Разработка "Партнерство ДОУ и семей воспитанников в коррекционной работе по освоению основной общеразвивающей программы"

1792
Автор: Карькова Ольга Михайловна, старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №181 городского округа Самара

В настоящее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это и речевые проблемы, и недоразвитие психических функций, и процессы, связанные с серьезными отклонениями в здоровье. Проведенное нами обследование речевого развития детей МБДОУ показало наличие у 68% воспитанников проблем в становлении правильного звукопроизношения и речи в целом. Однако большинство родителей (по результатам анкетирования ) не видят недостатков в речевом развитии своих детей и не соотносят их с физическим здоровьем ( хронический ринит, аденоиды). Они считают, что с возрастом речь нормализуется сама собой и не придают особого значения работе по формированию правильной речи либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.

К большому сожалению, есть еще родители, которые постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Тем самым родители формируют у ребенка комплекс неполноценности.

Выявленная проблема показала актуальность и востребованность вопроса о партнерстве логопеда с семьями воспитанников. Это во многом определяет освоение ребенком основной общеразвивающей программы, которая обеспечивает развитие интегративных качеств ребенка, а значит, его успешность в дальнейшей жизни.

Актуальность проблемы определяется также имеющимися противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной помощи всем нуждающимся из-за нехватки мест
  • необходимостью участия родителей в коррекционной работе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия логопеда и семьи по данному направлению
  • оказанием своевременной помощи ребенку.

В нашем образовательном учреждении существует практика общения логопеда с родителями, которая взаимно обогащает обе стороны. Родители являются партнерами, но их надо научить партнёрству . (Партнёрство – совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях , направленная на достижение общей цели . Википедия . )

Результаты партнерских отношений логопеда с родителями в нашем образовательном учреждении очевидны. За период обучения мы добиваемся осознания родителями важности и необходимости оказания коррекционной помощи своим детям в преодолении речевых дефектов через посещение родителями логопункта при поликлинике, зачисление в логопедические группы, индивидуальное консультирование.

В результате из 68 % выявленных детей - 40% охвачено специальной помощью.
Это:

  • Повышение уровня знаний и умений в области коррекционной работы с детьми.
  • Повышение степени активного участия родителей в организации мероприятий ДОУ.
  • Осознание родителями позиции первых педагогов собственных детей.

Логопед взаимодействует с ребенком и родителями . В свою очередь родители взаимодействуют с ребенком. Это своего рода фундамент пирамиды. Не будет взаимодействия родителя с ребенком, рухнет вся пирамида.

В своей работе мы используем поэтапное включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей.

1 этап - Информационно – аналитический

Используются традиционные формы.

  • Анкетирование
  • Индивидуальные беседы
  • Выступления логопеда на родительских собраниях
  • Родительское собрание "Давайте познакомимся".

Такое собрание проходит с включением игрового практикума или занятия с целью изучения компетентности родителей в вопросах речевого развития.
На данном этапе логопед знакомит родителей со спецификой проведения занятия, демонстрируя приемы коррекционной работы с ребенком, указывая, на что следует обратить внимание дома.

  • Информационные стенды. "Семейная игралочка", "Дыши правильно", "Пальчиковая гимнастика" и другие, предполагающие совета логопеда. С данным материалом можно играть дома.
  • Круглые столы
  • Конференции для родителей
  • Прайс-листы магазинов, ориентирующие родителей в большом разнообразии игр, специальной и детской литературы.

Наряду с традиционными формами, мы используем в своей работе новые формы партнерства. Так, в нашем образовательном учреждении работает

  • Консультативный день для родителей "Здоровый ребенок" Это система сопровождения родителей воспитанников по речевому развитию, которая объединяет всех специалистов: логопеда, воспитателей и родителей воспитанников в единую команду. Задачи консультативного дня состоят в профилактике возможных нарушений в развитии ребенка:
  • Отставание в развитии на пороге школы;
  • Вопросы здоровья ребенка, как физического, так и психического.

Используются различные формы партнёрства педагогов с родителями:

  • Индивидуальное консультирование взрослых в отсутствие ребенка;
  • Семейное консультирование родителей в сочетании с индивидуальными занятиями ребенка со специалистами;
  • Ответы на обращения родителей.

Практические занятия, направленные на установление взаимодействия «родитель-ребенок-специалист» в условиях комфортной ситуации, позволяют пробудить и поддерживать у родителей интерес к совместной деятельности с ребенком и формировать практические навыки, получать своевременную, достоверную педагогическую информацию.

Эта форма работы, на наш взгляд, является наиболее продуктивной, так как охватывает воспитанников не только логопедических, но и массовых групп для определения индивидуального коррекционного маршрута по преодолению выявленных проблем.

На втором этапе партнерства логопеда и родителей так называемом практическом ("Давайте изучать вместе", "Стоит задача: научить правильно, выполнять задания".)

Помимо перечисленных форм взаимодействия (партнерства ) с родителями мы включаем проведение:

  • Семинаров-практикумов. ("Если ребенок говорит неправильно") с привлечением родителей, где предлагается участие в отдельных эпизодах занятия с ребенком.
  • Домашние задания
  • Занимательные игры для дома
  • Составление рассказов "Я сочиняю сказку", "Нескучные советы"
  • Практические диалоги "Решение педагогических задач", "Наши достижения", "Как общаться с ребенком", "Как проводить пальчиковую и артикуляционную гимнастику"
  • Ведение детского портфолио. Это помогает родителям оценивать динамику в развитии ребенка по содержанию таких разделов ("Мои проекты", "Речевое развитие дошкольника", "Портрет моего ребенка", "Речевой дневник" )
  • Почта для родителей "Надежда"

Родители в письменной форме задают логопеду вопросы о речевом развитии ребенка, которые опускают в почтовый ящик, а логопед в письменной форме отвечает на них.
Третий этап партнерства логопеда и родителей - практический ("Давайте играть вместе", "Мастер-класс"). На данном этапе в нашем дошкольном образовательном учреждении используются такие формы, как:

  • Тренинги по темам: "Правильно – неправильно", "Азбука общения". Приобщать родителей к созданию условий для речевого развития своих детей, участвовать в коррекционных играх, устанавливать доверительные отношения между детьми, родителями , логопедом, объединять их в одну команду.
  • Сбор материала "Шпаргалки для всей семьи". Картотека игр: пальчиковые речедвигательные, игры с песком.

Участие родителей в проектной деятельности:
– сбор информации, оформление материалов , презентация проектов: "История о динозавре", "Моя сказка", "Мое любимое комнатное растение", "Я и моя семья"

  • Организация экскурсий в школу в музей Боевой славы", "Крестьянский быт". "Библиотеку", где проводятся пушкинские чтения на тему "Сказки А. С. Пушкина".
  • Привлечение родителей к участию в проведении праздников и развлекательных мероприятий
  • Практические занятия вместе с ребенком (Логопед предлагает родителям закончить начатое упражнение или самостоятельно выполнить с ребенком задание.)

В нашем образовательном учреждении такие занятия традиционно проводятся в конце учебного года .

  • Занятия в форме
  • КВН
  • Праздник правильной речи
  • Путешествие в страну АБВГДейка
  • Путешествие в Зоопарк
  • Занимательное азбуковедение
  • Колесо грамоты
  • Уроки этикета
  • Викторины Культура речи
  • Привлечение к участию в творческих конкурсах вместе с ребенком
  • Логоритмические

Все это вызывает у детей массу положительных эмоций и воспринимается как маленький праздник. При этом успешно реализуются не только образовательные, но и воспитательные задачи. В практическом взаимодействии родители закрепляют методы и приемы по коррекции речи своего ребенка.

Родители – естественные учителя своего ребенка. От них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку. Чтобы родители помогали детскому учреждению , их надо впустить в него , руководствуясь тем , что родитель не гость , а партнер , полноправный член команды детского образовательного учреждения.

Как мы показали, трудный путь к партнерским отношениям, к такому необходимому взаимодействию учителя – логопеда и родителей , преодолим , если идти к нему целенаправленно , осознанно, организуя работу в данном направлении в системе.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль