Аминокислоты в питании детей

7288

Воздействие аминокислот на организм

Примерно 40% всех аминокислот в питании детей дошкольного возраста составляют незаменимые аминокислоты. Глицин, глутаминовая кислота, аргинин, аспарагиновая кислота, пролин, аланин, серин, тирозин, цистеин, аспарагин, глутамин синтезируются организмом из других аминокислот, т. е. являются заменимыми.


Незаменимые аминокислоты: изолейцин; лейцин; лизин; метионин; фенилаланин; треонин; триптофан; валин.


Дефицит незаменимых аминокислот или их несбалансированность приводят к ухудшению аппетита, задержке роста и развития, жировой дистрофии печени, а избыток аминокислот - к развитию целого ряда заболеваний.

Особенности воздействия некоторых аминокислот на организм ребенка представлены в табл. 1.

Функции основных аминокислот (заменимых и незаменимых)

Наименование аминокислоты

Воздействие на организм

Валин

Стимулирует умственную деятельность и активность, координацию движений

Изолейцин

Участвует в образовании гемоглобина

Лейцин

Способствует заживлению повреждений кожи и костной ткани; снижает уровень сахара в крови при диабете

Наименование аминокислоты

Воздействие на организм

Лизин

Активизирует иммунную систему; способствует восстановлению костных и соединительных тканей, усвоению кальция; стимулирует умственную работоспособность

Метионин

Способствует восстановлению тканей печени и почек; превращает избыточное накопление жира в энергию; предотвращает утомление

Треонин

Активизирует иммунную систему, участвует в образовании иммуноглобулинов и антител, способствует функционированию органов пищеварения; участвует в процессах роста тканей

Триптофан

Способствует восстановлению кожи и волос; улучшает пищеварение; повышает сопротивляемость стрессам

Фенилаланин

Способствует процессам запоминания; снижает аппетит; улучшает функционирование кровеносной системы; повышает работоспособность

Аланин

Регулирует уровень сахара в крови; является источником энергии для клеток мозга; участвует в энергообразовании

Аргинин

Стимулирует иммунную систему; предотвращает физическую и умственную усталость; защищает печень

Аспарагин

Важнейший строительный материал для клеток; участвует в функционировании нервной системы

Аспарагиновая кислота

Повышает активность иммунной системы, выносливость; защищает печень

Гистидин

Участвует в образовании красных и белых кровяных телец; поддерживает функцию слухового нерва

Глицин

Участвует в образовании заменимых аминокислот; способствует расходованию жира из печени; усиливает рост костных тканей

Глутамин

Стимулирует память и концентрацию внимания; обеспечивает иммунитет; повышает умственную работоспособность

Глютаминовая кислота

Участвует в метаболизме сахара и жиров; активирует работу центральной нервной системы

Пролин

Важнейший белковый строительный материал человеческой клетки; при наличии витамина С помогает заживлять раны; способствует хорошему функционированию суставов, укрепляет сухожилия и связки

Серин

Участвует в образовании гликогена; укрепляет иммунную систему

Тирозин

Участвует в образовании красных и белых кровяных телец, в продукции меланина (пигмента кожи и волос), стимулирует образование гормонов (щитовидная железа, гормоны роста)

Цистеин

Укрепляет иммунную систему; ускоряет заживление тканей; улучшает функционирование мозга

Последствия нарушений обмена аминокислот

Для того чтобы обеспечить синтез белка, все требуемые для организма аминокислоты должны поступать с пищей одновременно.

Животные и растительные белки, а также содержащиеся в них аминокислоты усваиваются организмом неодинаково, что зависит от качества продуктов, технологии их приготовления и способа кулинарной обработки.

Нарушение обмена отдельных аминокислот в организме ребенка может спровоцировать появление серьезных заболеваний. Наиболее распространенным из них является фенилкетонурия (фенилаланинемия, фенилпировиноградная олигофрения) (далее - ФКУ) - врожденное нарушение метаболизма, сопровождающееся накоплением крови в мозгу и приводящее к повреждению мозга. У ребенка отмечаются задержка психомоторного развития, проблемы с поведением, что проявляется в раздражительности, гиперактивности и стремлении к разрушению. В случае отсутствия лечения это может привести к умственной отсталости.

Способом лечения ФКУ является диетотерапия, ограничивающая поступление в организм пищевого белка (источника фенилаланина) до минимальной возрастной потребности. В пищевой рацион больных включают овощи, фрукты, соки, а также специальные малобелковые продукты (хлеб, вермишель, крупу на крахмальной основе). Соблюдать диету необходимо как минимум до периода полового созревания, а в некоторых случаях - пожизненно.

Содержание аминокислот в продуктах питания

Качество белка, поступающего с пищей, напрямую зависит от наличия в нем полного набора незаменимых аминокислот. Приготовление смешанных блюд, содержащих животные и растительные продукты, способствует получению полноценных пищевых белковых композиций. Это следует учитывать при формировании меню воспитанников дошкольных учреждений.


Коэффициент усвоения белков увеличивается при умеренной тепловой кулинарной обработке.


В молоке и молочных продуктах содержится животный полноценный белок, который усваивается на 98%, т. к. аминокислоты молока хорошо сбалансированы. Мясо, птица, рыба содержат совершенный белок, в него входят все аминокислоты, в которых нуждается организм. Овощи и фрукты являются более бедными источниками белков.

В табл. 2 представлены данные о содержании незаменимых аминокислот в продуктах питания.

Содержание незаменимых аминокислот в продуктах питания животного и растительного происхождения

Продукт

Белок, %

Аминокислоты (мг на 100 г продукта нетто)

Триптофан

Лизин

Метионин

Валин

Треонин

Лейцин

Изолейцин

Фенилаланин

Гистидин

Яйцо куриное

12,7

204

903

424

772

610

1081

597

652

340

Молоко, молочные продукты

Молоко коровье

3,2

50

261

87

191

153

324

189

171

90

Творог нежирный

18,0

180

1450

480

990

800

1850

1000

930

560

Продукт

Белок, %

Аминокислоты (мг на 100 г продукта нетто)

Триптофан

Лизин

Метионин

Валин

Треонин

Лейцин

Изолейцин

Фенилаланин

Гистидин

Творог жирный

14,0

212

1008

384

838

649

1282

690

762

447

Сыр твердый

26,8

788

1747

865

1414

1067

1780

1146

1280

1508

Мясо, птица, субпродукты

Говядина 1-й категории

18,6

210

1589

445

1035

803

1478

782

795

710

Говядина 2-й категории

20,0

228

1672

515

1100

859

1657

862

803

718

Телятина 1-й категории

19,7

245

1683

414

1156

855

1484

998

791

739

Телятина 2-й категории

20,4

260

1755

453

1177

892

1566

1050

828

740

Свинина мясная

14,3

191

1239

342

831

654

1074

708

580

575

Куры 1-й категории

18,2

293

1588

471

877

885

1412

653

744

486

Куры 2-й категории

20,8

330

1699

574

899

951

1824

828

896

379

Печень говяжья

17,9

238

1433

438

1247

812

1594

926

928

847

Язык говяжий

16,9

176

1373

345

845

708

1215

766

696

616

Колбаса

Докторская

12,8

151

945

177

672

529

913

547

508

318

Сосиски молочные

11,4

203

839

111

630

357

757

313

369

302

Рыба

Треска

16,0

210

1500

500

900

900

1300

1500

800

450

Минтай

15,9

200

1800

600

900

900

1300

1100

700

400

Судак

18,4

184

1619

534

975

791

1398

938

681

400

Сельдь атлантическая

19,0

250

1800

350

1000

900

1600

900

700

500

Бобовые

Горох

23,0

260

1660

250

1100

930

1650

1330

1110

600

Фасоль

22,3

260

1590

280

1120

870

1740

1030

1130

630

Крупы

Гречневая

12,6

180

630

260

590

500

680

520

540

300

Овсяная

11,9

160

420

140

580

350

780

500

550

220

Рисовая

7,0

80

260

130

420

240

620

330

350

160

Перловая

10,4

100

300

120

490

320

490

460

460

190

Ячневая

9,3

120

320

160

450

210

510

560

490

230

Пшено

12,1

180

360

270

620

440

1620

590

580

290

Мучные изделия

Хлеб ржаной

5,5

67

186

62

268

175

356

207

309

103

Булочка “Октябренок” для детского питания

11,1

126

423

318

503

394

913

494

442

237

Овощи

Картофель

2,0

28

135

26

122

97

128

86

98

23

Нормы потребления белка детьми дошкольного возраста

Для детского растущего организма потребление продуктов, содержащих необходимые аминокислоты, является жизненно необходимым.

Питание детей дошкольного возраста в организованных коллективах следует организовывать на основе принципов сочетаемости блюд и взаимодополняемости биологических эффектов. Ежедневно в него должны быть включены: молоко, кисломолочные напитки, сметана, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыбу, сыр, яйцо и другие) необходимо употреблять 2-3 раза в неделю. При составлении меню важно придерживаться рекомендаций санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91.

Нормы суточного потребления белков как источников необходимых аминокислот для детей раннего и дошкольного возраста представлены в табл. 3 .

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей

Показатели (в сутки)

1–2 года

2–3 года

3–7 лет

Энергия (ккал)

1200

1400

1800

Белок, г

36

42

54

Жиры, г

40

47

60

Углеводы, г

174

203

261

Нормативные документы

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91

Л.Ю. Волкова,

канд. мед. наук, науч. сотрудник отдела детского питания НИИ питания РАМН



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль