Внутришкольная система повышения квалификации педагогов в области ИКТ

4527

Информатизация образовательного пространства современной школы, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, отработка механизмов дистанционного образования требуют особого внимания к повышению квалификации педагогов и включению "ИКТ-компонента" в методическую работу. Автор статьи делится опытом использования ИКТ при организации методической работы в школе.

Эффективность внедрения информационно-коммуникационнных технологий (далее - ИКТ) в значительной степени зависит от готовности и способности учителя к такой работе. Подавляющее большинство современных педагогов не получили специальных знаний в вузах, не все имеют возможность пройти соответствующую курсовую подготовку в институтах повышения квалификации. Именно поэтому администрация нашей гимназии организует для педколлектива внутришкольные "профессиональные учебы" в области ИКТ. Участие в них - обязательно.

Такие "профессиональные учебы" проводятся в гимназии ежегодно в ноябре, марте и июне. Они посвящены различным общепедагогическим, психо¬лого-педагогическим, частно-методическим вопросам. А в последние годы - использованию ИКТ в образовательном процессе.

Приведем несколько примеров форм повышения квалификации педагогов в области ИКТ на внутришкольных "профессиональных учебах".

Корпоративные "профессиональные учебы" в области ИКТ

1. Разноуровневые курсы компьютерной грамотности (ИКТ-компетентности).

Цель этих курсов - сделать каждого учителя грамотным пользователем, который:

  • знает различные возможности технических "новинок", появившихся в школе (мультимедийный комплекс, интерактивная доска, планшет, комплект пультов для электронного тестирования, документ-камера и др.);
  • способен создавать материалы к урокам и внеклассным занятиям с использованием разных программных продуктов;
  • имеет навыки использования сетевых ресурсов (в т. ч. сетевых журналов, дневников, социальных сетей) для обмена информацией.

Организатором данных курсов выступает администрация школы, а занятия проводят преподаватели информатики и (или) приглашенные специалисты.

2. Лекции, посвященные внедрению ИКТ в образовательный процесс.

Тематика может быть самой разнообразной: от обзорных лекций, посвященных новым технологиям, до вопросов, связанных с психологией восприятия информации из Интернета. Приведем темы некоторых лекций:

  • "Инновационные методы обучения. ИКТ в контексте инновационного образовательного процесса. Баланс между инновационными и "классическими" методами обучения".
  • "Интерактивная доска: возможности, преимущества, риски".
  • "Особенности выбора и использования ИКТ в зависимости от образовательной области: гуманитарная, политехническая, естественнонаучная, эстетическая".
  • "Основные подходы к использованию ресурсов Интернета в образовательном процессе. Глобальная сеть и современный урок".
  • "ИКТ в дополнительном образовании школьников".
  • "Особенности использования ИКТ при организации исследовательской деятельности школьников".

Организатором лекций выступает администрация школы и руководители методических объединений. Лекции проводят заместители директора по методической работе, психологи, преподаватели информатики и (или) приглашенные специалисты. При определении тем учитываются интересы учителей, актуальные вопросы работы ОУ.

3. Семинары, практикумы, посвященные использованию ИКТ в образовательном процессе.

Эти формы повышения квалификации педагогов носят практико-ориентированный характер и направлены на отработку навыков создания, использования ИКТ в ежедневной практике учителя, а также на овладение умением отбирать, применять (адаптировать) готовые продукты, предназначенные для уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ.

Семинары проводят руководители ОУ, представители организаций, выпускающих образовательные продукты, приглашенные специалисты.

4. Презентации материалов, подготовленных учителями для использования на уроках (работа с мультимедийным комплексом, интерактивной доской, планшетом и др.); выставки работ учителей и учеников.

5. Демонстрационно-обучающие занятия на базе школьной медиатеки направлены на информирование учителей о новинках медиатеки, о новых программных продуктах и возможностях их использования, об образовательных ресурсах Интернета.

При организации "профессиональных учеб" мы проводим анкетирование учителей с целью изучения их запросов, характера затруднений при внедрении ИКТ в учебный процесс (пример анкеты дан в приложении).

Формы организации методической работы, связанные с использованием ИКТ

Вопросы использования ИКТ включены также в систему методической

Работы в школе

1. Посещение, взаимопосещение и анализ уроков, внеклассные

мероприятия, мастер-классы, на которых демонстрируются возможности ИКТ.

Подобные мероприятия обязательно включают в себя анализ эффективности использования ИКТ, поиск вариантов различного применения новых технологий с учетом особенностей класса, сопоставление инновационных и классических методов и приемов обучения.

ПРИМЕР

Можно предложить учителю провести уроки на одну и ту же тему в двух обучаемых им классах: один - с использованием ИКТ, другой - "по старинке". Урок без применения ИКТ не обязательно будет хуже, но такое сопоставление (если оба урока подготовлены и проведены на высоком профессиональном уровне и в классах, приблизительно одинаковых по образовательным возможностям) позволит увидеть те новые возможности, которые дает учителю использование интерактивной доски или выхода в Интернет во время урока.

Целесообразно посещать уроки не только в рамках одного методического объединения. Анализ уроков коллег - преподавателей других дисциплин помогает увидеть надпредметный характер использования ИКТ.

2. Собеседования с учителями, индивидуальные консультации для педагогов, внедряющих ИКТ.

Тематика этих собеседований и консультаций определяется, с одной стороны, запросами самого учителя, его интересами и, возможно, затруднениями; с другой - проблемами (в нашем случае - при использовании ИКТ), которые выявлены в процессе посещения уроков администрацией, а также анализа конспектов к урокам и т. д.

3. Сопровождение учителей, разрабатывающих методические темы, связанные с ИКТ:

  • консультирование школьными и приглашенными специалистами;
  • предоставление возможности выступления на "профессиональных учебах", заседаниях методического совета школы и методических объединений по вопросам внедрения ИКТ;
  • привлечение к проведению школьных мероприятий: предметных недель, конкурсов презентаций, интеллектуальных игр с использованием ИКТ; выпуску сетевых изданий и др.;
  • помощь в разработке и продвижении авторских продуктов, созданных к урокам; в подготовке и публикации статей по изучаемой проблеме.

4. Составление "копилок" электронных образовательных ресурсов, аннотированных списков к ним, а также разработка материалов к урокам и взаимообмен материалами.

Одним из перспективных направлений работы в области внедрения ИКТ мы считаем составление электронного планирования, которое включает в себя не только классические разделы, но и перечень презентаций к урокам, ссылки на образовательные интернет-ресурсы, электронные тесты и многое другое.

Приложение

АНКЕТА для учителей-предметников,

использующих в учебном процессе интерактивную доску

Инструкция. Отметьте "галочкой" верные утверждения:

1. Как часто вы используете интерактивную доску на уроке?

  • ежеурочно (в течение всего урока; "классическая" доска не используется) □
  • ежеурочно (в комбинации с "классической" доской) □
  • примерно 50% учебного времени □
  • нечасто □
  • крайне редко □
  • не использую □

2. В ходе каких уроков (с точки зрения форм их проведения) эффективнее всего, на ваш взгляд, использовать интерактивную доску?

  • урока самостоятельной работы учащихся □
  • школьной лекции □
  • лекции с элементами беседы □
  • урока-игры □
  • урока-семинара □
  • эвристической беседы □
  • урока-зачета □
  • урока-экскурсии, урока с элементами театрализации, урока-концерта □
  • урока работы в группах, в парах сменного и (или) постоянного состава □
  • другое (напишите)_.

3. Какие материалы вы наиболее часто используете при работе с интерактивной доской?

  • цельные презентации, содержащие изучаемый материал □
  • различные иллюстрации (схемы, картины, фото, портреты и пр.) □
  • карты, статистические "рисунки": диаграммы, гистограммы* □
  • тренировочные задания, задачи с "интерактивной проверкой" □
  • текстовый материал (планы, вопросники, таблицы, тезисы) □
  • "живые" опыты, схемы, чертежи (т. е. то, что демонстрирует процесс) □
  • видео-, аудиоматериалы □
  • тесты с "интерактивной проверкой" □
  • тесты без "интерактивной проверки" □
  • другое (напишите)_.

4. При этом чаще всего вы используете продукты, созданные:

  • самостоятельно □
  • коллегами из МО □
  • коллегами из других ОУ □
  • учениками - по заданию и (или) под руководством учителя □
  • "фирменные" (готовые) продукты □

5. Какой материал, на ваш взгляд, можно изучить с применением интерактивной доски на качественно ином уровне? (назовите несколько тем, блоков, разделов, типов работ и пр.)_.

6. Как включить учеников в работу с интерактивной доской?

  • активно использовать разнообразный иллюстративный материал на уроках изучения новой темы □
  • использовать разнообразные (разноуровневые) тренировочные упражнения для интерактивной доски □
  • работать со зтаг1-технологиями (компоновка, передвижение, поиск пар, групп, со¬ответствий, аналогий; использование "шторок") □
  • активно использовать презентации, тесты, слайд-шоу, подготовленные учениками (группами учеников) □
  • другое (напишите)_.

7. Назовите преимущества интерактивной доски и риски, связанные с ее использованием: _.

Спасибо!

Обработка результатов проводится путем анализа и выявления проблемных зон.

Е.Д. Тенютина,
канд. пед. наук, зам. директора ГОУ Гимназия № 56
Петроградского района Санкт-Петербурга, заслуженный учитель РФ

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль