Родительское собрание "Психологическая готовность к школе и характеристика факторов, влияющих на успешность обучения"

4257

Автор :Скалкина  Светлана Игоревна, педагог-психолог (Московская область)

Добрый вечер, уважаемые родители! Как вы думаете, что главное для ребенка при поступлении в школу? (Ответы записываются на ватмане).

Многие родители стремятся к тому, чтобы при поступлении в школу ребенок бегло читал, считал, писал, но забывают при этом о возрастных возможностях и здоровье ребенка. А слабое здоровье, несформированность психофизиологических функций, недостаточное моторное развитие могут стать причиной школьных трудностей в будущем и привести к потере ценностного отношения к учебной деятельности.

Процитирую психолога В.С. Мухину: "Дайте детству состояться, дайте детству наиграться; учите детей дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!".

Задача педагогов детского сада и ваша, уважаемые родители, заключается в том, чтобы, подготовить детей к школе, обеспечить их гармоничное развитие.

Государственные требования таковы: подготовка дошкольников к школе должна быть построена не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой их психического развития- мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру, к себе и окружающим.

Исходя из этого, при воспитании дошкольников необходимо учитывать факторы, обеспечивающие успешность обучения в школе. К ним относятся:

  • здоровье и физическое развитие,
  • эмоциональное благополучие,
  • позитивная мотивация к учению,
  • сформированность психических процессов,
  • речевое развитие,
  • произвольность поведения,
  • готовность руки к письму.

Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.

К ним относятся: личностная, мотивационная и интеллектуальная готовность. А теперь рассмотрим каждый параметр более подробно.Личностная готовность к школе включает:

  • принятие новой социальной позиции,
  • позитивное отношение самому себе,
  • объективность самооценки,
  • произвольное управление своим поведение,
  • гибкое владение способами установления взаимоотношений
  • эмоциональная устойчивость.

Мотивационная готовность к школе включает:

  • позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности,
  • развитие познавательных критериев, любознательности,
  • развитие желания ходить в школу.

Можно выделить 6 групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению:

  1. Социальные- основаны на понимание общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника ("Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно");
  2. Учебно-познавательные- интерес к новым знаниям, желание учиться чему-то новому;
  3. Оценочные- стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение ("Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки");
  4. Позиционные- связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника ("Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель");
  5. Внешние по отношению к школе и учению-("Я пойду в школу, потому что мама так сказала");
  6. Игровые- неадекватно перенесенные в учебную деятельность ("Я пойду в школу, потому что там можно играть с друзьями").

Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний.

Интеллектуальная готовность к школе включает:

  • наличие широкого кругозора и запаса знаний,
  • дифференцированное восприятие,
  • концентрацию внимания,
  • аналитическое мышление, выражающиеся в способности постижения основных связей между явлениями,
  • возможность логического запоминания, умения воспроизводить образец,
  • развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию
  • умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности,
  • развитие фонематического слуха.

Задача взрослых сейчас заключается в формирование у детей учебно-познавательного мотива. Для этого можно использовать в домашних условиях следующие формы и методы работы:

  • беседы о школе,
  • чтение сказок, рассказов и стихов о школе,
  • рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, беседы по ним.

Для обеспечения эмоционального благополучия ваших детей рекомендую следующее:

  1. использовать живое эмоциональное общение с ребенком;
  2. доверительно относится к нему;
  3. создавать ситуации успеха;
  4. поощрять за личные достижения;
  5. выяснять причины неудач ребенка, обсуждать их с ним и оказывать необходимую помощь.

И в завершении нашей встречи еще раз повторю, что самое главное для ребенка- быть здоровым, сообразительным, раскрепощенным и активным!

Удачи и терпения вам, уважаемые родители, в подготовке детей к школе!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль