Изменение подходов к организации детской деятельности в рамках реализации основных принципов ФГТ

5073

Автор: Злобенко Марина Петровна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 112" (Саратовская область)

Стремительно меняется мир – изменяются педагоги и их воспитанники. На современном этапе сообщество педагогов дошкольного образования решает задачи перехода на Федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач.

На данный момент существующие комплексные программы, на основании которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях, не соответствуют федеральным государственным требованиям. Анализ содержания ФГТ показывает, что необходимо изменить подходы к организации детской деятельности. Выразиться это должно в отмене учебной деятельности, в обновлении планирования и перевод его в комплексно-тематический вид, в интеграции образовательных областей и совершенствовании системы мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на развитие интегративных качеств дошкольника за счёт повышения качественного уровня организации воспитательно-образовательного процесса, то есть пересмотра форм организации (не занятие, а например, игровые ситуации образовательного характера в рамках игрового взаимодействия с дошкольниками) и методов взаимодействия с дошкольникам (проектный, игровой и др.).

В ФГТ указано на необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому "событийному" принципу, что позволяет сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным (данный подход знаком педагогам логопедических групп), что позволяет добиваться значительных успехов. Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы), обеспечивающий мотивацию образовательного процесса "здесь и сейчас".Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения, то есть, коллектив педагогов каждого конкретного учреждения может определить и добавить в образовательную программу ряд тем, актуальных для изучения именно в этом учреждении. Например, наш детский сад определил для себя модель организации воспитательно-образовательного процесса "ЭКОПРИЗ" (экологи, природа, здоровье – во благо ребёнка) и поэтому в основную общеобразовательною программу, а именно часть формируемую участниками образовательного учреждения нашего детского сада (педагогами и родителями) добавлены темы экологической направленности: "Растения дарят нам здоровье", "Красная книга Саратовской области", "Экологическая тревога" и другое.

Учитывая необходимость интегративного и деятельностного подхода, на данный момент, основываясь на требованиях Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой) и принимая во внимание основные разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (руководитель авторского коллектива Н.Е. Веракса), основываясь на ФГТ, наш коллектив с сентября 2011 года перешел на новую систему планирования работы: организация совместной деятельности, а именно: самостоятельной, образовательной и непосредственно-образовательной деятельности ДОУ, осуществляемой в ходе режимных моментов.

При организации воспитательно-образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решая поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному "минимуму". Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна без взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса, а именно соединение знаний из разных образовательных областей, дополняя друг друга, например, понятие «героизм» рассматривается в процессе организации различных форм детской деятельности через призму музыки, литературы, живописи.

Самый важный аспект- это научить педагогов строить педагогический процесс от деятельностного подхода, то есть в основу организации должно быть положено дело - комплекс интегрированных мероприятий, в итоге реализации которых дети получат зрительно воспринимаемый результат: книга, спектакль, игра и т.д.
В предложении темы дела или цели его реализации педагог может опираться на тематическое планирование (календарь знаменательных дат). Примеры из опыта: создание книги для малышей "Игрушки"
и о зимующих птицах, подготовка к проведению военно-спортивной игры "Зарничка", участие в конкурсе макетов природных зон, и другое.

В ходе реализации задуманного дела дети получают дополнительные и необходимые для них знания, и что самое важное эта познавательная деятельность является мотивированной. "Можем ли мы с вами принять участие в конкурсе макетов? Что нам нужно для того, чтобы создать макет памятника погибшим воинам?" Дети определяют необходимые направления и планируют свою деятельность: рассмотреть альбомы с фотографиями памятников, обсудить и договориться о том, какой макет будут делать, определить материалы, из которых возможно его изготовление, собрать материалы и распределить обязанности: кто и что будет делать.

Направление любого дела определяет ведущая образовательная область, от которой строится интегрирование различных видов деятельности дошкольников: например дело "Интервью с ветераном" может строиться от образовательной области "Социализация" (тогда рассматривается значимость подвига данного человека, прошедшего Великую Отечественную войну) или строится от образовательной области "Коммуникация" (тогда данная деятельность рассматривается в новом контексте - как решение задачи формирования свободного общения с взрослым, овладения речевыми умениями: задавать вопросы, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия). В любом случае деятельностный подход полной мере обеспечит интеграцию областей.
Работа по теме "День Великой Победы" как правило, носит несистематичный, не интегративный характер. Не все разделы программы задействованы в воспитательно-образовательной работе, воспитателями ощущается нехватка методических материалов, пособий. Форма подачи материала по данной теме чаще носит традиционный характер. Именно деятельностный подход обеспечивает комплексность знаний по теме и вариативность форм (смотри приложение - таблицу «Комплексно-тематическое планирование по теме "День Великой Победы").

С целью обеспечения безболезненного перехода педагогов к новой форме планирования и новым формам организации мы разрабатываем схемы тематического планирования по выбранным для реализации темам. Один из вариантов планирования мы предлагаем коллегам.

Тематическое планирование по теме "День Великой Победы"

 Цели и задачи:

Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы. Развитие коммуникативной функции речи.Развитие интеллектуальной компетентности ребенка. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Итоговые мероприятия:

Военно-спортивная игра "Зарничка" Литературно-музыкальная композиция  "Этих дней не смолкнет слава!"

Образовательные области

Совместная деятельност

Самостоятельная деятельность

Работа с социумом (родителями и общественными организациями)

Познание

Непосредственно-образовательная деятельность 
"Детство, растоптанное войной".
Экскурсия в Парк Победы
Образ воина-победителя в монументальной скульптуре.
Игровая деятельность
Дидактическая игра "Сложи картинку" (техника военная)
Словесная игра  "Кто, что делает?", "Один-много",

Работа в развивающем центре "Я живу в России" Подготовка и защита проектов "Война в лицах".

Рекомендовать родителям показать детям какой-либо памятник воинам-защитникам в  Саратове
 
Акция "Поздравь ветерана и ребенка войны"
Организация выездной выставки музея
 
 
 
Вечер встреч  в семейном клубе "Вспомним о войне"
Экскурсия в Парк Победы
 
Предложить поделиться информацией  на сайте "Рецепты народной медицины, проверенные годами"
Привлечь родителей к участию 
 
 
 
 
 
 
Конкурс макетов  среди педагогов ДОУ
"Память о войне"
 
 
 
Фестиваль "Песни о войне"
 

Социализация

Целевые прогулки — по улицам нашего района, носящим имена героев Великой Отечественной войны.
Беседа  "Что такое героизм?"
Экскурсия в библиотеку на экспозицию книг о войне.
Этюды: пограничника с собакой; танкистов;парашютистов;награждение; аэродром.
 
 

Обогащение материала для игры "Моряки", "Лётчики", "Госпиталь"
 
Подготовка выставки "Игрушки  детей войны"

Чтение художественной литературы

Выставка  литературы о Великой Отечественной войне
Беседа о произведениях  С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое", В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо?", В. Сосюра "Советская Армия", С.Михалков "День Победы", Л. Барбас "Имя героя".
Чтение по выбору детей.
Детская энциклопедия. М., 1969. Т. 9.; Ромашкова Е.И. День защитников Отечества. М., 2000. С. 56
Заучивание стихов.
Конкурс чтецов произведений о войне.

Работа в центе активности "Знайки"- рассматривание различных книг по тематике. Рассматривание иллюстраций  "Военная техника", "Защитники Отечества"

Коммуникация

Интервью с ветераном войны.
Игра-викторина "Боевая слава нашего народа".
Ситуативная беседа  "Улицы нашего города, названные в честь героев Великой Отечественной войны".
Встречи детей с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда (ветеранами труда нашего детского сада), солдатами, курсантами.

Индивидуальные беседы "Защитники Отечества"

Физическая культура

Подвижные игры: "Переправа", "Сигнальная азбука", "Взлётная полоса", "Расставь посты",  "На учении";
Игры - соревнования: "Самый лучший снайпер", "Заправка топливных баков"
Эстафета "Болото"
Военно-спортивная игра "Зарничка"

Безопасность

Беседы о правилах оказания первой медицинской помощи.

Организация сюжетно-ролевой игры "Госпиталь"

Здоровье

Беседа "Радости детей войны" (о  ценности хлеба и кусочка сахара).
Ситуативный разговор "Травы, которые лечат" (об использовании лекарственных растений
Беседа в фитобаре "То, что дарит бодрость и здоровье" (о пользе чая из ягод).

Организация сюжетно-ролевой игры "Полевая кухня"
Составление гербария лекарственных растений.
 

Художественное творчество

Непосредственно-образовательная деятельность. 
"Летчики-герои водят самолеты" (рисование)
"Крейсер охраняет границы России" (аппликация)
"Салют" изготовление коллажа
Конкурс рисунка "Дети о войне"
Конкурс детского творчества: "Цветы победителям"

Конкурс плаката  "Нет войне!"
 

Труд

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: пакет-донесение,
 

Музыка

Слушание Д. Тухманов "День Победы", "Памяти павшим"; М. Блантер, М. Исаковский "Катюша"; В. Агапкин Марш "Прощание славянки",  М Бернес "Тёмная ночь",  А.В. Александров "Священная война", 
Инсценировка песни "Синий платочек",
Упражнение  с флажками "День Победы"
Оркестр "Славься!" музыка П. Глинки
"День Победы"
Вечный огонь



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль