Реорганизация муниципальных ДОУ как средство повышения эффективности их работы

7987

На протяжении пяти лет в Российской Федерации осуществляется модернизация бюджетной сферы, основная цель которой - повышение эффективности работы учреждений государственного и муниципального сектора путем перехода от управления затратами к управлению результатами.

Управление результатами на уровне муниципальных ведомств предполагает планирование деятельности учреждений, направленное на достижение конкретных и измеримых социально значимых результатов. Одной из форм такого управления является формирование и размещение муниципального задания образовательным учреждениям.

Определение эффективности работы ДОУ

Внедрение механизма размещения муниципального задания ориентирует бюджетные учреждения не столько на освоение средств, сколько на получение конечного результата - качественной услуги.

Механизм размещения муниципального задания предусматривает наличие стоимости образовательной услуги, поскольку в рамках такого задания финансируется не содержание образовательного учреждения, а объем услуг. Другими словами, бюджет учреждения формируется в зависимости от числа воспитанников, посещающих конкретный детский сад.


Под муниципальным заданием понимается комплекс¬ный план, в конечном итоге определяющий обязательства муниципалитета по предоставлению населению данной территории образовательных услуг за счет средств бюджета: объем финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение этихуслуг,условия и порядок ихоказания, атакже требования кэффективной деятельностиобразовательного учреждения.


Принцип "финансирование за услугу" в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) г. Перми введен с 2008 г. В ходе его внедрения возникла проблема, связанная с функционированием малогрупповых детских садов, имеющих в своем составе пять и менее групп. Действительно, расходы на содержание административного и обслуживающего персонала, как правило, одинаковы и в больших садах, и в малокомплектных. Однако бюджеты этих учреждений существенно различаются, поскольку напрямую зависят от количества воспитанников. В результате у руководителя ДОУ с большим числом групп есть возможность направлять средства на укрепление материальной базы, внедрение инновационных технологий и пр. Заведующий же малогрупповым садом в условиях подушевого финансирования покрывает только самые необходимые статьи затрат: заработная плата, коммунальные услуги и т. д. Очевидно, что функционирование многогрупповых детских садов эффективнее малокомплектных.

Сравним значения некоторых показателей эффективности работы малогрупповых и многогрупповых ДОУ. В таблице приведены сведения об эффективности работы детских садов в среднем по г. Перми за 2008 г.

Эффективность работы ДОУ

Показатель

Единицы измерения

6–12-групповые детские сады

2–5-групповые детские сады

Средняя заработная плата педагогических работников

Руб.

8549

7238

Количество воспитанников на одного административного работника

Ед.

62

20

Общий уровень укомплектованности кадрами по штатному расписанию

%

91

79

Доля педагогических кадров с высшим образованием от общего количества кадров

%

48

29

Количество дополнительных образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам

Ед.

10

3

Как видно из таблицы, необходимо повышать эффективность функционирования малогрупповых детских садов путем их реорганизации в форме присоединения к многогрупповым. Важно отметить, что процедуры такой реорганизации регулируются как на федеральном уровне, так и на уровне органов местного самоуправления.

Реорганизация сети ДОУ г. Перми

Главная цель реорганизации сети ДОУ г. Перми - обеспечение доступности качественного образования всем детям города при высокой степени

эффективности использования кадрового потенциала отрасли, имущественных и финансовых ресурсов.

В основу процедуры реорганизации сети муниципальных ДОУ г. Перми были положены следующие принципы:

  • доступность образовательных услуг для всех жителей города;
  • повышение качества образовательных услуг;
  • сохранение и приумножение индивидуальности образовательных систем (образовательная система каждого ДОУ имеет свои особенности, потенциал развития, но в то же время и свои ограничения, поэтому важно, чтобы реорганизация не разрушила то лучшее, что есть в учреждениях, а, наоборот, создала новые стимулы, предпосылки для развития индивидуальности образовательной системы); вариативность образовательных систем (при оказании услуг необходимо учитывать права и интересы потребителей услуг);
  • концентрация ресурсов (речь идет о кадровых, научно-методических, материальных и финансовых ресурсах);
  • системность (принцип, предусматривающий рассмотрение предмета реорганизации как целостной системы, учет связей всех элементов как внутри системы, так и с внешней средой).

В ходе реорганизации ДОУ должны быть соблюдены права всех участников образовательного процесса: воспитанников, их родителей, педагогических работников.


Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • объединение кадровых и материальных ресурсов нескольких учреждений в целях расширения спектра образовательных услуг и повышения их качества (укрупненные ДОУ с большой территорией и инфраструктурой, штатом воспитателей и узкопрофильных специалистов могут в полном объеме удовлетворить растущие запросы родителей, желающих повысить общий уровень развития детей, раскрыть их способности, подготовить к обучению в определенной школе);
  • повышение заработной платы педагогических работников за счет оптимизации штатного расписания;
  • повышение эффективности использования имущественного комплекса, что предполагает системный подход к содержанию и модернизации объединенного имущества.

Итоги реализации программы реструктуризации сети ДОУ г. Перми

На 1 января 2009 г. в г. Перми функционировали 93 малокомплектных детских сада, что составляло 45% от общего числа муниципальных ДОУ.

С целью развития сети образовательных учреждений города на муниципальном уровне департаментом образования в 2008 г. была разработана и принята ведомственная программа "Реструктуризация сети образовательных учреждений города Перми". Программа, рассчитанная на два года, предусматривает мероприятия по реорганизации ДОУ путем присоединения и по переводу ряда детских садов в статус автономных.

Необходимо отметить, что выбор детских садов для включения в программу реорганизации был проведен в соответствии с социальными, экономическими, финансовыми расчетами. Учтены были и субъективные факторы, такие как готовность руководителей и педагогических коллективов к изменениям, а также наличие поддержки со стороны родителей воспитанников детских садов.

В результате осуществления программы развития сети ДОУ в Перми на 1 декабря 2010 г. реорганизованы 50 малокомплектных учреждений, которые вошли в состав объединенных детских садов. В течение 2011 г. планируется присоединить еще 17 ДОУ.

Реализация программы продолжается. Но уже сегодня можно утверждать, что реорганизация позволяет повысить эффективность работы образовательных учреждений. Приведем несколько фактов.

Расширился перечень дополнительных услуг, предоставляемых укрупненными учреждениями, количество образовательных услуг в каждом из них увеличилось вдвое. В семи учреждениях города бассейнами теперь могут пользоваться все воспитанники из присоединенных учреждений, охват детей увеличился в три раза. Но самое главное - у родителей воспитанников объединенных учреждений появился большой выбор услуг как образовательных, так и узкопрофильных специалистов.

В результате оптимизации штатного расписания административный корпус реорганизуемых учреждений уменьшился на 30%, что позволило увеличить заработную плату заведующим за счет стимулирующих выплат. На должность руководителей ДОУ теперь могут претендовать более подготовленные, квалифицированные менеджеры.

Зарплата воспитателей в укрупненных детских садах больше по сравнению со средним показателем по городу на 1200 руб., а укомплектованность воспитателями выше на 8%.

Во вновь организованных укрупненных садах появилась возможность аккумулировать средства фонда материального обеспечения (далее - ФМО) на текущий и капитальный ремонты и выполнять их поэтапно. Так, только за счет ФМО шесть из реорганизованных учреждений отремонтировали кровли, пять приобрели оборудование для пищеблоков и прачечных, три учреждения сменили вентиляционные системы.

В результате реорганизации дошкольных учреждений путем присоединения повысилась эффективность управления этими учреждениями со стороны муниципалитета, т. к. уменьшилась общая численность детских садов, качественно улучшился их руководящий состав. Руководители укрупненных детских садов получили возможность "для маневра": наличие нескольких зданий позволяет оптимально спланировать работы по поддержанию и модернизации имущественного комплекса, большой педагогический коллектив дает возможность развивать инновационную деятельность.

Таким образом, реорганизация ДОУ путем присоединения способствует повышению эффективности их работы, позволяет обеспечить развитие сети образовательных учреждений в соответствии с требованиями современной экономики и социальной сферы, а кроме того, создает условия для оптимизации организационных ресурсов и финансовых затрат государства по эффективному управлению образовательными организациями.

Рассмотрим реорганизацию ДОУ на примере одного объединенного детского сада.

Пример

В июне 2009 г. к МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 144" были присоединены три малогрупповых детских сада: один четырехгрупповой и два пятигрупповых.

На сегодняшний день в объединенном детском саду получают образовательные услуги 572 воспитанника. ДОУ имеет 24 группы, две из которых для детей с нарушениями речи.

В дошкольном учреждении после объединения произошли изменения в организации образовательной работы с детьми. Расширился спектр дополнительных образовательных услуг, в т. ч. платных. Так, совокупное число образовательных услуг во всех ДОУ до их объединения составляло 12 (причем в одном из присоединившихся учреждений их не было вообще), а на 1 июня 2010 г. их количество увеличилось до 19.

Важно отметить, что независимо от корпуса, где расположена группа, каждому воспитаннику стал доступен весь набор образовательных услуг. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что возглавил объединенный детский сад менеджер, у которого был не только опыт предоставления качественных, разнообразных образовательных услуг, но и желание работать по-новому, руководить эффективно. С другой стороны, увеличился кадровый потенциал учреждения, расширились возможности использования объединенных материальных ресурсов.

В целом увеличился охват логопедической помощью детей с нарушениями речи с 10 до 40% (до реорганизации в двух детских садах дети ее не получали из-за отсутствия специалистов).

Все воспитанники объединенного детского сада пользуются услугами современного физиотерапевтического кабинета, который был в одном из присоединенных учреждений.

У педагогических работников расширились возможности обмена инновационным опытом: сейчас коллектив насчитывает 70 чел., причем 58 из них - воспитатели. В детском саду открыты группы кратковременного пребывания, увеличилось количество участников хореографической и театральной студий, введены ритмика и занятия по оздоровительной физкультуре.

В результате оптимизации штатного расписания произошло сокращение ставок административного персонала с 11 до 4. При этом количество педагогических работников осталось прежним, а их заработная плата выросла. Если до объединения она составляла в малогрупповых садах в среднем 8500 руб., в десятигрупповом - 11 000 руб., то в настоящее время средняя зарплата воспитателей объединенного детского сада равна 12 153 руб. Для сравнения: в целом по отрасли заработная плата воспитателей увеличилась в среднем на 1000 руб., в 2009 г. она составляла 8621 руб., за I квартал 2010 г. - 9542 руб.

Так как учреждение имеет общую административную команду, появилась возможность перестроить работу с обслуживающим персоналом в детском саду: объединить и обслуживающий персонал. Для решения возникающих хозяйственных вопросов в детском саду сформирована мобильная группа, включающая специалистов всех профилей (электрика, слесаря, плотника и сантехника), которые обслуживают все корпуса объединенного учреждения. Заработная плата у них выросла в среднем на 800-1000 руб. за счет сокращения общего количества рабочих, ведь все здания теперь обслуживает один специалист.

В результате реорганизации появилась реальная возможность использовать средства фонда материального обеспечения объединенного учреждения для оптимального решения вопросов по содержанию всего имущественного комплекса, состоящего из четырех зданий.

Необходимо пояснить, что норматив на одного ребенка состоит из двух частей: фонда оплаты труда (ФОТ) и фонда материального обеспечения. Средства ФМО в первую очередь предназначены для поддержания имущественного комплекса учреждения, оплаты коммунальных услуг и услуг связи, а также для приобретения оборудования и инвентаря с целью обеспечения основной деятельности.

В реорганизованном детском саду в 2010 г. средства ФМО были направлены на ремонт двух зданий. Общая сумма расходов составила 2,5 млн. руб., и это при том, что ФМО всего детского сада равен 3,2 млн. руб. На следующий год планируется эти средства направить на оснащение и приведение в нормативное состояние двух других корпусов.

Нормативные документы

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.07.2010); (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 08.05.2010)
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 17.12.2009)
  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 08.11.2010)

Т.П. Дворак,
нач. управления стратегического планирования департамента
образования администрации г. Перми;
Л.В. Останина,
зав. МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 144" г. Перми,
почетный работник общего образования РФ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль