Опыт развития артикуляционного аппарата детей при использовании принципов биоэнергопластики

2959

Автор: Серкова Ирина Ивановна, учитель-логопед МДОУ " Детский сад №9 " Радуга", г. Балабаново, Калужская область. 

В  статье рассматривается вопрос оптимизации подхода к развитию подвижности артикуляционного аппарата согласно принципу биоэнергопластики, что в свою очередь позволяет наиболее эффективно формировать нормативную звукопроизносительную базу дошкольников. Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

Учёные, занимающиеся вопросами развития речи, указывают на то, что одной из важнейших проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с патологиями в развитии речи.

Анализ специальных литературных источников позволяет говорить о том, что существует стойкая связь интеллектуального и речевого развития ребёнка со степенью сформированности у него мелкой моторики пальцев рук. Сведения, приводимые в литературе, указывают, на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук относительно уровня развития речи. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. 

 
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки [3].
Изученная литература позволяет говорить о том, что сочетанные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, и раскрепощены, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, - а это - в свою очередь, положительно влияет на повышение уровня развития интеллектуальной деятельности детей, совершенствует координацию движений и мелкую моторику. 
 
Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не " участвует" При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. 
 
Постепенно к артикуляционным движениям подключаются сначала движения одной кисти - ведущей руки. Затем подключается вторая рука. 
 
Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. 
 
Такого рода гимнастике, для развития подвижности артикуляционного аппарата необходимо продолжаться весь учебный год. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. 
 
Предложенный далее комплекс упражнений - Таблица 1 - наглядно показывает возможные комбинации, непосредственно, упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Данный комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. 
 
Следовательно, систематическое выполнение детьми дошкольного возраста, страдающими проблемами в развитии речи, подобных упражнений позволит наиболее эффективно усвоить систему нормативного звукопроизношения.

Таблица 1.
Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата
(принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата):

I.Упражнения для нижней челюсти.
1. Широко раскрыть рот и подержать  его открытым несколько секунд. Затем закрыть.

Ладонь лежит на столе. Пальцы сомкнуты. В момент открытия рта, поднять ладонь, держа её основание на столе. В момент закрытия рта опять положить ладонь на стол.

2.Жевательные движения с сомкнутыми губами.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев руки.

3.Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты.

Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот).

4. "Заборчик" - верхняя челюсть "стоит" на нижней;  губы в улыбке.

Ладонь правой руки лежит на столе. Пальцы сомкнуты. Правая ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот)

II.Упражнения для губ.
1."Улыбка" - "Трубочка".
Растягивание разомкнуты губ (зубы сжаты) – вытягивание губ вперёд.

Разведение пальцев в стороны – "улыбка". Сведение пальцев – "трубочка". 

2.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется.

III.Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна).
1. "Болтушка" - движения языка взад-вперед.

Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед.

2. "Часики"- движения языком вправо-влево.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо - влево

3. "Качели" - движения языком вверх-вниз.

Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – 'качели" вверх.

4. Круговые движения языком.

Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке. 

5. "Лошадки" - щелканье языком.

Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

6. "Лопатка" - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 

В момент показывания «лопатки» похлопывать кистью руки по столу.

7. "Иголочка"- узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца,  собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания "иголочки". "Иголочка" убирается - указательный палец убирается в кулак.

8. "Желобок" - высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

Скрестить указательный и средний палец руки. 

9. "Грибок" - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.

Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

10. "Чашечка" - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме "чашечки". "Чашечки" из рук смотрят вниз – рот закрыть.

11. "Киска сердится" - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу. 

12. "Накажем непослушный язык" - покусывать широкий кончик языка.

Постукивание подушечками пальцев по столу.

 

 

 

Литература:

  1. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4. 
  2. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4. 
  3. Зайцева И.Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников 
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно- голосовые упражнения.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. 
  5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999. 
  6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999. 
  7. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005. 


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль