Профилактика наркомании

1498

Чем различаются такие заболевания, как наркомания, токсикомания и алкоголизм? Как выявить подростка, употребляющего наркотики или токсические вещества?

Наркомания – это заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ. Токсикомания – заболевание, аналогичное наркомании, вызванное по­т­реблением иных, кроме признанных наркотическими, токсических веществ. Таким образом, к развитию наркомании приводит использование наркотиков, а к формированию токсикомании – употребление токсических средств. Деление на наркотические и токсические вещества довольно условно, так как они сходны по своему биохимическому строению и оказывают похожий эффект на организм человека.

Употребление наркотиков вызывает у человека физическую и психическую зависимость от них. Для достижения определенного психофизического эффекта больному требуется все более высокая доза препарата. Соответственно возрастает и ее разрушительное воздействие на организм.

Вещество считается наркотическим в следующих случаях:

1. Если оно оказывает специфическое воздействие на центральную нервную систему человека.

2. Наносит существенный вред личности человека.

3. Распространение данного вещества ограничено и находится под строгим юридическим контролем (при этом следует понимать, что использовать юридические санкции в отношении всех веществ, способных оказывать активное воздействие на психику, невозможно, поскольку многие из них широко применяются в медицине и в быту).

К наркотическим средствам относят наркотические вещества естественного (растительного происхождения), синтетические наркотики и алкоголь. Последний считают наркотиком специалисты многих стран, что объясняется его специфическим воздействием на психику и физическое состояние человека. В России различия между потреблением наркотиков и алкоголя носят не медицинский, а юридический характер: употребление наркотиков запрещено законом, а алкоголя – нет.

К токсическим средствам относят определенные виды лекарственных препаратов, средства бытовой химии, а также табак.

Лекарственные препараты: антиаллергические средства, психостимуляторы, снотворные и успокоительные средства.

Средства бытовой химии: ацетон, различные аэрозольные ядовитые вещества, бензин, дихлофос, нитролаки, краски, клеи и т. п.

Самой распространенной формой токсикомании является курение табака – вдыхание дыма тлеющих табачных изделий. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно во всем мире от болезней, связанных с курением, умирает 2,5 млн чел. Профилактика наркомании в образовательной среде - необходимая мера. 

В состав табачного дыма входят никотин, аммиак, мышьяк, радиоактивный изотоп калия, синильная кислота, табачный деготь, угарный газ и различные канцерогены. Смертельная для человека доза никотина составляет 1 мг на 1 кг массы тела, т. е. для подростка – около 50 мг (одновременная доза выкуренной полпачки сигарет).

В России запрещена розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет. Не разрешается также их продажа в учреждениях здравоохранения, культуры, физкультурно-спортивных организациях, на территориях и в помещениях образовательных организаций. Кроме того нельзя продавать табачные изделия на расстоянии менее чем 100 м от границ территорий образовательных организаций.

Выявить подростка, употребляющего наркотики или токсические вещества, можно по ряду характерных признаков. В их числе изменения:

1. Внешнего вида и поведения: ребенок находится в состоянии, похожем на алкогольное опьянение. При этом запах алкоголя отсутствует.

2. Настроения: проявление беспричинного веселья, смешливости, болтливости, злобности, агрессивности, явно не соответствующих ситуации.

3. Сознания: сужение, искажение или помрачение.

4. Речи: ускорение, подчеркнутая выразительность или замедленность, невнятность, нечеткость.

5. Цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища; блеск глаз или их "мутность", сужение или расширение зрачков, не реагирующих или плохо реагирующих на свет.

6. Двигательной активности: появление повышенной (оживленной) жестикуляции, избыточности движений, неусидчивости или же, наоборот, вялости, расслабленности и стремления к покою.

7. Координации движений: нарушение их плавности, скорости, соразмерности (размашистость, резкость, неточность); появление неустойчивости при ходьбе; покачивание туловища (даже в положении сидя); нарушение почерка и др.

Необходимо учитывать, что указанные признаки наиболее ярко выражены в развернутой стадии заболевания, а в начальной – могут быть представлены не в полной мере или не все.

При оценке употребления подростком психотропных веществ следует проявлять тактичность и осторожность. Особенно в работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы. Необоснованные подозрения могут подтолкнуть подростков к реальному употреблению наркотиков.

Официальный источник

  • Федеральный закон от 10.07.2001 № 87‑ФЗ "Об ограничении курения табака" (ред. от 22.12.2008). Ст. 1, 3, 4
  • Федеральный закон от 08.01.1998 № 3‑ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (ред. от 17.07.2009). Ст. 1, 2

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль