Опыт развития творческого потенциала детей дошкольного возраста

1358
Автор: Вдовина Елена Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ "Детский сад №2", Пермский край, г. Оханск

В современных требованиях к осуществлению образовательных и воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности и проявления творчества у детей. К теме детского творчества, к проблеме развития креативных способностей педагогика обращалась во все времена. Это говорит о том, что каждая эпоха кроме традиционных подходов использует особые приемы и методы.

Дошкольный возраст многие определяют как самый податливый для педагогических воздействий: у ребенка еще не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень "впитывания" чрезвычайно высока. Творческой называют такую деятельность человека, при которой создается нечто новое. Не важно, будет это новое материальным или будет жить внутри самого человека – его мысли и чувства.Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать проявления детского творчества. Ведь оно наполняет жизнь ребенка радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит его в атмосферу поиска.

В жизни детей творческие способности и развитие литературных способностей у дошкольников могут выручить в самых разнообразных жизненных ситуациях. Воображение обогащает жизнь детей, делает ее ярче, интересней.

День ребенка в детском саду и дома заполнен разнообразными заботами. Но именно игра (ведущая деятельность) дает ему возможность выразить свои чувства и отношения. Это благодатная почва для проявления детского воображения, фантазии и творчества.Творческая активность выражена в степени самостоятельности в выборе ребенком разных видов деятельности, в стремлении к общению со сверстниками и взрослыми, в формулировке высказываний, отношения ребенка к событиям и т.д.

В нашем детском саду мы используем разнообразные приемы повышения творческой активности ребенка, в том числе и познавательно-исследовательской деятельности. Это:

  • обеспечение интереса к предстоящей деятельности через мотивацию, эмоциональность, значимость;
  • стимулирование исследовательского поведения ребенка в ходе поиска способа выполнения ("Как сделаешь?", "Что узнаешь?");
  • обсуждение с детьми возможных вариантов поиска ("А что изменится, если…", "Попробуем по-другому");
  • помощь в составлении алгоритмов, совместный разбор разных схем и чертежей; - использование приемов творческого воображения и творческой педагогики.
Что же следует учитывать при организации творческих занятий?

Прежде всего обратим внимание на их атмосферу. Здесь недопустимы педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы. Еще С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что « легче бывает делать свое дело в доброжелательном окружении. Недоброжелательность сковывает, парализует особенно чувствительных людей. А почувствовав доброжелательность, дети сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют способности». Нельзя забывать и о содержании, что побуждает детей к творчеству. Это может быть необычный поворот сюжета, совместное эмоциональное переживание и т.д.

Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом развития, ставлю перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей. Опираясь на психолого-педагогические принципы, попыталась внести разнообразность в самостоятельную и совместную деятельность с детьми.

Основные акценты были сделаны на использование нетрадиционных способов рисования, изучения техники оригами, выкладывание мозаики из пробок, фишек и пуговиц, обыгрывание жизненных и проблемных ситуаций, составление творческих рассказов, проявление фантазии детей в разных играх. Побуждают к творческому осмыслению мира маленькие сказки на неожиданные темы.

Подобных примеров творческого общения с детьми достаточно много. Но главное в том, чтобы и форма, и содержание такой деятельности были разнообразными, чтобы у дошкольников не возникало ощущения обычности, рутинности. Между тем именно необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысления окружающего мира.

В развитии творческих способностей дошкольников очень помогает литература. Чтение художественных произведений расширяет кругозор дошкольника, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, обогащает словарный запас, помогает в обучении детей творческому рассказыванию, придумыванию загадок и сказок.

В качестве пожелания к творческим "содействиям" воспитателя и детей предлагаю некоторые рекомендации для педагогов, работающих в области креативной педагогики:

  • будьте терпеливы, не ждите от детей быстрых результатов, просто не торопите события;
  • не забывайте о доброжелательности, не спешите давать оценку детским работам;
  • не бойтесь движения и шума, т.к. творческий запал ищет выхода. Лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться;
  • попробуйте сами поиграть в креативную педагогику, убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

В группах нашего детского сада появилась необходимость создавать небольшие библиотечки родителям для обмена информацией по этой проблеме. Многие родители изучают методическую литературу, содержащую рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой и с удовольствием делятся с другими своим опытом.

Важно организовывать с детьми разные игры, речевые упражнения, разыгрывать ситуации, инсценировки и научить этому их родителей. Например: "Скажи наоборот", "Что бывает горьким?", "Я начну, а ты закончи", "Как сделать так, чтобы…" и другие.

На пятом году жизни дети уже могут импровизировать, поэтому в группе и на прогулке мы создаем условия для театрализованных экспромтов, помогаем разыгрывать действия знакомой сказки или стихотворения.Родители воспитанников должны быть активными помощниками воспитателю. Нужно лишь обговорить с ними проблему, помочь в создании условий. Ведь все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах.Если педагог и родители детей будут взаимодействовать, можно воспитать творческую личность, успешного человека.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль