных способностей, формирования общечеловеческих ценностей. В ходе продуктивной деятельности у детей есть возможность глубже понять окружающую действительность и самого себя, есть возможность наладить общение со взрослыми и сверстниками, приобщиться к общечеловеческим ценностям.

Наш детский сад особое внимание уделяет творческому развитию детей с того момента, когда ребенок приходит в дошкольное учреждение. Это первый шаг в решении этой проблемы. Ведь мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает малыша, полностью владеет им, толкает к созданию поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Целенаправленное эстетическое развитие ребенка с раннего возраста помогает ему раскрыть себя наиболее полно, создает условия для динамики творческого роста. Большой потенциал для развития творчества заключен в продуктивных видах деятельности. Продуктивная деятельность детей реализуется через непосредственно образовательную деятельность; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность. А также через взаимодействие с семьями воспитанников.

В основе работы по развитию творчества детей лежат федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определяющие одно из направлений – взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы. Это второй шаг в решении проблемы. Реализация данного направления основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. В основе которого лежит тематическая неделя. Благодаря такому построению образовательного процесса работа с родителями носит системный характер. Чтобы родители стали нашими единомышленниками и помогали создавать необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания детей, необходимо их убедить в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливым, деликатным и верить в ребенка. Для этого мы используем такую форму, как проведение совместных практикумов, мастер-классов педагогов, родителей и детей по изготовлению атрибутов для игр, игрушек из разнообразного материала, создание рисунков, подарков. Цель проведения данного мероприятия направлена не только на творческое взаимодействие родителей с дошкольниками, но в первую очередь на установление тесного взаимодействия между участниками, чувства гордости за достигнутые совместные результаты.

Еще одним шагом является педагогическое просвещение, которое играет важную роль в решении проблемы. Для этого мы используем различные консультации, раскрывающие особенности работы с детьми по развитию творчества, теоретические знания о роли продуктивной деятельности в развитии ребенка, возрастные и психологические особенности детей, правила работы с художественными материалами. Консультирование проводим в разных формах, это и индивидуальные беседы, и сообщения на родительских собраниях, это и оформление письменных консультаций, памяток, буклетов и другое.

Следующий шаг в решении проблемы – это совместное творчество родителей и детей в домашних условиях. С этой целью в рамках тематической недели планируем и проводим различные мероприятия с родителями: создание альбомов, фотовыставок, изготовление подарков-сувениров, поделок, создание коллекций и другое. Так в ходе тематической недели "Мир книги" дети и родители изготавливают книжки – самоделки по различной тематике. В рамках тематической недели "Животный мир Прибайкалья", "Краски осени" дети и родители оформляют творческие работы по данным темам. Таким образом, изображая красоту природы, мир сказочных персонажей, родители и дети увлеченно рисуют, мастерят, помогают друг другу, общаются в ходе выполнения задания. У взрослого появляется возможность помочь своему ребенку справиться с затруднениями, возникающими в процессе деятельности, а также увлечь, заинтересовать его личным примером.

Используются и традиционные совместные формы работы с родителями и детьми: конкурс поделок из природного материала "Осенний калейдоскоп", "Лучшая новогодняя игрушка", "Семейный плакат". Родители и дети являются активными участниками данных мероприятий, представляя разнообразие творческих работ, выполненных своими руками.

При подготовке к выставкам особое внимание мы уделяем предварительной работе с детьми. Необходимо увлечь их этой деятельностью, чтобы они активизировали к сотрудничеству родителей, заинтересовать детей, показывая уже готовые работы, побуждать их к созданию совместных с родителями композиций. Тогда и родители проявляют интерес, увлекаются, создают разнообразные поделки с детьми, активно участвуя в выставках.
Презентация продуктов детско-взрослого взаимодействия еще один шаг в решении проблемы. Для этого мы используем выставки в группах, в холлах дошкольного учреждения: выставка поделок из природного материала, персональная выставка ребенка, выставка семейных плакатов. По результатам проведения всех мероприятий оформляем благодарственные письма родителям и воспитанникам. Формы оформления благодарственных писем разные – индивидуальные для каждой семьи, коллективные на группу. Использование этой формы работы позволяет стимулировать родителей к дальнейшему участию в жизни ребенка и дошкольного учреждения.

Благодаря системному подходу к решению данной проблемы родители понимают, что продуктивная деятельность – средство не только развития творческих способностей, но и могучее средство развития и коррекции внутреннего мира ребенка, что с помощью художественных средств он вырабатывает у себя неравнодушное отношение к людям, персонажам, природе. Родители узнают также о роли взрослого в жизни ребенка, учатся общению с детьми в совместной творческой деятельности. Приобщаясь к совместному творчеству, родители приобретают практические умения в художественной деятельности, благодаря которым они могут творить вместе с детьми.
Результаты совместной работы можно увидеть в детях. Дети с гордостью показывают сверстникам и сотрудникам детского сада изготовленные совместно с родителями творческие работы, с увлечением рассказывают о том, с кем они творили, когда, с помощью каких материалов.

Таким образом, развивая творческие способности детей и родителей через совместную продуктивную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра, изобразительные навыки, способствуя тем самым объединению семьи и установлению положительного общения.

Литература:

  1. Бабаева Т.И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО Из-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС".
  2. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992.
  3. Бабаева Т.И. Детство: Педагогический альманах.- №1. – СПб: Акцидент, 1998.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль