Опыт формирования экологической культуры учащихся начальной школы

1799

Автор: Сиделкина Надежда  Павловна, завуч по УВР МКОШИ №3 (Астраханская область)

Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем увлечь.
Охранять зорко нашу природу –
Это Родину, значит, беречь.
М.Андронов.

Одной из составляющих основной образовательной программы начального общего образования согласно федеральному государственному образовательному стандарту является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у младших школьников.

Наиболее эффективным путем формирования экологической культуры является направляемая и организуемая взрослыми работа школьников, формирующая представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, познавательный интерес и бережное отношение к природе.

Формирование экологической культуры – это развитие чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

Познание природы детьми, нахождение в ней способствует развитию интеллектуальной, эмоциональной, действенно-практической деятельности, а также психической, физической и духовной.

Сегодня процесс экологического воспитания рассматривается с позиций целостности, единства человека и природы. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н.Толстой. К.Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой.

Таким образом, идея природособразности широко находит применение в экологическом развитии и воспитании детей, которая включает в себя следующие положения:

  • следование природе детей,
  • использование природной среды в целях развития детей, а также развития у них экологической культуры.

Непосредственное общение с природными объектами происходит во время экологических экскурсий, цель которых заключается не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия живых существ, и не в том, чтобы научить отыскивать и описывать их особенности, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов. Важно научить учащихся представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями. Вместе с учащимися выявляем последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения. С другой стороны изучаем природные явления, их свойства, т.е. развиваем у детей рационалистическое восприятие действительности.

В процессе экскурсий учащиеся прислушиваются к звукам природы, высказывают свои впечатления, спорят, ошибаются, обсуждают, т. е. идёт непосредственное общение с природными объектами, интенсивное развитие культурного человека в контакте с местной окружающей средой.

Каждая экскурсия вызывает сплетение эмоций, создает приподнятое настроение, формирует доброжелательные отношения в коллективе, решаются задачи эстетического воспитания.

К.Д.Ушинский писал: "А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитии молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога".

Организация во время экскурсий игр, таких как "Узнай дерево по листу", "Что изменилось", "Назови предметы живой и неживой природы", "Кто как издаёт звуки и передвигается", направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что впечатлило, а также цитирование поэтических строк Ф.Тютчева, С. Есенина, А. Фета, А. Пушкина о природе повышают познавательный интерес и решают задачи эстетического воспитания.
На любой экскурсии вместе с детьми повторяем правила поведения в природе. Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей. Но встаёт вопрос: хороши ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер? Ведь получается: "Не делай того, не делай этого…". Но определенные экологические запреты абсолютно необходимо. Сомневаться в этом – значит делать уступку потребительскому отношению к природе, от которого ничего, кроме беды ждать не приходится. Поэтому важно систематически вести целенаправленную, кропотливую работу, ориентированную на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованы, стали убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобно привычке говорить "спасибо" или вытирать ноги перед входом в дом. Эти правила оформляются в виде красочных табличек на уроках технологии и ИЗО и используются при проведении уроков окружающего мира.

Через всё содержание работы по формированию у воспитанников экологической культуры они подводятся к мысли, что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе мы отдыхаем, наслаждаемся красотой природных объектов и явлений, занимаемся спортом, трудимся, из неё получаем воздух, воду, питание, поэтому разумно подходить к потреблению природных ресурсов, их сохранению, умножению, ощущать свою ответственность за состояние окружающей среды, всегда помнить о том, что мы оставим нашим потомкам?
К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелегкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы.

Главное, чтобы дети поняли идею единства взаимосвязи человека и природы. Человек – составная часть природы, поэтому не следует их противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве. Н.Ф.Федоров в «Философии общего дела» в 90-х годах прошлого века, когда до экологического кризиса в его понимании было ещё далеко, писал: "Цивилизация, эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца".

Основная задача школы – вооружить школьников навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, способствовать формированию активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля. Важно довести до сознания детей мысль Антуана де Сент-Экзюпери: "Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя".

Литература:

  1. З.Абдулаев. Экологическое отношение и экологическое сознание. М. 1991
  2. Н.Ф. Виноградова. Воспитание положительного отношения к природе. М.1991
  3. Г.П. Новикова. Формирование культуры в свете непрерывного экологического воспитания. // Образование и наука. 2003 №1
  4. Е.С. Савинов Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М. Просвещение.2012

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль