Обеспечение доступности дошкольного образования путем изменения организационно-правового типа бюджетных учреждений

2211

Данная деятельность особенно актуальна в связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ).

Подготовка к переводу части муниципальных образовательных учреждений в автономные началась с 2008 г. Работа осуществлялась комплексно, по трем направлениям: нормативно-правовому, кадровому и финансово-хозяйственному.

Нормативно-правовое обеспечение перевода образовательных учреждений в новый организационно-правовой тип

План мероприятий по переводу бюджетных образовательных учреждений в автономные был утвержден приказом комитета по образованию городского округа "Город Калининград" от 10.10.2008 № 1627-д "О подготовке к переходу муниципальных образовательных учреждений к новым организационно-правовым формам". В данном документе также определен состав рабочей группы по разработке документов, необходимых для нормативного и методического обеспечения перехода.

При рассмотрении и оценке предложений о создании автономных образовательных учреждений путем реорганизации бюджетных учитывались:

  • управленческий потенциал учреждений;
  • обеспечение сохранения конституционных прав граждан, в т. ч. на получение бесплатного образования;
  • состояние и перспективные планы финансово-хозяйственной деятельности.

Для практической реализации Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" на муниципальном уровне принят ряд подзаконных актов, регламентирующих условия и порядок формирования и финансового обеспечения выполнения автономными учреждениями муниципального задания, а также утвердивших формы отчетов, примерную форму трудового контракта с руководителем автономного учреждения и др.

В учреждения направлены соответствующие инструктивные письма и методические рекомендации по созданию и организации работы автономного учреждения. В детских садах были проведены общие собрания трудовых коллективов, родительские собрания, учредителям представлены предложения о создании автономного учреждения. Кроме того, выполнена большая работа по подготовке новых редакций уставов, формированию составов наблюдательных советов и планов финансово-хозяйственной деятельности, произведены расчеты стоимости платных услуг.

Для обучения и повышения квалификации руководящих кадров были организованы стажировки специалистов комитета по образованию городского округа "Город Калининград" в Тюменской области, проведены обучающие семинары для различных категорий слушателей, в них приняли участие более 460 человек.

Подготовка кадров к работе в новых условиях

Данные мероприятия были организованы с участием профессорско-преподавательского состава Института развития образования Государственного университета – Высшая школа экономики (Москва), Нижегородского центра экономики образования, Тюменского областного государственного института развития регионального образования, Калининградского областного института развития образования, а также специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием.

Формирование муниципального задания на оказание услуги по предоставлению дошкольного образования

Главной задачей автономных дошкольных образовательных учреждений является выполнение муниципальных заданий на оказание услуг по предоставлению общедоступного дошкольного образования для детей в возрасте от 2 до 7 лет. В согласованных комитетом экономики, финансов и контроля муниципальных заданиях были утверждены:

  • плановые объемы оказываемых услуг по контингенту воспитанников в группах общеразвивающей, компенсирующей направленности и в группах кратковременного пребывания, и группах выходного дня в ДОУ;
  • объемы финансирования, рассчитанные из норматива финансовых затрат на предоставление услуги по обучению, воспитанию и уходу за детьми дошкольного возраста (далее – норматив), а также содержанию особо ценного имущества на одного воспитанника в год: 10 819 руб. при режиме работы ДОУ 3,5–4 ч и 72 000 руб. – при 10,5–12 ч. При этом родительская плата поступает на расчетные счета муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений (далее – МАДОУ), а остальную часть норматива учреждения получают ежемесячно в виде субсидии.

Показатели выполнения муниципального задания

В 2009 г. 18 МАДОУ получили муниципальные задания на оказание услуги по предоставлению дошкольного образования в группах полного дня на 3953 ребенка, в группах кратковременного пребывания – на 234 человека.

Как показал анализ отчетов, предоставленных учреждениями, услуга по оказанию дошкольного образования обеспечена в полном объеме. До перехода в новую организационно-правовую форму сметное финансирование дошкольного учреждения не зависело от количества детей, посещающих его, а при расчете объема денежных средств не учитывались такие показатели, как посещаемость, заболеваемость. Поэтому имели место случаи, когда среднегодовая посещаемость отдельных детских садов составляла до 65% от списочного состава и, соответственно, затраты на содержание одного ребенка в таком учреждении были значительно выше, чем в целом по городу.

В МАДОУ посещаемость составляет в среднем 80%, что превышает среднегородское значение по дошкольным учреждениям на 5%. Это стало возможным вследствие экономической заинтересованности трудовых коллективов в конечных результатах деятельности, более тесного взаимодействия воспитателей, медперсонала с семьей, поликлиникой и т. д. Таким образом, переход в новый организационно-правовой тип дал дошкольным учреждениям возможность повысить эффективность работы и создать надлежащие условия для организации воспитательно-образовательного процесса.

Все автономные учреждения оказывают дополнительные платные образовательные услуги на основании договора с родителями воспитанников (до изменения статуса платные услуги оказывали только пять детских садов).

Наиболее востребованными платными образовательными услугами в автономных ДОУ являются:

  • подготовка к школе;
  • логопедические занятия;
  • раннее изучение иностранного языка;
  • группы выходного дня и вечернего пребывания детей;
  • организация праздников;
  • обучение плаванию в детских садах, имеющих бассейны.

Продолжительность занятий определена требованиями санитарных правил и норм с учетом возрастных особенностей детей. Средняя стоимость платных услуг составляет от 300 до 1662 руб. (комплексная услуга по празднованию дня рождения или организация другого семейного торжества для ребенка дошкольного возраста).

Оказание данных услуг позволяет не только привлечь дополнительные денежные средства, но и обеспечить вариативность и качество образовательных услуг как детям, посещающим дошкольное учреждение, так и проживающим в микрорайоне ДОУ.

Доходы от оказания МАДОУ платных услуг за II полугодие 2009 г. составили 3890,5 руб., что на 2973,06 руб. больше по сравнению с первым полугодием. При этом из 4747 получателей услуг 1697 – дети, не посещающие детский сад. По итогам первого квартала 2010 г. объем привлеченных средств достиг 3591,881 руб.

Руководителями и персоналом МАДОУ была разработана и реализована система мер по повышению эффективности использования имущественного комплекса, экономии топливных и энергетических ресурсов; определены направления расходования поступающих доходов в соответствии со стратегическими целями развития детских садов.

Обязательным компонентом технологии выполнения муниципального задания является система контроля, предусматривающая как внутренний аудит, так и процедуры внешнего контроля. Общественный контроль дошкольных учреждений обеспечивают наблюдательные советы, созданные во всех МАДОУ.

Контроль выполнения муниципального задания

В феврале 2010 г. руководители МАДОУ отчитывались перед трудовыми коллективами за результаты работы учреждений. Аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности МАДОУ показала, что существенных нарушений не выявлено. В соответствии с требованиями Закона № 83­ФЗ отчеты о деятельности МАДОУ и об использовании закрепленного за ними имущества опубликованы в средствах массовой информации.

Таким образом, статус автономного учреждения обеспечивает гибкий способ хозяйствования, способствующий повышению качества образовательных услуг, предоставляемых по запросу потребителя.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 27.07.2010)
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 18.10.2007)
  • Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ред. от 27.07.2010)

Т.О. Орлова, нач. управления общего образования комитета по образованиюадминистрации городского округа "Город Калининград"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль