Способы и методы ознакомления детей с русским фольклором

42721
Вдовина Елена Сергеевна
воспитатель высшей квалификационный категории, МБДОУ "Детский сад №2" Пермский край, г. Оханск

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Обучение на тематических курсах преподавателя ПКИПРО Любимовой Л.В. "Мир народной культуры" вызвали личную заинтересованность и придали мне уверенность вести работу по теме "Знакомство детей с русским народным творчеством". Считаю, что приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности. А.П.Усова писала о том, что в народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет большое, широкое значение, чем то, в каком его применяют воспитатели детских садов: оно имеет значение для патриотического воспитания. Именно поэтому родная культура, русское творчество, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В различных разделах программы "Детство", по которой успешно работает наш детский сад, прописаны задачи по ознакомлению детей с народной культурой:

  • расширение представлений о русском народном искусстве,
  • народном быте, культуре, о традициях и обычаях;
  • накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства;
  • обогащение детского замысла яркими впечатлениями через
  • художественную литературу, музыкально - театральную
  • деятельность; приобщение детей к народным играм.

Перед педагогами стоит задача помочь детям постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народного творчества. Важно не просто добиться механического воспроизведения игр, песен, закличек, а вернуть им живое, естественное существование.

Изучение темы разными исследователями

Культуру Руси можно сравнить с величавым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни. Народ, который дал миру шедевр поэтического творчества "Слово о полку Игореве", летописи княжеских и городских дел, берестяную почту, творения Рублева, Пушкина, Толстого; народ, создавший Дмитровский собор во Владимире, московский Кремль, Адмиралтейство в Санкт — Петербурге сумел даже архитектуру простой крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров.

Народное творчество представляет собой одно из средств народной педагогики. Исследователь народного жанра Г.С. Виноградов считал, что у народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные средства и пути воздействия на юные поколения. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой. Работы Г.С. Виноградова до сих пор остаются лучшими в исследовательской литературе.

Многие исследователи обратились к великому наследию русского народа. Выдающиеся ученые - филологи, историки прошлого века А.Н. Афанасьев, И.М.Снегирев, П.В.Шейн стояли у истоков трудного и увлекательного пути постижения души русского народа, его безграничных творческих возможностей. Описания русского быта стали почти обязательными для этнографических исследований и очерков.  И почти во всех публикациях зримо влияние педагогических интересов.

В.И.Даль в своем сборнике "Пословицы русского народа" значительное место отвел скороговоркам, загадкам, игровым приговорам, сечкам, считалкам. Попытался ввести в научный оборот взятую из уст народа терминологию.  По научному уровню исследований русского народного творчества выделяются работы В.Ф.Кудрявцева,  А.Ф.Можаровского и особо Е.А.Покровского. Наиболее весомым вкладом в науку были его труды, посвященные детским играм. Е.А.Покровский рассматривал их как незаменимую школу физического воспитания.

Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали русское творчество. Записи уральского фольклориста В.Н. Серебренникова содержат тысячи пословиц, поговорок, загадок, приветствий, скороговорок, частушек, песен, сказок. Его сборник «Меткое слово. Песни. Сказки» поистине - сокровищница мудрости и богатства. В.Н.Серебрянникова по праву можно назвать нашим уральским Далем.

Шли годы - менялась жизнь, изменился быт. Под воздействием новых условий претерпел коренные преобразования поэтический репертуар. Но во все времена в творчестве народа, как в чистом зеркале, отражена его жизнь. Здесь его труд и быт, смекалка, мудрость и поэтический взгляд на родную природу, любовь к Родине.

Созданная народом «энциклопедия жизни» неиссякаемый источник творческого вдохновения для историка, литератора, живописца, музыкального деятеля, языковеда.

Особенности представления темы в разных программах и методических пособиях

Несомненно, что интерес к народной культуре с каждым годом растет. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Не секрет, что представления воспитанников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре. Эти недостатки, на наш взгляд, нужно было восполнить большой, грамотной переработкой материала для обучения малышей. Многие педагоги ДОУ занялись изучением данной темы и практикуют ее в работе с детьми.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Но ни в типовой программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, ни в новых комплексных программах, ни в одной из парциальных проблема нравственного воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается. Попытка восполнить этот пробел была предпринята ведущим научным сотрудником института педагогических инноваций РАО г. Москвы О. Л. Князевой совместно с заведующей ДОУ №117 г. Н.Новгорода М.Д. Маханевой. Ее результатом стала образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», теоретическую основу которой составили положения Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Авторы считают, что данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Образовательная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Эта программа явилась основой нашей работы по данной теме. Один из путей организации работы введения детей в традиционную русскую культуру предлагает московская программа "Наследие" авторов Новицкой М. и Соловьевой Е. Ведущие принципы, на которых построена программа, могут быть использованы при опоре на культуру любого народа России. Программа "Наследие" совершенно не предполагает культурного изоляционизма от требований современной жизни. Она дает здоровую и прочную основу для реализации самых современных идей экологического воспитания дощкольников, нравственного, эстетического, трудового воспитания ребенка, перед которым, безусловно, должны открываться разные области современных естественно-научных и гуманитарных знаний.

Задачами этой программы являются:

  • знакомство детей с жизнью природы, построенное на основе
  • народного календаря.
  • формирование исторического кругозора через изобразительную, музыкальную, театрализованную деятельность.
  • приобщение взрослых к лучшим традициям семейного воспитания.
  • приобщение детей к лучшим образцам отечественной литературы.

Авторы программы считают, что воспитатели имеют право выбора из предлагаемого материала того, что им наиболее близко и соответствует конкретным условиям детского сада.

Педагоги Приморского края из города Спасск-Дальний исследовали проблему ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа. Они разработали программу "Весточка" под руководством автора Ревенок Т., целью которой является развитие интереса к жизни народа в разное историческое время, к его культуре, к природе России. Апробация этой программы показала высокую практическую значимость в работе с детьми. Детей учили играть в русские народные игры, знакомили с русским фольклором, с былинами и сказками, с историей русского костюма и его элементами, с изделиями разных народных промыслов. Вовлекали в активное участие в проведении народных праздников.

Помимо программ по этому вопросу существует много методических разработок и пособий.

Богатый опыт работы опубликован сотрудниками ДОУ г. Коврова в методическом пособии "Знакомство детей с русским народным творчеством" по воспитанию детей в русских национальных традициях. Авторы-с о ставите л и Куприна О.А., Бударина Т. А., Корепанова О.Н. посчитали необходимым обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир.

Педагогами были отобраны следующие приоритеты:

  • Создание атмосферы национального быта.
  • Широкое использование фольклора.
  • Знакомство с обрядовыми праздниками.
  • Знакомство с народным искусством.
  • Знакомство с русскими народными играми.

Это и есть приобщение детей к важной части духовной культуры народа.

Народное творчество является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования заключается в уникальном объединении в народных произведениях традиционного опыта и возможности импровизации.

Тихонова М.В. и Смирнова Н.С. в своей книге "Красна изба..." предлагают подходы к организации специальной среды в дошкольном учреждении, попадая в которую ребенок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта, организовать самостоятельную игровую деятельность.  Игра для ребенка - это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. На помощь приходит детский фольклор, использование которого лежит в основе методического издания Федеровой Г.П. "На золотом крыльце сидели..." г.Санкт-Петербурга.

Она считает, что каждую потешку и прибаутку с ребенком нужно обязательно обыгрывать вместе. В методике каждое поэтическое произведение связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественной потребности в двигательной активности.

Таким образом, изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу позволило нам выбрать и применить на практике наиболее актуальные, интересные и подходящие к нашим условиям, уровню развития детей формы организации и методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы.

Цель, задачи и содержание работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением.
  2. Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.
  3. Знакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
  4. Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
  5. Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству.
  6. Познакомить детей с народным месяцесловом.
  7. Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

Содержание работы:

  • Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).
  • Широкое использование фольклора (фольклор - источник познавательного и нравственного развития детей).
  • Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека).
  • Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры.
  • Знакомство с русскими народными играми (в них заключается огромный потенциал для физического и умственного развития ребенка).

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций о русском быте.
  • Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

  • Организованные занятия.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
  • Организация конкурсов рисунков и поделок
  • Посещение тематических выставок
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
  • Встреча с интересными людьми.

Описание системы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Практика показывает, что легкость и непринужденность применения игровых форм в разных видах деятельности во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между поколениями "дедов" и "внуков".

При знакомстве детей с народной культурой совершается активное, творческое усвоение многих, казавшихся уже отмерших и застывших традиций народной культуры, многих полезных истин из "бабушкиного сундучка".

Опираясь на новую образовательную программу Князевой О.Л. и Маханевой М.Д., я составила перспективные планы совместной деятельности с детьми по месяцам для каждой возрастной группы. Одновременно пополняла развивающую среду необходимыми предметами народного быта, изготавливала пособия к занятиям, атрибуты к играм, по крупицам собирала материал, создавая картотеки.

Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают мне "разговорить" детей. Им нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее:

Баю, баю, баю, бай!
Ты, собачка, не лай,
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди!

Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с песенками "Водичка, водичка...", "Расти, коса..." и другими. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в "дочки - матери", как бережно относились к своим куклам.

Дети взрослели и нужно было подбирать фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д., в зависимости от того, о чем песня. Например, в потешке:

Тень, тень, потетень,
выше города плетень,
Сели звери под плетень,
похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
"Всему лесу я краса!"
Похвалялся зайка:
"Поди, догоняй-ка!"

Далеко не все дети могли передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок в группе мог сыграть любую роль. В старших группах много времени уделялось рассказыванию сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Среди детей неоднократно проходили конкурсы на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок, например, "Что за чудо эти сказки...", "Кого встретил Колобок?". Проводились игры - драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Этот этап самый кропотливый, но и самый интересный.

Часто использовался и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: "Семеро одного не ждут", "Поспешишь - людей насмешишь".

Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: "Весна красна цветами, а осень богата плодами", "Март с водой, апрель - с травой" и другие.

Изучая пословицы о труде, дети оказались моими активными помощниками в создании картотеки пословиц и поговорок. Они дома с родителями отыскивали их, а в детском саду мы вместе объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно их применять. Ребята часто подбадривали друг друга: "Терпение и труд все перетрут", "Дело мастера боится", "Закончил дело - гуляй смело". На досуге проводились соревнования "Продолжи пословицу".

Занимательным и интересным было знакомство детей с народным месяцесловом - земледельческим народным календарем. Многолетний опыт русских людей, любовь к природе, всевозможные метеорологические и агрономические знания в красочной форме пословиц и поговорок донес до сегодняшних дней автор книги "Народный месяцеслов" Г.Д. Рыженков. Дети наблюдали явления природы на прогулках, отмечали изменения погоды, старались запомнить приметы, пословицы, старинные названия месяцев: "Июнь - разноцвет", "Октябрь - грязник", "Февраль - вьюговей" и другие.

Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры и упражнения, полезные для детского ума - это загадки: "Кто и что это?", "Я загадаю, а ты отгадай", "Подскажи словечко". Поначалу непросто было научить детей отгадывать загадки. Но при внесении игрушек, при наблюдениях, при использовании загадок - рифмовок дети полюбили их. С нетерпением ждали они вечеров загадок, когда к ним приходила бабушка - загадушка. Она приносила в своей корзине природный и бросовый материал для изготовления поделки — отгадки к новой загадке.

Традиционными в группе стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества. На них приглашали детей из других групп и сотрудников детсада.

Важное значение в работе придавалось обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Русский народный танец в ДОУ также активно разучивался. Даже научив детей свободно общаться с традиционной игрой, нельзя еще достичь главной цели - чтобы дети играли сами, без участия взрослых. Это одна из проблем - дети очень мало и неохотно играют в сложные игры, если ими не руководят взрослые. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих игровых навыков. Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, мы знакомили их с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривали с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывали национальными обычаями, фольклором. Рассказывали о сюжете игры, поясняли роль водящего, применяли считалки.

Дети узнали множество различных игр: "Гуси - лебеди", "Горшки", "Мак", "Плетень", "Взятие снежного городка", "Жмурки" и многие другие. В ходе любой игры мы привлекали внимание детей к ее содержанию, следили за физической нагрузкой, поддерживали эмоционально - положительное настроение, взаимоотношения детей. Одним словом, стремились научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте - маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр. Была оформлена выставка, содержащая предметы старины (ухват, чугуны, туеса, самовар и др.).
Почти все музыкальные занятия включают в себя хороводные игры, элементы фольклора, использование народных инструментов. На физкультурных занятиях разучены народные игры с предметами: "Удочка", "В царя", "Соловей" и другие. Народные игры способствуют воспитанию мыслительной активности, физическому развитию детей. Каждая игра ставит ребенка в такую ситуацию, когда его ум должен работать живо и энергично. В результате его действия становятся все более осмысленными и целенаправленными.

Мною разработана система работы по ознакомлению с русской народной культурой в разных возрастных группах.

Формы работы с родителями

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. В течение четырех лет мамы и папы помогали создавать мини - музей в группе, собирая по крупицам старинные предметы быта, где дети увидели прялку в действии, "варили" обед в чугунке, пили чай из самовара. Организовывали вместе выставки народного рукоделия, старинной посуды, открыток, одежды, игрушек. Также родители с большим интересом ежегодно принимали участие в проведении народных праздников и развлечений. Традиционными стали проводы масленицы, осенины, Рождественские колядки, праздник русской березки. Проводились развлечения с приглашением бабушек "Посиделки", "Бабушкины игры"; конкурсы "Коса - девичья краса", "Наши руки не знают скуки" и многие другие. По родительской инициативе в группе оформлен альбом "Уголок России", где собраны рисунки взрослых о своей малой родине. Чтобы поддерживать интерес детей, побуждать их к участию в играх, к труду, изготовлению поделок; развивать эмоциональную отзывчивость, мне необходимо было планировать свою работу, привлекая разных специалистов. Так, психолог нашего ДОУ проводила игры и упражнения на развитие общения и эмоциональности у детей; инструктор по физкультуре помогала в разучивании и приобщении детей к русским народным играм в помещении и на улице. В тесном контакте велась работа с музыкальным руководителем. В подготовительной группе мы совместно проводили цикл ежемесячных занятий «Колокольные звоны». Автор этого методического пособия Н.И.Палицина, музыкальный руководитель детского сада № 39 г.Перми, считает, что знакомство с музыкой колоколов дает одну из связующих нитей между прошлым, настоящим и будущим страны. Дети изучали православные термины, играли на разных музыкальных инструментах, помогали в изготовлении макета старинной колокольной звонницы и слушали ее звучание. Полученные знания и впечатления дети отражали в самостоятельной и совместной деятельности, режиссерских, подвижных и сюжетно - ролевых играх. Звучание детского фольклора, наличие предметов декоративно - прикладного искусства, игры, хороводы до сих пор непринужденно присутствуют в нашей группе.Взаимодействие с родителями по ознакомлению детей с русской народной культурой

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Содержание работы с родителями реализовались через разнообразные формы.

Приложение
Скачать в .docx

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Проведение срезов и опросов.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, развлечения, участие родителей и детей в конкурсах и выставках изделий народного рукоделия, предметов старинного быта, игрушек, открыток. Привлечение к изготовлению атрибутов к играм и элементов русского народного костюма.

Познавательные

Ознакомлениеродителей с
русской
народной
культурой,
обрядами
русского народа.
Формирование у
родителей
практических
навыков.

Проведениеродительского
собрания по теме
«Народное творчество
в жизни
ребенка», консультации
в нетрадиционной
форме, педагогическая
гостиная, игры с
фольклорным
содержанием,
тематическая
библиотека для
родителей, папки-
передвижки.

Наглядно-информационные:

информационно-знакомительные;

информационно-росветительские.

Ознакомлениеродителей с
работой в
группе, с
преподнесением
материала в
зависимости от возраста детей

Организация открытыхпросмотров занятий и
других видов
деятельности.
День открытых дверей
группы.
Выпуск газет, обновление материалов в родительском уголке, организация мини -библиотеки по народному творчеству. Создание     альбома изобразительного творчества «Уголок России».

Длительное наблюдение ребенка в обстановке детского сада, совместное участие в различных мероприятиях, в творческой деятельности позволило родителям иначе взглянуть на ребенка и на воспитание его в домашних условиях.

Результаты работы и их анализ на основе диагностики

В итоге многолетней работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством у нас появились новые подходы к планированию совместной деятельности, проведению интегрированных занятий, целевых прогулок и экскурсий. Чтобы выявить результативность нашей работы по теме мы воспользовались диагностической картой по выявлению теоретических знаний и практических умений детей старшего дошкольного возраста, разработанной автором программы «Весточка» Ревенок Т.

Было проведено диагностическое обследование детей подготовительной группы в начале и в конце учебного года. В процессе диагностики широко использовалось
систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, элементарная трудовая деятельность и др.) Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний по народной культуре.Индивидуальные беседы с использованием детской литературы, предметных и сюжетных картинок, сохранение и анализ продуктов детского творчества, игровые приемы дали нам возможность получить достоверные данные о накопленном опыте детей и сделать вывод об успешности проведенной работы в обучении детей.

Таким образом, педагогическая оценка помогла выстроить весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и всей группы детей в целом. Она дала возможность творчески подходить к обучению и воспитанию, получить хорошие результаты работы. Уровень развития детей, в основном, высокий и средний.

Отслеживание результатов помогло выявить, по каким критериям необходимо уточнить и дополнить знания детей, а именно:

  • учить соотносить увиденное в природе с народными приметами;
  • учить запоминать названия народных праздников;
  • больше давать представлений о народных промыслах.

Появились новые взгляды на обучение детей, на результативное освоение ими предлагаемого материала по всем разделам программы "Детство".

Заключение и рекомендации для практиков

Огромная работа по ознакомлению дошкольников с богатейшим искусством русского народа позволяет приобщить детей к национальной культуре. Нам, взрослым, необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Игра для ребенка - это комфортное проживание детства. В игре он проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Вот тут- то нам на помощь и приходит детский фольклор, где каждую потешку, прибаутку, приговорку мы с ребенком обыгрываем вместе. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими жанрами на материале детского фольклора у ребят формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков - русской народной культуры.

Первое направление в работе с детьми - это установление доверительных, добрых отношений между взрослыми и ребенком.

Второе направление - выполнение детьми различных движений при проговаривайии текста. Это следующие движения:

Мелкая моторика

  • движения самомассажа (потирание ладоней, поглаживание кистей рук, поочередное смыкание пальцев и т.д.)
  • шевеление пальчиками
  • разведение и сведение пальцев
  • разные хлопки
  • сжимание и разжимание кулачков
  • вращение кистей и кулачков

Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей и речи.

Разнообразные выразительные движения - это показ, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет козлик, музыканты играют на разных музыкальных инструментах. Ребенок учится свой показ сопровождать выразительными движениями, мимикой и жестами. Учится быть эмоциональным в речи и показе движений. Русские народные игры в детском саду, основанные на материале детского фольклора, дают детям большой опыт, который они реализуют в театрализованной деятельности. Детям фольклор близок и интересен, а мы, педагоги, им помогаем играть, набираться ума - разума, становиться добрее, понимать шутку и юмор.  Воспитатели могут использовать его в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках.  Поставив задачу познакомить своих ребят с народным творчеством и некоторыми видами искусства, я понимала, что это будет приобщение их к важной части духовной культуры народа. Интерес детей оказался огромен.

Была проделана огромная работа по изучению темы, составлению конспектов занятий и сценариев народных праздников - всего того, что постепенно складывалось в систему. Мы старались соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни, начиная с младшего дошкольного возраста.  Большую роль в системе работы с детьми валено отвести народному искусству - творчеству русских умельцев, разным видам росписи, народной вышивки; работе детей с тканью и тестом.  Жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, свою группу. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий.

Литература

  1. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
  2. Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: Изд-воЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в д/с /
  4. В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.; Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  5. Живая вода./ Сборник русских народных песен, сказок,пословиц, загадок /Сост., вступит, ст. и прим. Аникина В.П. - М.: Дет.лит., 1986.
  6. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.
  7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
  8. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Уч. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издат. центр «Академия», 1998.
  9. Колпакова Н. П. А мы просо сеяли/Очерки/-Л.:Дет.лит.,1984.
  10. Меткое слово. Песни. Сказки./Сост. и автор вступ. статьи Т.И.Вершинин; - Пермское книжное издательство, - Пермь,1 964.
  11. Новицкая М. Программа «Наследие»-//Дошкольное Воспитание,№10-12,1997;№1-2,1998.
  12. Палицина Н.И. Колокольные звоны. Мет. пособие,книга2, г.Пермь, 1 999.
  13. План-программа пед. процесса в д/с: Метод, пособие для воспитателей д/сада/ Сост. Н.В.Еончарова и др.- 2-е изд. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
  14. Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. В.П.Аникина;- 2-е доп.изд.- М.:Дет. лит.,1984.
  15. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,200 1.
  16. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.

О новых образовательных программах и инновационных разработках в сфере дошкольного образования читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя» Подпишитесь на него прямо сейчас!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль