Консультация для воспитателей "Развитие грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"

4897
Автор:Зеленина Ирина Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №2" (Пермский край)

Грамматика - наука о строе языка, его законах. Грамматика представляет собой систему, объединяющую морфологию, словообразование, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова ( или других слов) с помощью специальных средств.

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:

  • - на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: "Куклу мама принесла";
  • - вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: "Заплакала Маша почему?";
  • -дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?" отвечают: "Почему что…"

Неправильно иногда оформляется союзная связь:

  • - опускается союз или часть союза: "Вот еще лопнул шар у дяди, потому… нажал сильно";
  • - один союз заменяется другим: "Как мы пришли домой, мы играли с мячом"; "Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно";
  • - союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: "Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим – салют".

Способы словообразования:

  • морфологический способ (про мощи приставок, суффиксов, корней, окончаний): путь – пут-ник; под одеялом - под-одеяль-ник; порядок – бес- порядок; слабый – слаб-ость; спускать – спускать-ся; бежать – при-бежать, в-бежать, вы-бежать; заяц – зай-чон-ок; сахар – сахар-ниц-а и т.п;
  • морфолого-синтаксический способ – сложения нескольких основ: лед колоть – ледокол; книги любить – книголюб; черные брови – чернобровый и пр.
  • Словообразование связывается с детским словотворчеством. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя: копатка, помогание, колоток, страшность, пургинка и др.

Основные задачи формирования грамматической стороны речи детей

  1. Обеспечить обучение дошкольников родному языку и освоение морфологической системы (изменение по родам, числам, лицам, временам).
  2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
  3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Пути формирования грамматически правильной речи у детей:

  1. создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
  2. специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
  3. формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
  4. исправление грамматических ошибок.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.

Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста. Методические приемы: образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения и, в конечном итоге, устранить речевые нарушения у дошкольников

Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказка нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1998. С. 153.
  2. Бородич А.М. Методика речи детей дошкольного возраста. – М.,1984. С.111.
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984.С.105.
  4. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2002. С.17.
  5. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М., 2001


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам документ с примерными вопросами мониторинга педагогических компетенций воспитателей в ходе реализации требований ФГОС ДО.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль