Что хотелось бы увидеть в новом законе об образовании?

1790

Продолжается обсуждение проекта нового федерального закона об образовании, который определит развитие всей образовательной системы на ближайшие десятилетия. По мнению разработчиков, изменения носят концептуальный характер, и все мы столкнемся с принципиально новой ситуацией: с одной стороны, для образовательных учреждений вводятся весьма жесткие рамки, а с другой – появляются дополнительные возможности. Своими впечатлениями и предложениями по проекту нового закона с нами поделились эксперты, специалисты и руководители системы образования, что совпадает с позицией Министерства образования и науки РФ, которое официально объявило о проведении общественной дискуссии по законопроекту, выразив готовность скорректировать вариант документа, размещенный в Интернете.


По поручению Президента РФ проект федерального закона об образовании с 1 декабря 2010 г. размещен на сайте zakonoproekt2010.ru. Планируется, что с учетом результатов общественного обсуждения в ближайшее время он будет внесен в Правительство РФ и далее - в Государственную Думу. Выскажите ваше общее впечатление о документе: что понравилось, что не очень и по какой причине?


Михаил Львович Левицкий, декан экономического факультета ГОУ ВПО "Московский городской педагогический университет", академик Российской академии образования:

- Принятие нового закона давно назрело, поскольку отношения в сфере образования регулируются большим количеством законодательных и других нормативных документов, в т. ч. и СССР. Такое "лоскутное одеяло" приводит к тому, что многие нормы законодательства дублируются, а это, в свою очередь, ведет к нарушениям прав граждан и образовательных организаций, способствует увеличению количества обращений в судебные инстанции.

В представленном на обсуждение законопроекте уточняется понятие структуры системы образования и дополнительно предлагается в нее включить: обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организации, осуществляющие научно-методическое, ресурсное, производственное, информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности, управление системой образования, оценку качества образования.

Также в законопроекте уточняются названия уровней образования и расширяется их перечень: предлагается дополнительно ввести дошкольное образование и начальное общее образование.

Галина Петровна Малова, зав. ГБОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 733", г. Москва:

- Хочу сказать о наболевшем: в проекте закона в главе "перечень видов детских садов" опять нет детского сада присмотра и оздоровления. Правда, в одной из статей упоминается о неких детских садах "присмотра и ухода", но Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении от 12.09.2008 № 666 такой вид не предусмотрен. Получается, что из-за терминологической путаницы мы опять повисаем в воздухе, остаются без разъяснения принципиальные вопросы: продолжительности отпуска, размера надбавки к заработной плате за условия работы с детьми (часто болеющими, аллергиками, с туберкулезной интоксикацией), продолжительности рабочего дня, штатного расписания и отнесения учреждения к группе по оплате труда руководителей для установления разрядов оплаты труда. А на практике эта терминологическая путаница приводит к тому, что наши сотрудники уже потеряли 20%-ную надбавку к заработной плате и 56-дневный отпуск (осталось 42 дня).

Наталья Георгиевна Астафьева, нач. управления образования и науки Тамбовской области:

- Задача обновления законодательства в области образования назрела еще 2-3 года назад. И не только потому, что закон "Об образовании" отличается огромным количеством правовых пробелов и противоречивостью. Действующий закон серьезно отстал от реальной практики в регионах, сохраняются избыточные административные ограничения, связанные с типологией образовательных учреждений, затрудняющие их развитие, и т. п.

Поэтому рабочие материалы к проекту закона об образовании в нашей области внимательно изучались на всех уровнях. В ходе заинтересованного общественного и профессионального обсуждения было высказано немало критических замечаний. Большинство предложений, которые мы направляли в адрес Государственной Думы, Министерства образования и науки, в настоящее время учтены. На наш взгляд, текст проекта федерального закона об образовании в Российской Федерации существенно переработан министерством, из него исключены дублирующие друг друга нормы, устранены внутренние противоречия, авторы отказались от попытки излишне подробно детализировать все в одном законе.

Но проект еще далек от идеала.

Александр Иванович Вавилов, ст. науч. сотрудник Института развития образования ФГОУ ВПО "НИУ - Высшей школы экономики":

- На юриста производят впечатление, прежде всего, структура и объем законопроекта. Проект закона об образовании в Российской Федерации построен по образцу кодекса, т. е. содержит общую часть - первые девять глав, определяющих правовое регулирование всей сферы образования, и особенную - с 10-й по 19-ю главу, т. е. часть, посвященную особенностям отдельных видов или типов образования. Однако это не кодекс, и части в законопроекте не обозначены.

Что касается содержания, то впечатления противоречивые. Хорошо, что предпринята попытка систематизировать множество законодательных и подзаконных актов, регламентирующих сферу образования. Ну а плохо то, что законопроект производит впечатление компиляции типовых положений, действующих законов и некоторых других нормативных актов. Кстати, по этой причине типовые положения законопроектом и не предусматриваются. В случае его принятия их надо будет отменять.

К положительным моментам в законопроекте можно отнести новую типологию уровней образования (в частности, дошкольное образование выделяется как первый уровень, однако не обязательный). Второй уровень - школа, третий - среднее профессиональное образование (а начального профессионального образования не предусматривается, поскольку его нет и в Конституции РФ, т. е. рабочие будут получать профессию в рамках среднего профессионального образования или профессионального обучения). Четвертый уровень - высшее образование.

Предусматривается новая типология и наименование образовательных учреждений. Они будут называться "образовательные организации". Для дошкольных образовательных организаций законопроект предлагает всего два вида: детский сад и детский сад компенсирующего вида. Однако дополнительные виды и категории вправе устанавливать Президент, Правительство РФ и власти субъектов РФ. Полагаю, что субъекты РФ сохранят оправдавшие себя на практике прежние виды и категории ДОУ.

Другие важные особенности законопроекта:

  • образовательный договор предполагается обязательным при зачислении обучающегося, воспитанника в любую образовательную организацию. Сейчас он обязателен только при получении платных образовательных услуг;
  • обязательной для любой образовательной организации будет публикация сведений на сайте в Интернете согласно перечню. Перечень сведений достаточно большой и не все из них характерны для ДОУ, например, о стипендиях. Однако сведения о программах, персональном составе педагогических кадров с указанием их квалификации, материально-техническом обеспечении, о поступлении и расходовании денежных средств, о планах финансово-хозяйственной деятельности и сметах и др. будут обязательными. Каждому ДОУ придется создать свой сайт и обновлять обязательные сведения в течение 30 дней с момента изменений.

В чем суть ваших предложений? Что вам хотелось бы увидеть в новом законе об образовании?


Михаил Львович Левицкий, декан экономического факультета ГОУ ВПО "Московский городской педагогический университет', академик Российской академии образования:

- Рассчитываем увидеть в новом законе условия финансирования дошкольных образовательных организаций. Сложилась парадоксальная ситуация, когда школы получают субвенции от субъекта Российской Федерации на финансирование образовательных программ, оплату труда работников, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, а детские сады - нет. Они ничего не получают из региона, их финансирует напрямую муниципалитет, у которого, как известно, ограниченные финансовые возможности. И поскольку планируется включить дошкольные образовательные организации в "единую семью" общего среднего образования, то мы предлагаем норму о финансировании применять и к ним. Это справедливо - выделять из регионального бюджета местному необходимые средства на реализацию образовательных программ для дошкольных организаций в том же размере и на те же цели, что и для общеобразовательных школ.

Галина Петровна Малова, зав. ГБОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 733», г. Москва:

- Надеюсь, что терминологическая "каша" будет преодолена и наши детские сады присмотра и оздоровления будут наконец-то внесены не только в основной образовательный закон, но и в многочисленные регламентирующие документы, что, безусловно, восстановит наш статус и заработную плату. В целом, вопрос статуса - самый острый во всех дискуссиях, и новый закон, по нашему мнению, должен будет обеспечить сохранение кадрового педагогического потенциала.

Наталья Георгиевна Астафьева, нач. управления образования и науки Тамбовской области:

- Требует серьезной доработки понятийный аппарат. В проекте не четко раскрыты такие понятия, как "образовательная программа", "примерная образовательная программа", "основная образовательная программа".

Многие важные для системы образования нормы носят декларативный характер, пока не определены механизмы их практической реализации. В качестве основополагающего принципа правового регулирования в сфере образования предлагается демократический, государственно-общественный характер управления образованием. В частности, законопроектом не предусмотрены конкретные механизмы использования результатов общественной аккредитации при проведении государственной аккредитации. При таком подходе общественная аккредитация превращается в формальность.

Проект предусматривает серьезную модернизацию системы профессионального образования. Это нас радует, потому что мы понимаем, что назрела острая необходимость решения целого ряда актуальных проблем - институциональных, инфраструктурных, кадровых. Механизмом их решения может стать расширение полномочий субъектов РФ в управлении сферой профессионального образования.

Считаю необходимым более четко определить типы и виды образова¬ельных организаций.

Александр Иванович Вавилов, ст. науч. сотрудник Института развития образования ФГОУ ВПО "НИУ - Высшей школы экономики":

- К сожалению, глава 10 законопроекта, посвященная дошкольному образованию, получилась весьма короткой. И я бы предложил ее разработать более детально. Иначе многое останется непонятным, особенно после отмены типовых положений.

В целом для законопроекта характерно, что он охватывает почти все существующее законодательное регулирование образования, особенно законы и нормативные акты, принятые в последнее время. Так что принципиально ничего не изменится, кроме названий, которые, конечно, придется менять, и привыкать к новым. Например, в дошкольном образовании плата за содержание детей будет называться "родительская плата за присмотр и уход за детьми", а ее размеры, как и льготы, останутся прежними.

Опрос провела С.В. Макарова



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль