Веб-квест "Правовое регулирование в информационной сфере"

2031

Автор: Водальчук Светлана (Псковская область)

Класс: 11
Цели:

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
  • формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих этические, правовые нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта проектной практической деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

В соответствие с образовательным стандартом полного (общего) образования по информатике учащиеся должны:
знать:

  • нормы информационной этики и права;
  • принципы обеспечения информационной безопасности.

уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека;
  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации;
  • соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию.

Форма урока: исследовательский урокМетоды: групповая работа, практическая работа с использованием сети ИнтернетТехнологии:

  • проектная технология
  • технология критического мышления
  • веб-квест технология
  • интегративная технология (информатика, обществознание)

Оборудование:

  • учебник информатики 10-11 кл. (автор И. Г. Семакин)
  • проектор
  • персональные компьютеры

Ход урока
1. Учитель информатики: В истории человека несколько раз происходили на столько радикальные изменения в информационной области, что их можно назвать информационными революциями. Условно выделяют четыре – изобретение письменности, изобретение книгопечатания, изобретение средств связи (телеграф, телефон, радио), изобретение микропроцессорной техники, компьютеров. Именно четвертая информационная революция дала толчок к существенным переменам в развитии общества. Появился термин - информационное общество. Мы предлагаем вам убедиться в огромной и, в тоже время, противоречивой роли информации в современном мире. Для этого вы разобьетесь на группы (5 мин.)

2. Работа в группах: Познакомьтесь с текстом учебника Семакина И.Г. Информатика 10-11 кл, с. 41. Заполнить соответствующие строки в таблице. Каждая группа выявляет "+" и "–" одного из направлений информатизации. Представляет результаты. (10 мин).

Группа

Статья

+

-

Интересно

1

Изменение структуры экономики и структуры труда стр.221

 

2

Преодоление информационного кризиса. стр.223

 

3

Изменения уклада жизни людей. стр.225-226

 

4

Опасности информационного общества. стр.226-227

 

3. Учитель обществознания: (15 мин)
Информацию в Интернете ищут для того, чтобы использовать. Но, поскольку много информации в Сети выложено открыто, пользователи забывают, а иногда просто не знают, что использовать информацию из Интернета нужно с соблюдением определенных правил. В цивилизованном мире правовое регулирование "интеллектуальной собственности" – авторских, смежных и промышленных прав (прав на товарные знаки, изобретения и др.) – осуществляется законами, которые имеют силу и применительно к Интернету. В России это закон "Об авторском праве и смежных правах".

Основные принципы "цивилизованного" использования информации из Интернета состоят в следующем:

Признаками требований автора или владельца страницы в Интернете соблюдения прав на интеллектуальную собственность является слово Copyright и знак c, располагаемые обычно внизу стартовой страницы сайта.
Необходимо соблюдать требования автора на использование информации. Даже если автор запрещает какое-либо использование информации, это требование следует соблюдать.

В неясных случаях необходимо связываться с автором или собственником информации для выяснения условий, на которых она может быть использована.

Даже если автор в явном виде этого не требует, при использовании информации, если не оговорено обратное, необходимо делать ссылку на первоисточник, причем не только для информации, взятой из Интернета, но и для текста и изображений из обычных публикаций, а также звуковых и видео фрагментов, из которых готовятся цифровые копии.
П
равила цитирования
Для цитирования информации из Интернета достаточно дать название объекта и точный URL. Для Web-страниц это означает, что при цитировании указываются название страницы, совпадающее с ее титулом или текстом заголовка в браузере и адрес в Интернете.

И это далеко не весь перечень правил работы с информацией. Сегодня существует достаточно много различных документов, в том числе правовых, защищающие информацию разного рода. Вам предстоит с ними познакомиться. Вы будете работать в группах. Ваша задача найти и познакомиться с одним из законов, защищающих информацию. А затем представить результаты работы классу. Ссылки на документы лежат в папках "Урок_Правовое регулирование в информационной сфере" на рабочих столах каждого компьютера.

4. Учитель информатики: напоминает правила составления презентаций (презентация "Основные правила создания презентации к сообщению") (10 мин).

Учитель обществознания представляет документы, с которыми будут работать группы:
1) Закон РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации
2) УК, раздел "Преступления в сфере компьютерной информации"
3) Доктрина информационной безопасности
4) Закон "Об электронной цифровой подписи"
5) Закон "О персональных данных"
6) ГК. Раздел "Интеллектуальная собственность" (часть IV)
5. Работа в группах (20 мин).

План работы групп:
1) Цели и сфера применения документа
2) Основные понятия
3) Основные положения (с краткой характеристикой отдельных положений (3-5))
4) Права и обязанности субъектов правоотношений
5) Роль государства в обеспечении прав, согласно данному документу
6) Список дополнительных Интернет-ресурсов
7) Вывод: актуальность документа.
6. Представление результатов работы групп (18 мин).

Каждый учащийся заполняет "Лист оценивания" (ставит оценку группе в соответствии с выполнением критериев и соблюдением времени). Регламент времени - 3 мин на группу.

ФИО, номер группы

 

Критерий:

Группа №

Группа №

Группа №

Группа №

Группа №

1. Стилистическое оформление презентации (шрифты, цветовые схемы, анимации, эффекты)

 

 

 

 

 

2. Содержание презентации (объем информации, содержание слайдов, грамматика и орфография)

 

 

 

 

 

3. Полное и доступное освещение всех пунктов плана

 

 

 

 

 

4. Сделан акцент на актуальность документа

 

 

 

 

 

5. Качество представления презентации (свобода владением материалом, владение способами ораторского искусства, уровень информированности по теме)

 

 

 

 

 

6. Время

 

 

 

 

 

Итого (средняя):

 

 

 

 

 

Баллы: от 0 до 5

7. Рефлексия, подведение итогов (2 мин).

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль