Родительское собрание "Психологическая готовность к школе и характеристика факторов, влияющих на успешность обучения"

4247

Автор :Скалкина  Светлана Игоревна, педагог-психолог (Московская область)

Добрый вечер, уважаемые родители! Как вы думаете, что главное для ребенка при поступлении в школу? (Ответы записываются на ватмане).

Многие родители стремятся к тому, чтобы при поступлении в школу ребенок бегло читал, считал, писал, но забывают при этом о возрастных возможностях и здоровье ребенка. А слабое здоровье, несформированность психофизиологических функций, недостаточное моторное развитие могут стать причиной школьных трудностей в будущем и привести к потере ценностного отношения к учебной деятельности.

Процитирую психолога В.С. Мухину: "Дайте детству состояться, дайте детству наиграться; учите детей дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!".

Задача педагогов детского сада и ваша, уважаемые родители, заключается в том, чтобы, подготовить детей к школе, обеспечить их гармоничное развитие.

Государственные требования таковы: подготовка дошкольников к школе должна быть построена не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой их психического развития- мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру, к себе и окружающим.

Исходя из этого, при воспитании дошкольников необходимо учитывать факторы, обеспечивающие успешность обучения в школе. К ним относятся:

  • здоровье и физическое развитие,
  • эмоциональное благополучие,
  • позитивная мотивация к учению,
  • сформированность психических процессов,
  • речевое развитие,
  • произвольность поведения,
  • готовность руки к письму.

Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.

К ним относятся: личностная, мотивационная и интеллектуальная готовность. А теперь рассмотрим каждый параметр более подробно.Личностная готовность к школе включает:

  • принятие новой социальной позиции,
  • позитивное отношение самому себе,
  • объективность самооценки,
  • произвольное управление своим поведение,
  • гибкое владение способами установления взаимоотношений
  • эмоциональная устойчивость.

Мотивационная готовность к школе включает:

  • позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности,
  • развитие познавательных критериев, любознательности,
  • развитие желания ходить в школу.

Можно выделить 6 групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению:

  1. Социальные- основаны на понимание общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника ("Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно");
  2. Учебно-познавательные- интерес к новым знаниям, желание учиться чему-то новому;
  3. Оценочные- стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение ("Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки");
  4. Позиционные- связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника ("Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель");
  5. Внешние по отношению к школе и учению-("Я пойду в школу, потому что мама так сказала");
  6. Игровые- неадекватно перенесенные в учебную деятельность ("Я пойду в школу, потому что там можно играть с друзьями").

Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний.

Интеллектуальная готовность к школе включает:

  • наличие широкого кругозора и запаса знаний,
  • дифференцированное восприятие,
  • концентрацию внимания,
  • аналитическое мышление, выражающиеся в способности постижения основных связей между явлениями,
  • возможность логического запоминания, умения воспроизводить образец,
  • развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию
  • умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности,
  • развитие фонематического слуха.

Задача взрослых сейчас заключается в формирование у детей учебно-познавательного мотива. Для этого можно использовать в домашних условиях следующие формы и методы работы:

  • беседы о школе,
  • чтение сказок, рассказов и стихов о школе,
  • рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, беседы по ним.

Для обеспечения эмоционального благополучия ваших детей рекомендую следующее:

  1. использовать живое эмоциональное общение с ребенком;
  2. доверительно относится к нему;
  3. создавать ситуации успеха;
  4. поощрять за личные достижения;
  5. выяснять причины неудач ребенка, обсуждать их с ним и оказывать необходимую помощь.

И в завершении нашей встречи еще раз повторю, что самое главное для ребенка- быть здоровым, сообразительным, раскрепощенным и активным!

Удачи и терпения вам, уважаемые родители, в подготовке детей к школе!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль