Интегрированный урок, посвященный Москве

1238

Тип урока: Урок закрепления и обобщения изученного материалаЦель: составить карту исторических достопримечательностей МосквыЗадачи:
образовательные:

  1. познакомиться с некоторыми историческими достопримечательностями Москвы
  2. закрепить знания по истории России
  3. закрепить умение работать по тексту (научному и художественному), искать необходимую информацию

воспитательные:

  1. воспитывать интерес к истории и культуре родной страны, уважение к традициям своего народа, любви к родной стране, родному городу, прививать интерес к изучаемому предмету, формировать культуру слушателя и рассказчика, воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи, терпимость к чужому мнению, формировать умение работать в группе и индивидуально.

развивающие:

  1. развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, языковую догадку
  2.  продолжать формировать навыки правильной речи, развивать общую эрудицию учащихся.

Оборудование: проектор, ноутбуки индивидуальные, раздаточный материал с текстом об Ивановской площади, с текстом для домашней работы, "Лента времени", карта Москвы для групп и для фронтальной работы, видеофильм "Московский Кремль. Из глубины веков", электронный словарь (презентация с необходимым набором слов к данному уроку), фломастеры, простые карандаши

Этапы урока

Результат

Что надо сделать

Формы

I этап. Актуализация знаний и постановка учебной задачи

Задача на создание карты Москвы с отмеченными на ней местами, интересными для знакомства с историей города

Ввести в условную ситуацию

Фронтальная

IIэтап. Знакомство с историей Московского Кремля

1. Узнали об истории Кремля, уточнили знания об образовании и развитии Московии, России до 19 в.

2. "Присвоены" художественные приемы выразительности текста

Просмотреть посмотреть видео о Московском Кремле, поработать с научно-популярным текстом и словарем , с "Лентой времени"

Общеклассное обсуждение

III этап. Знакомство с историческими достопримечательностями г.Москвы, выбранными учениками

1. Узнали другие исторические достопримечательности г.Москвы

2. Потренировались в роли менеджера по рекламе

Подготовить с учениками индивидуальные сообщения о достопримечательностях Москвы в виде рекламного буклета

Групповая

IV этап. Рефлексия

1. Оформили карту г.Москвы с отмеченными на ней историческими достопримечательностями

2. Вывод о значении города в истории России

Отметить на карте Москвы все исторические места, о которых шла речь на уроке.

Организовать работу по обобщению исторического значения города, по личной оценке каждого по проблеме урока

Общеклассное обсуждение, индивидуальная оценка

Конкретизация каждого этапа урока

Задание

Форма

Вопросы и задания учителя

Предполагаемые ответы учеников

Результат этапа

I этап. Постановка учебной задачи

Во Внуково приземлился самолет из столицы Монголии Улан-Батор, на борту которого вместе с мамой прилетел Батыр. Ему 10 лет, он очень любознательный. Батыр знал, что Москва – столица России. Он никогда не был в этом городе, поэтому  у него сразу возникли вопросы:  Когда и где "родилась" Москва? Как росла? Что за люди здесь жили и живут?

Фронтальная работа

На какие из вопросов мы сможем сегодня ответить? Что посоветуете Батыру? Как сами бы поступили на его месте? Определите тему и цель урока С чего бы вы начали? Как Батыру ориентироваться в направлениях? В конце урока отметим на карте только те исторические места, с которыми нам было бы интересно познакомиться поближе.

Отмечается "дефицит" знаний. Три способа познания: наблюдение, письменные источники, устные источники (взрослый). Пройти по историческим местам. Начинать нужно с центра города и всей России – Московского Кремля. Двигаться нужно по карте Москвы

Задача на создание карты г.Москвы с отмеченными на ней местами, интересными для знакомства с историей города

II этап. Знакомство с историей Московского Кремля

1.Посмотрите видеофильм "Московский Кремль. Из глубины веков" (до 10минут 03 секунд и нажать на "пауза"). Возьмите "Ленту времени" и простой карандаш. Во время просмотра отмечайте на ленте даты «жизни» Кремля.

Общеклассное обсуждение

Как думаете, с какого века начнется история жизни Кремля? С именем какого князя связано рождение города? Проверка после просмотра: сопоставьте свою «Ленту времени» с моей (на доске, предварительно закрыта), уточните  данные. Назовите имя князя, при правлении которого Московское княжество стало укрепляться, а в городе началось активное строительство каменных храмов, стены укрепились дубовыми бревнами, границы города расширились. Почему Ивану Калите удалось сделать все это? Кто из русских князей перестраивал стены Кремля? Век? О каких достопримечательностях Кремля шла речь в фильме?

12 век, 1147 г – год рождения Москвы Князь Юрий Долгорукий

 Иван Калита

Сумел договориться с ханом Золотой Орды о сборе налогов и повел это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнела.

 Дмитрий Донской (белый камень) – 14 век, Иван III (красный кирпич) – конец 15 века.Кремлевская стена с башнями, соборная площадь, грановитая и оружейная палаты, Большой Кремлевский дворец

1. Узнали об истории Кремля, уточнили знания об образовании и развитии Московии, России до 19 в.

 2. «Присвоены» художественные приемы выразительности текста

2. Остановились на Ивановской площади Кремля (на экране видео). Прочитайте  текст, расставляя на полях значки:

! – я это знал

+ - новое для меня

- - вызывает сомнение

? – возник вопрос. Закончим экскурсию (оставшийся фрагмент фильма) Рефлексия: Оппоненты (+, -)

 

Что вы прочитали? Расскажите об исторических фактах. В какие века именно так жила Ивановская площадь? Какие факты подсказали? Какие знания подтвердились? Какую информацию вы встретили? Какие вопросы возникли? Поработаем с текстом более подробно. Где находится Ивановская площадь? Прочитайте. Чем являлась для древней Москвы? Закончите предложение: На Ивановской площади с раннего утра можно встретить… Для чего сюда собирался народ? О каких приказах идет речь в тексте и чем они занимались? Как сейчас называются такие государственные учреждения? Обратимся к художественным средствам. Какие предложения говорят о личной оценке автора текста? Какие эпитеты внесли в текст образность и поэтичность? Какие еще приемы нашли? Какое из данных названий вы бы выбрали для текста, чтобы оно более точно раскрывало тему: 1. Ивановская площадь в старину 2. Ивановская площадь – деловой центр старой Москвы 3. Откуда пошло выражение «кричать во всю ивановскую» О какой достопримечательности еще узнали? В каком веке построена? Добавьте на «Ленте времени» Кто из ребят был убедителен?

Научно-популярная статья. Есть научные факты и использованы художественные приемы, существует личная оценка автора. 16 – начало 18 веков. Царствующий град – при Иване Грозном (царь); не было газет – при Петре I первая газета (январь 1703г.).

 Работа с отметками на полях.

Словарная работа

 От Архангельского собора к Ивану Великому и далее к Спасским воротам Деловой центр, место для наказания провинившихся стрельцов в красных кафтанах, крестьян в полушубках, тулупах и меховых шапках, ремесленников с топорами, купцов с окладистыми бородами, каликов перехожих, нищих в лохмотьях и на костылях, скоморохов с гудками и дудками, подьячих. Написать жалобу, узнать решение о ранее написанной жалобе, по важным делам в приказы, узнать новости города, княжества. Приказ стрелецкий – занимался он делами войска, нёсшего службу в Москве. Посольский приказ ведал иностранными делами. Счётных дел приказ заботился о взыскании налогов. Сколько народа толпилось здесь с утра! Крик стоял такой, что за Москвой-рекой, говорят, было слышно. Зычным голосом, царствующий град, истошно кричать…Фразеологизмы: как рыба в воде, кот наплакал, кричать во всю ивановскую; Открытое сравнение с островом. Все ответы, запись на свободной строчке. Сенатский дворец – резиденция президента РФ. В конце 18 века.

IIIэтап. Знакомство с историческими достопримечательностями Москвы, выбранными учениками

Отметили на карте Кремль. С какими историческими местами нашего города вы бы хотели познакомить Батыра? Рефлексия: какие исторические места вам показались наиболее интересными? Чем?

Групповая

 Каждый из вас в течение 2х минут должен рассказать о достопримечательности так, чтобы одноклассники захотели посетить это место и узнать о нем более подробно. Лучший менеджер по рекламе получит +5 учебных ступеней за работу и в подарок – оформление сообщения в виде буклета.

Рассказывают своей группе (4-5 человек)

Отмечают на карте самые интересные на их взгляд исторические места

1. Узнали другие исторические достопримечательности г.Москвы

2. Потренировались в роли менеджера по рекламе

IV этап. Рефлексия

Отметим на общей карте для Батыра все места, которые ему необходимо посетить. Домашнее задание. Поработать с текстом о Московском Кремле, расставляя на полях знаки.

Заключительное слово учителя:

 Твой город, твоя Москва даст тебе все доступное и известное всему человечеству. Наполняй душу любовью - к близким и далеким людям, к знаниям и своему делу, учись, живи, работай - Москва с любовью и пониманием смотрит на тебя.

Общеклассное обсуждение, индивидуальная оценка

Почему в нашем городе так много исторических мест? Мы смогли ответить на все вопросы Батыра? Дайте оценку тому, что сегодня узнали и всему  уроку.

Отсюда начиналась Россия. История Москвы  тесно переплетена с важнейшими событиями жизни русского государства. Индивидуальные оценки.

1. Оформили карту г.Москвы с отмеченными на ней историческими достопримечательностями
2. Вывод о значении города в истории России

Литература
1. Осетров Е.И. "Твой Кремль". – М.: Малыш, 1977
2. Сорова Н.А. Словарь архаизмов и историзмов.
3. Сорова Н.А. "Московский Кремль. Из глубины веков"

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль