Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Выбор за тобой"

4357
Авторы: И.П.Денискина, педагог-психолог МБОУ гимназии 136, г. Нижний Новгород,
О.В.Багрецова, социальный педагог МБОУ гимназии 136, г. Нижний Новгород.

Цель занятия:

  • Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);
  • Заложить основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ.


Задачи занятия:

  1. Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
  2. Изменение отношения детей к зависимости от наркотика;
  3. Формирование мотивации к сохранению здоровья.

Организационные аспекты:

  • Участвует группа подростков 13-16 лет, желательно одного возраста (класса);
  • Состав группы 12-15 человек;
  • Работают два тренера: один ведет занятие, другой выступает как соучастник команды. В ходе занятия возможно поменяться ролями.

Методика проведения занятия
1. В начале тренингового занятия ведущий тренер знакомит участников с целями, задачами занятия и правилами групповой работы:

  • Общение по принципу "здесь и теперь": Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  • Правило "микрофона", т.е. "один говорит (тот, у кого воображаемый микрофон), остальные молча слушают".
  • Конфиденциальность всего происходящего: Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
  • Персонификация высказываний: Безличные слова и выражения типа "Большинство людей считают, что...", "Некоторые из нас думают..." заменяем на "Я считаю, что...", "Я думаю...". По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
  • Запрет на диагнозы и оценку.
  • Искренность в общении: Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

2. Разминочное упражнение "Я – какой?". Цель: установить контакт, снять эмоциональное напряжение у участников группы, настроить на продуктивную групповую деятельность.
По кругу участники называют свое имя и качество характера на первую букву имени (Иван – интеллектуальный). Начинающий называет свое имя-качество, сосед – сначала повторяет имя-качество начавшего это упражнение, затем говорит свое имя и качество. Упражнение проводится по типу "снежный ком".

3. Игра "Спорные утверждения". Цель: игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику уточнить свои взгляды на проблему зависимости.

Для проведения игры необходимы четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: "совершенно согласен", "согласен, но с оговорками", "не согласен совершенно", "не имею точного мнения".

Листы прикрепляют по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает спорное утверждение, после чего участники расходятся и встают около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Далее по предложению ведущего или по желанию участники обосновывают свое решение.

Примеры спорных утверждений:

  • Наркомания – это преступление;
  • Легкие наркотики безвредны;
  • Наркотики повышают творческий потенциал;
  • Наркомания – это болезнь;
  • У молодых людей возникает множество проблем из-за наркотиков;
  • Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент;
  • Наркомания излечима;
  • Многие подростки начинают употреблять наркотики «за компанию»;
  • Люди, употребляющие наркотики, часто не осознают, что зависят от них;
  • С наркотической зависимостью можно справиться без родителей;
  • Наркоманы часто умирают от СПИДа;
  • Попасть в зависимость от наркотиков можно только после многократного их употребления;
  • По внешнему виду можно определить, употребляет человек наркотики или нет;
  • Наркоман может умереть и от малой дозы наркотика;
  • Продажа наркотиков не преследуется законом;
  • Наркоманы – это не люди;
  • Легкие наркотики можно разрешить.

4. Игра "Отдай самое дорогое". Цель: помочь детям осознать возможные потери при возникающей зависимости, сместить фокус ценностных ориентаций.
Участникам предлагается написать на цветных бумажках по очереди:

  • "свое увлечение", хобби;
  • "самый дорогой предмет" (имеется ввиду дорогой и «по сердцу», и по цене);
  • "дорогого человека"

Далее ведущий в роли "наркотика" (на груди надпись "наркотик") предлагает участникам свою дружбу, описывая все мифологические прелести потребления ПАВ. Но за эту дружбу надо платить, и Наркотик предлагает участникам поочередно отказаться ("отдай, подари мне …") увлечения, затем дорогую вещь, а потом и дорогого человека ("зачем они тебе, ведь у тебя есть я")
Рефлексия игры: обмен мнениями, чувствами (Какие чувства ты испытал? Что ты мог бы отдать? Почему?).

5. Игра "Страшноватый суд" (вариант игры И.Вачкова). Цель: переосмысление своего отношения к наркомании. Игра относится к классу игр на получение обратной связи.

Итак, закончив свой земной путь, душа наркомана предстает на высший суд перед Богом. Место прокурора, обвинителей занимают темные ангелы, места защиты – светлые ангелы. Задача темных ангелов обвинить Душу, подчеркнуть ее негативные стороны и социально неодобряемые поступки, "заполучить" Душу к себе в ад. Задача светлых ангелов – подчеркнуть положительные черты Души и убедить Бога отпустить Душу в рай. Желательно обставить игровое поле атрибутами рая и ада. Поскольку все же имеет место небольшое нарушение правила безоценочности, то в "цветных", игровых условиях оно воспринимается участниками без особых болезненных эффектов.

Перед началом игры участники делятся на две команды для совместного составления «судьбы» почившего наркомана. Оба тренера работают с командами, каждый в своей. В случае необходимости можно предложить участникам подсказку-факторы, которые подталкивают подростков к потреблению наркотиков.

Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками

В семье:

  • Родители сами употребляют алкоголь или наркотики;
  • Родители конфликтуют между собой. Ребенку в семье неуютно;
  • Между членами семьи отсутствует эмоциональная близость, взаимопонимание;
  • Стиль воспитания в семье: или "вседозволенность", или "ежовые рукавицы".

В обществе:

  • Социальная нестабильность в стране, безработица, как следствие, много асоциальных семей;
  • Нет жестких законов о потреблении и распространении наркотиков;
  • Потребление наркотиков, алкоголя - "норма" для окружения;
  • Нет представления в обществе о жизненных ценностях, для чего живем.

Особенности личности:

  • Низкая самооценка;
  • Неумение отстаивать свою позицию, внушаемость;
  • Деформированная система ценностей;
  • Низкая стрессоустойчивость, впечатлительность;
  • Склонность к риску ("а дай попробую, что будет…");
  • Завышенная самооценка ("захочу, брошу").

Игра начинается, когда будет готов участник от команды с рассказом о своей судьбе-истории «дружбы» с наркотиками. Все участники высшего суда: Бог, темные и светлые ангелы заслушивают историю жизненного пути наркомана. После начинается сам суд. Бог по своему усмотрению предоставляет слово сторонам защиты и обвинения, после чего выносит вердикт, отправляет Душу в рай или ад. Таким же образом обыгрывается и вторая судьба, вариант другой команды, причем желательно ангелам, Богу поменяться местами.

Обязательно в конце игры проводится рефлексия: В какой роли ты участвовал? Что показалось тебе трудным, приятным в этой роли? В какой роли играть было труднее? Что ты чувствовал, когда обвинял (защищал) наркомана? Что чувствовала сама Душа? Тебе не жалко наркомана?

Занятие заканчивается словами о том, что мы сегодня ознакомились с большим объемом информации про потребление наркотиков. Это были факты, чувства, мнения, переживания отдельных участников. Сейчас главное - всегда помнить, что выбор, а следовательно, и ответственность за все, что случиться с тобой и твоими близкими после "дружбы" с наркотиками, за тобой!Литература

  1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. Ось-89, 2000.
  2. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей. – М: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними. Сборник программ. Изд-во "Образование и культура", СПб, 2003.
  4. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
  5. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных педагогов. – М: Фирма Вариант, 2003.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль